Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Узнайте самые значимые изменения в работе бухгалтеров в 2019 году

практические решения для работы, советы по применению законодательства и кейсы по проверкам и отчетности от лучших спикеров ИРСОТ

Главная неделя для главбуха
   
График мероприятий

Аналитика / Налогообложение / У «платежного» штурвала

У «платежного» штурвала

По традиции принципиальные вопросы, связанные с погашением кредиторской задолженности, всегда решает финансовый или генеральный директор. Впрочем, иногда обязанность по составлению платежного календаря возлагается и на главного бухгалтера. В связи с кризисом у многих фирм оказывается недостаточно средств, чтобы в обычном режиме расплатиться со всеми контрагентами. Тогда руководителям приходится выбирать: кому перечислить деньги в первую очередь, а с кем можно рассчитаться позже. Рекомендации о том, как правильно расставить приоритеты, предоставил коллегам Дмитрий Зверев, финансовый директор ММВБ

11.03.2009
«Расчет»
Автор: Дмитрий Зверев

Если Фортуна отвернулась

В нынешней ситуации, когда рынок ощущает дефицит ликвидности, компаниям приходится пересматривать некоторые принципы управления своей ликвидностью и кредиторской задолженностью. Последняя во все времена была одним из важных источников финансирования деятельности предприятий.

Общие принципы управления организацией рекомендуют, чтобы объем кредиторской задолженности был сопоставим с уровнем дебиторской задолженности и запасов. Это так называемый коэффициент текущей ликвидности, который требует постоянной поддержки. Заемные средства тратятся, как правило, на инвестиционные проекты, такие как, например, покупка основных средств, хотя формально в кредитных договорах чаще используется другая формулировка - пополнение оборотных средств. Отметим, что в периоды роста компании пополнение оборотных средств действительно необходимо для завоевания рынка - путем, например предоставления больших отсрочек по платежам клиентов.

В периоды сокращения деловой активности перед организацией стоит задача, с одной стороны, удержать существующую долю рынка, а с другой - поддержать уровень своей ликвидности. Именно это сейчас и можно наблюдать во многих сегментах рынка. Поэтому первое, что необходимо сделать фирмам, испытывающим нехватку средств - в долгосрочной перспективе пересмотреть взаимоотношения с поставщиками и покупателями. Попытаться договориться о том, чтобы увеличить или оставить на прежнем уровне отсрочки, имеющиеся у поставщиков. Особенно это касается полученной от них продукции, хранимой на складе. Одновременно фирме нужно постараться сократить или удержать на прежнем уровне дебиторскую задолженность. В том случае, если сокращение указанной задолженности не представляется возможным, следует вести мониторинг запасов, которые организация сама отгрузила своим покупателям.

Контрагенты - в очередь!

Другой аспект проблемы заключается в оперативном управлении кредиторской задолженностью и создании реестра платежей. Предположим, клиенты предоставляют фирме определенные отсрочки, которые прописаны в контрактах. Если поставка была осуществлена на условиях оплаты по истечении 30 дней, то, как правило, не будет критично, если фирма перечислит деньги в период до 35-40 дней. Просрочка в 5-10 дней скорее всего не вызовет раздражение у поставщика. Если же возникают какие-либо проблемные моменты с оплатой, особенно когда полученный товар все еще хранится на складе и не продан или не пущен в производство, то лучше платить каждый день небольшими суммами, чем не платить вообще или сосредоточиться на каких-то конкретных дебиторах.

Попробуем разобраться, кому же из кредиторов следует платить в первую очередь, а кому и насколько можно безболезненно отсрочить оплату.

Банки здесь играют особую роль. В данных организациях даже один день просрочки - уже нарушение условий контракта и соответствующая запись в кредитную историю. Поэтому банковские платежи нельзя просрочить ни на один день.

Иногда допустима реструктуризация задолженности компании, но это плохой симптом. Если компания видит, что она не может оплатить какой-то платеж, то ей следует обратиться к банку с предложением о реструктуризации. И все же данное обстоятельство в любом случае ухудшит кредитный рейтинг компании.

Налоговые платежи также нельзя задерживать, потому что фискальные органы могут заблокировать счет. Как известно, блокировка счета - отработанная административная процедура. Разблокировать его возможно только в случае полного погашения налоговой задолженности. При этом инспекторы дают банкам предписание списывать средства в безакцептном порядке. Если у компании несколько счетов в разных кредитных учреждениях, то такие предписания, как правило, направляются сразу во все банки. При этом существует риск, что одна и та же сумма задолженности будет списана несколько раз - с разных счетов компании в разных организациях. С другой стороны, короткую налоговую задолженность можно допускать в том случае, если сумма, которую вы должны уплатить, правильно задекларирована, т. е. вы раскрыли в отчетности, что должны ее. Правда, в этом случае вам грозят пени. Но такая жертва порой бывает оправдана.

В инспекцию также можно обратиться за инвестиционным налоговым кредитом. Законодательством предусмотрены правила для реализации данной процедуры. Но стоит учитывать сроки получения кредита. Дело в том, что рассмотрение вашей заявки может продлиться довольно долго, и не факт, что решение налоговиков будет положительным. Однако в свете последних событий можно ожидать, что власти постараются устранить подобные препятствия.

Стоит вспомнить и о таких важных «контрагентах» компании, как сотрудники. В настоящее время случаи задержки зарплат работодателями участились. И это при том, что сотрудники и так являются объектом, который «кредитует» компанию как минимум на один месяц. В ситуации мирового кризиса эти отсрочки могут достигать двух месяцев. Больший срок, как правило, порождает судебные разбирательства. А это, в свою очередь, приводит к потере наиболее квалифицированных кадров. Поэтому все, что возможно допустить в этом случае - перенести аванс на конец месяца, а зарплату на конец следующего месяца. Это предельный срок, который можно рекомендовать без увеличения рисков трудовых споров и внутренних конфликтов.

Мы подошли к ранжированию поставщиков. Итак, сразу отметим, что их необходимо разделить на группы по степени значимости для компании и внести в специальный реестр.

Например, если у фирмы есть эксклюзивный поставщик определенного вида уникального сырья, то отношения с ним требуют особо тщательного подхода.

Наиболее сложно будет поставщикам, чей товар является конкурентным на этом рынке. Они, конечно, вынуждены будут предоставлять значительные отсрочки сверх оговоренных. Объяснением в этом случае может служить нынешняя нестабильная ситуация на рынке, а поскольку товар конкурентный, смена контрагента не вызовет осложнений.

Что касается западных поставщиков, то их бизнес-модель изначально построена на больших отсрочках. При помощи грамотно проведенных переговоров можно добиться даже их увеличения.

Бухгалтеру не по статусу

В любом случае, принятие именно стратегических решений не должно быть возложено на плечи главного бухгалтера. Ведь даже при подаче налоговой отчетности ответственность за ее предоставление лежит на генеральном директоре, а не на главбухе. Как правило, именно генеральный директор осуществляет ключевые договоренности с поставщиками и обсуждает определенные условия оплаты. Поэтому по возможности работу по ранжированию поставщиков в предоставленном реестре логичнее всего предоставить именно ему.

Очередность платежей в режиме экономии

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться