Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Субсидия для автономного учреждения: как правильно осуществлять бухучет расходов?

Субсидия для автономного учреждения: как правильно осуществлять бухучет расходов?

Детальный порядок отражения в бухучете операций по формированию себестоимости готовой продукции необходимо определить в рамках учетной политики

18.03.2022
Российский налоговый портал

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Гурашвили Георгий

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

При выполнении государственного задания автономное учреждение выпускает и печатает газеты. Размер субсидии на выполнение задания определяется по нормативам и уменьшается с учетом коэффициента от платной деятельности (подписка, розница газет). Так как затраты не полностью финансируются по государственному заданию, а часть расходов оплачивается за счет приносящей доход деятельности, фактическая себестоимость на печатные издания не рассчитывается, готовая продукция учитывается по плановой цене и реализуется по розничной цене.

Каким образом осуществляется бухгалтерский учет расходов на выпуск готовой продукции? По какой цене правильно приходовать готовую продукцию?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Доведение субсидии на задание в размере, уменьшенном на объем доходов от платной деятельности, не освобождает от необходимости формирования себестоимости готовой продукции, выпускаемой в рамках выполнения задания. Детальный порядок отражения в бухучете операций по формированию себестоимости готовой продукции необходимо определить в рамках учетной политики по согласованию с органом.учредителем и (или) финорганом.

Обоснование вывода:

Под готовой продукцией, учитываемой в составе материальных запасов, понимается продукция, изготовленная в учреждении для целей продажи (п. 121 Инструкции N 157н). Первоначальная стоимость готовой продукции на дату выпуска продукции (дату принятия к учету до формирования фактической себестоимости продукции) определяется как нормативно-плановая стоимость (цена) для целей распоряжения (реализации) продукции (п. 25 Стандарта "Запасы"). То есть в течение месяца оприходование готовой продукции отражается по плановой (нормативно-плановой) себестоимости на дату выпуска (дату принятия к учету) (п. 122 Инструкции N 157н).

Расчет плановой (нормативно-плановой) себестоимости составляется структурным подразделением учреждения (ответственным лицом), на которого возложена такая обязанность, и определяется калькуляционным способом для каждого вида продукции. Выбор способа калькулирования себестоимости единицы продукции и базы распределения накладных расходов между объектами калькулирования осуществляется учреждением самостоятельно или органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, таким образом, чтобы оптимизировать степень полезности учетных данных для целей управления при допустимом уровне трудоемкости учетных процедур (п. 134 Инструкции N 157н).

Иными словами, методика планирования себестоимости, в том числе период, за который будут рассчитываться затраты, нормативными документами не определена. Учреждением, с учетом требований учредителя (в случае их наличия) самостоятельно разрабатывается и утверждается локальный акт, устанавливающий порядок расчета плановой себестоимости единицы выпускаемой продукции. В целях определения такого порядка в части, не противоречащей применяемой организациями бюджетной сферы методологии бухгалтерского учета, могут быть использованы Методрекомендации по вопросам планирования и учета затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) на предприятиях издательской деятельности (согласовано МПТР РФ 25.11.2002). При этом изготовление одного вида продукции не освобождает учреждение от применения счета 109 00 - в этом случае все затраты, непосредственно связанные с производством готовой продукции, выполнением работ, услуг относятся к прямым затратам, то есть группируются на счете 109 60, а не списываются на счет 401 20.

По решению органа-учредителя при определении объема финобеспечения выполнения задания используются нормативные затраты на выполнение работ (п. 4 ст. 69.2 БК РФ). Утверждая состав и размер нормативных затрат на выполнение работ, орган-учредитель тем самым определяет нормативно-плановую себестоимость выполнения работ, которая впоследствии сопоставляется с фактической их себестоимостью, формируемой учреждением.

В случае, если учреждение выполняет в рамках задания работы, за которые в соответствии с федеральными законами предусмотрено взимание платы, объем субсидии на задание, рассчитанный на основе нормативных затрат (затрат), подлежит уменьшению на объем доходов от платной деятельности исходя из объема государственной работы, за выполнение которой предусмотрено взимание платы, и среднего значения размера платы (цены, тарифа), установленного в задании (п. 34 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 13.10.2015 N 370). Соответственно, если издательская деятельность осуществляется автономным учреждением в рамках задания, независимо от уменьшения размера субсидии на сумму доходов, полученных при взимании платы от реализации печатной продукции, себестоимость такой продукции в объеме фактических затрат независимо от источника финансового обеспечения расходов может быть сформирована в рамках деятельности по выполнению задания (КФО 4). Для корректного формирования показателя себестоимости готовой продукции в этом случае потребуется отражать все расходные обязательства, связанные с выполнением работ в рамках задания, по КФО 4. При этом направление средств, полученных от взимания платы и учитываемых по КФО 2, на исполнение обязательств, принятых в рамках деятельности по выполнению задания, может быть отражено в бухучете по аналогии с операциями по заимствованию средств иного источника - с применением счета 304 06. Принятие такого решения по согласованию с органом-учредителем предполагает отражение в бухучете учреждения следующих корреспонденций счетов:

1. Дебет 4 109 ХХ 2ХХ Кредит 4 302 ХХ 73Х, 4 303 00 731

- обязательства по расходам, связанным издательской деятельностью в рамках задания, отнесены на себестоимость готовой продукции;

2. Дебет 4 302 ХХ 83Х, 4 303 ХХ 831 Кредит 4 304 06 732

- отражено уменьшение задолженности за счет средств, полученных при взимании платы за реализованную печатную продукцию. Указанная операции при формировании Отчета (ф. 0503737) по КФО 4 подлежит отражению в графе 8 соответствующих строк раздела "Расходы учреждения" и строки 832;

3. Дебет 2 304 06 832 Кредит 2 201 11 610,

увеличение забалансового счета 18 (АнКВИ 610, КОСГУ 610)

- отражено перечисление средств от приносящей доход деятельности в счет погашения задолженности по обязательствам, возникшим при выполнении задания. Указанная операция при формировании Отчета (ф. 0503737) по КФО 2 подлежит отражению в графе 5 раздела "Источники финансирования дефицита средств учреждения" по строкам 720 и 831;

4. Дебет 2 205 31 56Х Кредит 2 401 10 131

- отражено признание доходов в размере платы за реализованную печатную продукцию;

5. Дебет 2 401 Х0 ХХХ Кредит 2 304 06 732,

Дебет 4 304 06 832 Кредит 4 401 Х0 ХХХ

- отражено списание на финрезультат задолженности в сумме средств, направленных на погашение задолженности по расходам, связанным с выполнением задания;

6. Дебет 4 105 Х7 346 Кредит 4 109 ХХ 2ХХ

- отражено оприходование изготовленной печатной продукции;

7. Дебет 4 401 10 131 Кредит 4 105 Х7 446

- отражено списание реализованной готовой продукции.

В Плане ФХД расходы также в полном объеме могут быть предусмотрены в рамках субсидии на выполнение задания. В том случае, если показатели Плана ФХД по расходам формируются в разрезе источников финобеспечения деятельности, объемы средств, полученных от реализации печатной продукции и направляемых на погашение обязательств, принятых по КФО 4, могут быть отражены в качестве прочих выплат (строка 4000).

Решение об отражении операций по выбытию денежных средств с КФО 2 в качестве операции по уменьшению доходов (уменьшение по забалансовому счету 17 с указанием АнКВД 130 и КОСГУ 131), а поступление их на КФО 4 - в качестве операции по восстановлению кассовых расходов (уменьшение забалансового счета 18 с указанием КВР и "расходных" подстатей КОСГУ) не в полной мере обеспечивает корректное формирование бухгалтерской отчетности. Дело в том, что отражение операций по восстановлению кассовых расходов на КФО 4 в этом случае не позволит корректно сформировать показатели в Отчетах (фф. 0503737, 0503738) - фактически исполненные обязательства в этом случае не найдут отражения в указанных формах, при этом согласно Сведениям (ф. 0503769) у учреждения будут отсутствовать показатели неисполненных денежных обязательств.

Полагаем, что списание задолженности по счету 2 304 06 000 может быть отражено в корреспонденции со счетом 2 401 20 273. Дело в том, что в данном случае использование средств, поступление которых отражается по КФО 2, не связано с приносящей доход деятельностью, поэтому в любом случае раскрывать информацию о выбранном способе учета поименованных в вопросе расчетов необходимо в текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503760). При этом списание задолженности по счету 4 304 06 000 может быть отражено в корреспонденции со счетом 4 401 10 173.

Детальный порядок отражения в бухучете операций по формированию себестоимости готовой продукции необходимо определить в рамках учетной политики по согласованию с органом-учредителем и (или) финорганом.

Учитывая, что в рассматриваемой ситуации готовая продукция не может быть учтена одновременно в рамках нескольких источников финобеспечения деятельности, показатель счета 2 109 00 000 не будет иметь экономического смысла в том случае, если учреждение примет решение о формировании финрезультата деятельности по КФО 2 в разрезе соответствующих "расходных" статей (подстатей) КОСГУ. При этом в отличие от счета 106 00 возможность переноса затрат, сформированных на счете 109 00, на иной код источника финобеспечения деятельности применяемой в настоящее время методологией бухгалтерского учета не предусмотрен. Соответственно, в рамках учетной политики необходимо будет предусмотреть порядок аналитического учета, который позволит обособить расходы, связанные с выполнением задания, но осуществленные за счет собственных средств (КФО 2) при формировании соответствующих показателей на счете 2 401 20 2ХХ "Расходы текущего финансового года". Однако такой вариант учета не обеспечит корректного формирования показателя стоимости готовой продукции по счету 105 07, то есть по сути также лишает данный показатель экономического смысла.

Любой из перечисленных вариантов отражения в бухучете операций по формированию себестоимости готовой продукции необходимо закрепить в рамках учетной политики по согласованию с органом-учредителем и (или) финорганом.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться