Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Утвердили порядок формирования и выдачи работникам личных медкнижек

Утвердили порядок формирования и выдачи работникам личных медкнижек

Работники отдельных профессий должны оформлять личные медицинские книжки. Сейчас такие книжки оформляются в бумажном виде в центрах гигиены и эпидемиологии. Специального порядка получения медкнижек на законодательном уровне не было установлено. Но недавно, Приказом Минздрава России от 18.02.2022 № 90н, утвержден порядок ведения отчетности, учета и выдачи работникам личных медицинских книжек, а также форма электронной медицинской книжки. Вступит в силу этот Приказ № 90н с 01.09.2023. О том, как будет формироваться медкнижка, какие сведения она включает и как ее получить, расскажем в статье

06.04.2022
Автор: Соболева Е. А., эксперт журнала

В настоящее время действует Приказ Роспотребнадзора от 20.05.2005 № 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте» (далее – Приказ № 402), который с 01.09.2023 утратит силу. Данным приказом утверждена только форма медкнижки.

Новая форма медицинской книжки

Приказом № 90н утверждена электронная форма медкнижки. При этом предусмотрена и бумажная. Получить ее работник сможет, написав заявление. Бумажная медкнижка должна будет полностью подтверждать содержание электронной.

Форма новой медкнижки существенно изменена по сравнению с действующей. Прежде всего вместо круглой голограммы в нее будет наноситься двухмерный штриховой код, содержащий в кодированном виде адрес страницы в Интернете с размещенными на ней записями в подсистеме ЭЛМК о факте выдачи книжки и профессиональной гигиенической подготовки и аттестации работника.

В личную медицинскую книжку вносятся:

– сведения о владельце книжки, включающие фамилию, имя и отчество (при наличии) работника, дату рождения, место регистрации, наименование должности (специальности), наименование и идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) либо основной государственный регистрационный номер (ОГРН) работодателя (индивидуального предпринимателя);

– отметки о переходе на работу к другому работодателю, включающие дату такого перехода работника, наименование должности (специальности) и наименование работодателя;

– отметки о перенесенных инфекционных заболеваниях, включающие сведения о датах перенесенных заболеваний с указанием заболевания;

– отметки о профилактических прививках, включающие данные о вакцинации и ревакцинации, с указанием наименований прививок и дат их проведения;

– информация о фактах проведения осмотров врачами-специалистами и краткое заключение;

– данные лабораторных и инструментальных обследований, включающие в себя наименования, даты и результаты обследований;

– заключения по результатам предварительных или периодических медицинских осмотров;

– сведения о профессиональной гигиенической подготовке и аттестации;

– дата проведения очередного периодического медосмотра;

– дата проведения очередной профессиональной гигиенической подготовки и аттестации работника.

Сведения о заболеваниях, прививках, осмотрах, обследованиях и результатах медосмотров будут предоставляться из Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) на основании данных медицинских организаций, осуществляющих медосмотры.

В форме медкнижки, утвержденной Приказом № 402, содержатся следующие сведения:

– дата выдачи;

– сведения о владельце – Ф. И. О., год рождения, домашний адрес, должность, организация (индивидуальный предприниматель), личная подпись;

– отметки о переходе на работу в другие организации;

– отметки о перенесенных инфекционных заболеваниях;

– отметки о профилактических прививках;

– заключение соответствующих врачей о допуске к работе по результатам медицинского обследования;

– результаты обследования на туберкулез;

– результаты обследования на носительство возбудителей кишечных инфекционных заболеваний;

– результаты лабораторных исследований и осмотра дерматовенеролога;

– результаты исследований на гельминтозы;

– результаты обследования на носительство возбудителей дифтерии;

– результаты обследования на носительство патогенного стафилококка;

– сведения о профессиональной гигиенической подготовке и аттестации;

– отметка о предупреждении при нарушении санитарных норм и правил.

В новую форму книжки внесли:

– место регистрации;

– наименования специальности и должности;

– ИНН и ОГРН работодателя;

– заключения по предварительным или периодическим медо­смотрам;

– дату проведения очередного медосмотра;

– дату проведения очередной профессиональной гигиенической подготовки.

Из книжки исключили:

– осмотр у дерматолога;

– исследование на туберкулез;

– исследование на носители возбудителей кишечных инфекционных заболеваний;

– исследование на гельминтозы;

– исследование на возбудителей дифтерии;

– исследование на носительство стафилококка;

– предупреждение об ответственности при нарушении санитарных норм.

Сведения о лабораторных и инструментальных обследованиях, исследованиях будут отражаться в общей графе.

Как формируется электронная медкнижка?

Книжка формируется по результатам предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников с использованием подсистемы электронных личных медицинских книжек Федеральной государственной информационной системы сведений санитарно-эпидемиологического характера (подсистема ЭЛМК).

Книжки будут формироваться уполномоченными учреждениями Роспотребнадзора.

Книжки должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью ответственного за ее формирование сотрудника.

Включаемые в книжку сведения медицинского характера будут формироваться медицинскими организациями в процессе проведения медосмотров и предоставляться в подсистему ЭЛМК из ЕГИСЗ.

Обратите внимание

Учет и формирование отчетности в отношении электронных книжек осуществляется в подсистеме ЭЛМК.

Кто должен будет получать медкнижку?

В соответствии с п. 23–26 приложения к порядку проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмо­тров работников, предусмотренных ч. 4 ст. 213 ТК РФ, утвер­жденному Приказом Минздрава России от 28.01.2021 № 29н, медкнижка формируется на работников отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, выполняющим следующие виды работ:

– работы, при выполнении которых осуществляется контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации (в организациях пищевых и перерабатывающих отраслей промышленности, сельского хозяйства, пунктах, базах, складах хранения и реализации, в транспортных организациях, организациях торговли, общественного питания, на пищеблоках всех учреждений и организаций);

– работы на водопроводных сооружениях, имеющие непосредственное отношение к подготовке воды, а также обслуживанию водопроводных сетей;

– работы в организациях, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей;

– работы в организациях, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым обслуживанием населения.

Как получать электронную медкнижку?

Для формирования книжки работник обращается (направляется работодателем) в уполномоченные учреждения. При этом он может обратиться лично либо направить обращение в электронной форме, подписанное в том числе с использованием усиленной неквалифицированной электронной подписи, посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – ЕПГУ).

При этом уполномоченное учреждение внесет сведения в подсистему ЭЛМК.

Оно также должно уведомить работника о формировании книжки, внесении изменений в нее (изменений в данные подсистемы ЭЛМК, в том числе при поступлении новых сведений в отношении работника) доступными средствами связи, в том числе по номеру контактного телефона либо по электронной почте и посредством уведомления в личном кабинете работника на ЕПГУ, в течение одного рабочего дня со дня формирования книжки или внесения в нее изменений.

Для предварительного и (или) периодического медицинского

осмотра работник по направлению работодателя обращается в медицинскую организацию, проводящую осмотр, и оформляет согласие на обработку персональных данных и передачу сведений, необходимых для внесения в книжку, в подсистему ЭЛМК.

После прохождения предварительных и периодических медицинских осмотров, обследований и получения работником итогового заключения сведения о прохождении осмотров передаются посредством ЕГИСЗ в подсистему ЭЛМК с соблюдением требований законодательства РФ о персональных данных.

После оформления заключения по результатам медосмотров и поступления соответствующих сведений в подсистему ЭЛМК проводятся профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация работника.

Как выдается бумажная медкнижка?

Чтобы получить бумажную медкнижку, работник должен будет обратиться в уполномоченную организацию с соответствующим заявлением. Выдача бумажной книжки должна осуществляться с соблюдением требований к выдаче документов на бумажном носителе, подтверждающих содержание электронных медицинских документов, установленных гл. VI Порядка организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в части ведения медицинской документации в форме электронных документов, утвержденного Приказом Минздрава России от 07.09.2020 № 947н.

Соответствие книжки на бумажном носителе электронной книжке должно быть удостоверено подписью ответственного за формирование книжки сотрудника уполномоченного учреждения с указанием даты подписания, должности, фамилии, имени и отчества (при наличии), а также печатью указанного уполномоченного учреждения.

Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения, №4, 2022 год

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться