Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Требования к составлению бюджетной сметы

Требования к составлению бюджетной сметы

Бюджетная смета казенного учреждения является главным документом для финансового обеспечения его деятельности (п. 2 ст. 161 БК РФ). В статье напомним порядок составления и ведения этого финансового документа

27.09.2022
Автор: Романова Л., эксперт журнала

 

Согласно п. 12 ст. 221 БК РФ бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, на основании:

– Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, установленных Приказом Минфина России от 14.02.2018 № 26н (далее – Общие требования);

– Порядка составления и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений, утвержденного Приказом Минфина России от 20.06.2018 № 141н (далее – Порядок № 141н). Действие документа распространяется на федеральные казенные учреждения, их обособленные (структурные) подразделения без прав юридического лица, осуществляющие полномочия по ведению бюджетного учета, а также в соответствии с п. 11 ст. 161 БК РФ на федеральные органы государственной власти (федеральные государственные органы), органы управления государственным внебюджетным фондом РФ как на получателей бюджетных средств.

Нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб. (п. 2 ст. 15.15.7 КоАП РФ).

Согласно п. 2 ст. 221 БК РФп. 20 Порядка № 141н утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения.

Несоответствие указанных в смете значений лимитам бюджетных обязательств может быть классифицировано контрольным органом как нарушение порядка ведения бюджетной сметы.

Смета, иные документы и информация, не содержащие сведения, составляющие государственную тайну, составляются в форме электронного документа и подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя или иного уполномоченного лица учреждения, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя средств федерального бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда РФ в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» (п. 5 Порядка № 141н).

Составление сметы

Согласно п. 6 Общих требований под составлением сметы понимается установление объема и распределения направлений расходов бюджета на срок действия закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) на основании доведенных до учреждения лимитов бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения, включая бюджетные обязательства по предоставлению бюджетных инвестиций и субсидий юридическим лицам (в том числе субсидии бюджетным и автономным учреждениям), субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов.

Смета составляется учреждением путем формирования показателей на второй год планового периода и внесения изменений в утвержденные показатели сметы на очередной финансовый год и плановый период (п. 8 Общих требований).

В частности, согласно п. 8, 940 Порядка № 141н казенные учреждения вправе формировать обоснования (расчеты) показателей, как и показатели сметы, по следующим направлениям в соответствии с ЛБО:

1. По осуществляемым в целях обеспечения функций учреждения согласно ст. 70 БК РФ расходам:

– на оплату труда работников казенных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами);

– на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;

– на уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ;

– на возмещение вреда, причиненного казенным учреждением при осуществлении им деятельности.

2. По расходам на закупку учреждением товаров, работ, услуг в пользу третьих лиц.

3. По расходам, источником финансового обеспечения которых являются доходы, полученные от приносящей доход деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы или содержания в дисциплинарной воинской части, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства РФ об обязательном привлечении осужденных к труду, в том числе остатки средств федерального бюджета на начало текущего финансового года, образовавшиеся в связи с неиспользованием таких доходов в отчетном финансовом году (ЛБО по дополнительному бюджетному финансированию, доходы от собственной производственной деятельности).

4. По расходам на исполнение публичных нормативных обязательств за счет бюджетных ассигнований.

При планировании и при расчете затрат на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд также следует руководствоваться ведомственными документами, которыми утверждены нормативы количества и цены приобретаемых товаров, работ, услуг.

Кроме того, в смете также нужно отразить информацию:

1) о планируемых расходах учреждения за счет лимитов бюджетных обязательств по дополнительному бюджетному финансированию, сумма которых должна соответствовать прогнозу поступлений доходов от собственной производственной деятельности учреждения, отражаемых в сведениях для составления и ведения кассового плана исполнения федерального бюджета на текущий финансовый год;

2) о расходах учреждения по исполнению публичных нормативных обязательств за счет бюджетных ассигнований, доведенных ему в установленном бюджетным законодательством РФ порядке;

3) о расходах учреждения, полномочия по осуществлению которых переданы учреждением в соответствии с бюджетным законодательством РФ:

– федеральным бюджетным учреждениям и автономным учреждениям в рамках осуществления полномочий по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме;

– федеральным бюджетным учреждениям и автономным учреждениям, государственным унитарным предприятиям в рамках осуществления полномочий государственного заказчика на осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд;

– территориальным органам Федерального казначейства в рамках осуществления полномочий по перечислению из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг.

Показатели сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ с детализацией по кодам подгрупп и (или) элементов видов расходов классификации расходов бюджетов.

Ведомственным порядком ведения сметы может быть предусмотрена дополнительная детализация показателей сметы по установленным Минфином кодам статей (подстатей) групп (статей) КОСГУ (кодам аналитических показателей) в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств (п. 7 Общих требований).

Отсутствие детализации показателей сметы по кодам КОСГУ при установлении такой обязанности главным распорядителем бюджетных средств признается нарушением.

Обоснования (расчеты) показателей сметы

Обоснования (расчеты) плановых сметных показателей формируются (изменяются) учреждением (п. 38 Порядка № 141н):

– при составлении проекта сметы;

– при составлении сметы;

– при изменении показателей сметы;

– при изменении значений показателей обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, не влияющих на показатели сметы.

Обоснования (расчеты) плановых сметных показателей являются неотъемлемой частью сметы (п. 8 Общих требований).

Обоснования (расчеты) плановых сметных показателей формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов и дифференцируются в зависимости от видов расходов классификации расходов бюджетов с детализацией до кодов элементов (подгрупп и элементов) видов расходов, отдельных целевых статей (направлений расходов) классификации расходов бюджетов, главных распорядителей бюджетных средств и (или) аналитических показателей.

Обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, формируются обособленно (п. 39 Порядка № 141н).

При проведении проверки контрольный орган признает ошибкой и нарушением порядка составления и ведения бюджетной сметы:

– отсутствие обоснований к смете;

– формирование обоснований на суммы, не соответствующие показателям сметы.

Формы обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, применяемых при составлении и ведении бюджетных смет федеральных казенных учреждений, утверждены Приказом Минфина России от 17.06.2021 № 87н (далее – Приказ № 87н).

Финансовое ведомство разработало Методические рекомендации по заполнению обоснований (расчетов) плановых сметных показателей при составлении и ведении бюджетных смет федеральных казенных учреждений, на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее – Методические рекомендации).

В качестве примера рассмотрим особенности заполнения некоторых форм обоснований (расчетов).

Оплата труда работников учреждений

Согласно п. 1 разд. 1 Методических рекомендаций обоснования (расчеты) плановых сметных показателей на оплату труда и страховые взносы в государственные внебюджетные фонды РФ в отношении работников федеральных казенных учреждений формируются и представляются на очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода по форме 0505507 по ОКУД, приведенной в приложении 1 к Приказу № 87н. В ней указывается численность работников (целым числом) в соответствии с утвержденным штатным расписанием федерального казенного учреждения по состоянию на 1 июля текущего финансового года.

Подраздел 1.1 раздела 1 формы 0505507 заполняется в соответствии с Порядком № 209н[1].

В случае принятия решения об индексации размера должностных окладов в текущем финансовом году размеры должностных окладов подлежат изменению с очередного финансового года (п. 3 разд. 1 Методических рекомендаций).

Иные выплаты персоналу

Обоснования (расчеты) плановых сметных показателей на осуществление иных выплат персоналу, за исключением фонда оплаты труда, составляются на очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода по форме 0505527 по ОКУД (приложение 19 к Приказу № 87н).

Расчет страховых взносов по иным выплатам персоналу, за исключением фонда оплаты труда, по которым подлежит заполнению форма 0505527, при необходимости осуществляется в соответствующем разделе формы, которая заполняется по аналогичному коду классификации расходов бюджета в части фонда оплаты труда.

Подраздел 1.1 раздела 1 заполняется в соответствии с Порядком № 209н. В подразделе 1.2 отражаются расходы федерального бюджета в разрезе аналитических признаков, детализирующих расходы в зависимости от влияния на них прогнозных показателей социально-экономического развития РФ и иных факторов, используемых при расчете объема расходов.

Выплата стипендий

Обоснования (расчеты) плановых сметных показателей на социальное обеспечение и иные выплаты населению в части публичных обязательств РФ по выплате стипендий учащимся федеральных казенных учреждений формируются и представляются на очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода по форме 0505544 по ОКУД (приложение 35 к Приказу № 87н).

В разделе 1 формы графы 3–5 строки 10 должны соответствовать значениям графы 6 подразделов 2.1–2.3 раздела 2 строки 9010100. Подраздел 1.1 заполняется в соответствии с Порядком № 209н.

Подраздел 2.1 раздела 2 заполняется в разрезе стипендий следующим образом:

– значение графы 6 – это произведение значений граф 4 и 5 соответствующих строк (за исключением строк «Итого по стипендии» и 9010100);

– значение граф 4 и 6 строки «Итого по стипендии» – сумма значений строк по всем категориям получателей соответствующего вида стипендии по соответствующим графам 4 и 6;

– значение граф 4 и 6 строки 9010100 – суммы значений строк «Итого по стипендии» по всем видам стипендий по соответствующим графам 4 и 6.

Подразделы 2.2, 2.3 раздела 2 заполняются аналогично подразделу 2.1.

В разделе 3 указываются сведения о нормативных правовых (правовых) актах РФ, устанавливающих размер (порядок расчета размера) показателей, используемых при расчете объемов расходов по видам стипендий, отраженных в графе 1 раздела 3.

В частности, в этом разделе:

– графы 1, 2 соответствуют графам 1, 2 подраздела 2.1 раздела 2;

– графы 4–9 заполняются на основании справочника Минфина «Нормативные правовые (правовые) акты» по видам стипендий, указанных в графе 1 раздела 3.

Закупка товаров, услуг

Обоснования (расчеты) плановых сметных показателей на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения федеральных нужд формируются и представляются на очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода по форме 0505534 по ОКУД, приведенной в приложении 22 к Приказу № 87н (разд. 23 Методических рекомендаций).

По решению главного распорядителя средств федерального бюджета проводится детализация используемого при заполнении данной формы кода по ОКПД 2 (ОК 034‑2014 (КПЕС 2008)). Детализация не может быть ниже группы товаров (работ, услуг).

Ведение сметы

Под ведением сметы понимается внесение изменений в ее показатели в пределах доведенных учреждению в установленном законодательством РФ порядке лимитов бюджетных обязательств (п. 14 Общих требованийп. 28 Порядка № 141н).

Изменения в показатели сметы вносятся путем утверждения изменений показателей – сумм увеличения со знаком плюс и (или) уменьшения объемов сметных назначений со знаком минус:

1) изменяющих объемы сметных назначений в случае изменения доведенных учреждению в установленном законодательством РФ порядке лимитов бюджетных обязательств;

2) изменяющих распределение сметных назначений по кодам классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ, требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств и лимитов бюджетных обязательств;

3) изменяющих распределение сметных назначений по кодам классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ, не требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств и лимитов бюджетных обязательств;

4) изменяющих объемы сметных назначений, приводящих к перераспределению их между разделами сметы;

5) изменяющих иные показатели, предусмотренные сметой.

Изменения в смету вносятся на основании изменений показателей обоснований (расчетов) плановых сметных показателей.

В случае изменения показателей обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, не влияющих на показатели сметы учреждения, вносятся изменения только в показатели обоснований (расчетов) плановых сметных показателей.

Если при возникновении указанных оснований изменения в смету не внесены, это может быть квалифицировано как нарушение. 

[1] Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. Приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н.

Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение, №9, 2022 год

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться