Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Узнайте самые значимые изменения в работе бухгалтеров в 2019 году

практические решения для работы, советы по применению законодательства и кейсы по проверкам и отчетности от лучших спикеров ИРСОТ

Главная неделя для главбуха
   
График мероприятий

Аналитика / Налогообложение / Как выгоднее оформить использование сотрудником своего автомобиля

Как выгоднее оформить использование сотрудником своего автомобиля

«Требуется водитель с собственным а/м. Стабильная зарплата, оплата ГСМ». Объявления с вакансиями подобного рода встречаются достаточно часто. Однако оформить отношения с работниками, использующими для служебных поездок собственную машину, можно тремя разными способами. И каждый из них имеет налоговые нюансы

25.09.2009
«Бухгалтерия Онлайн»
Автор: Алексей Крайнев , налоговый юрист

Вариант первый. Ссуда

Плюсы:

- Учет всех расходов на автомобиль, без ограничений и рисков.

Минусы:

- Необходимость заключения дополнительного договора.
- Работник не получает дополнительного вознаграждения.
- Необходимость оформления кадровой документации на управление ТС.

Первый вариант предполагает заключение с работником-автовладельцем договора безвозмездного пользования машиной (НДФЛ. Ведь по договору ссуды никаких выплат за предоставление машины в пользу сотрудника не производится (он может получать более высокую зарплату чем та, которую ему установили бы при работе на автомобиле организации). Соответственно базы для начисления налога не возникает.

Надо отметить, что заключение договора ссуды не исключает возможность использования сотрудником автомобиля и в свободное от работы время. Для этого нужно всего лишь оформить приказ по организации, на основании которого управлять данным автомобилем поручается работнику, являющемуся его собственником. Кроме того, желательно указать в приказе (или в ином внутреннем документе организации), что машина не обязательно должна храниться в месте нахождения организации. Это позволит сотруднику забирать машину после работы и на выходные.

 Вариант второй. Аренда

Плюсы:

- Учет всех расходов на автомобиль без ограничений.
- Работник получает дополнительное вознаграждение.

Минусы:

- Необходимость заключения дополнительного договора.
- Необходимость оформления кадровой документации на управление ТС.
- Риск доначисления ЕСН, если автомобилем управляет собственник.
- Вознаграждение сотруднику облагается НДФЛ.

Если помимо компенсации стоимости ГСМ работодатель планирует выплачивать сотруднику вознаграждение за использование личного автомобиля, то договор ссуды уже не подходит. Ведь по нему никаких выплат быть не может. В такой ситуации можно воспользоваться вторым вариантом и оформить договор аренды автомобиля (ст. договор аренды без экипажа (ЕСН, т.к. налоговая может посчитать, что на деле заключен договор аренды с экипажем).

Поскольку аренда не признается услугой, с арендной платы ЕСН начисляться не должен (ст. 38, п. 1 ст. 236 НК РФ). Одновременно арендная плата является доходом сотрудника (пп. 4 п. 1 ст. 208 НК РФ) при выплате которого организация должна удержать НДФЛ (ст. 226 НК РФ).

Вариант третий. Компенсация

Плюсы:
- Не нужно заключать дополнительный договор.
- Не нужно издавать кадровый документ о поручении сотруднику управлять ТС.
- Работник получает дополнительное вознаграждение.
- Выплаты не облагаются НДФЛ и ЕСН.

Минусы:
- Ограниченный размер компенсации, которую можно учесть в расходах.
- Возможны споры с налоговой по вопросу учета расходов на ГСМ, ремонт и ТО.

В ситуации, когда работнику необходимо не только компенсировать стоимость ГСМ, но и выплачивать вознаграждение за использование личного транспорта, возможен еще один вариант оформления документов. Он отличается простотой, т.к. в данном случае нет необходимости заключать какой-либо договор. Достаточно будет служебной записки сотрудника и приказа по организации. Дело в том, что статья 188 Трудового кодекса гласит: если сотрудник использует при работе свое имущество, и это происходит с согласия и ведома работодателя, то организация обязана возместить сотруднику расходы, связанные с использованием имущества и выплатить компенсацию за его использование, износ (амортизацию).
Но, применяя этот вариант, нужно учитывать, что максимальный размер компенсации (именно компенсации за износ, а не оплаты ГСМ!), который можно учесть при налогообложении ограничен (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ, Постановление Правительства РФ от 08.02.02 № 92). Например, за легковое авто с двигателем объемом до 2000 куб. см компенсация, учитываемая в расходах, не может быть больше 1,2 тыс. руб. в месяц. А для более мощных авто — 1,5 тыс. руб. в месяц.

А вот ЕСН и НДФЛ компенсация облагаться не будет. Причем, независимо от того, в каком размере она выплачивается. Ведь ст. 238 и 217 НК РФ не содержат каких-либо ограничений по размеру компенсаций. Главное, чтобы они выплачивались в соответствии с законодательством, то есть по правилам статьи 188 ТК РФ.

Не облагаются «зарплатными» налогами и суммы, выплачиваемые сотруднику для компенсации его расходов на ГСМ, ремонт и ТО, так как они не являются доходом сотрудника в том смысле, которое этому понятию придает ст. 41 НК РФ. При этом данные суммы в полном размере учитываются в расходах. Ведь для них в Налоговом кодексе каких-либо лимитов не установлено (п. 49 ст. 264 НК РФ). Правда, Минфин считает, что затраты на ГСМ, техническое обслуживание и текущий ремонт уже учтены при расчете предельных размеров компенсации (письмо от 16.05.05 № 03-03-01-02/140). Однако такой подход противоречит статье 188 ТК РФ, которая предусматривает два вида выплат сотруднику, использующему свое имущество в интересах работодателя.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться