Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Досрочная продажа имущества при УСН

Досрочная продажа имущества при УСН

Как рассчитать налоговую базу?

09.08.2021
Российский налоговый портал

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Волкова Ольга

Ответ прошел контроль качества

Может ли организация, применяющая упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", досрочно продать выкупленное муниципальное имущество (помещение) без пересчета налоговой базы?

В силу п. 3 ст. 346.16 НК РФ в случае реализации (передачи) приобретенных (сооруженных, изготовленных, созданных самим налогоплательщиком) основных средств и нематериальных активов до истечения трех лет с момента учета расходов на их приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение, а также создание самим налогоплательщиком) в составе расходов в соответствии с настоящей главой (в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования свыше 15 лет - до истечения 10 лет с момента их приобретения (сооружения, изготовления, создания самим налогоплательщиком) налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами и нематериальными активами с момента их учета в составе расходов на приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение, а также создание самим налогоплательщиком) до даты реализации (передачи) с учетом положений главы 25 НК РФ и уплатить дополнительную сумму налога и пени.

Таким образом, при досрочной реализации основных средств в общем случае необходимо:

1) "убрать" из расходов уже списанную стоимость основных средств;

2) по правилам главы 25 НК РФ рассчитать амортизацию, которая включается в расходы;

3) пересчитать налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, и начислить пени;

4) осуществить доплату налога и пеней.

В этом же пункте касательно срока указано, что он определяется на основании утверждаемой классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы. Тем самым рассматриваемого правила нельзя избежать при приобретении бывших в употреблении основных средств (оно указывает не на ст. 258 НК РФ, а на принятую в соответствии с ней Классификацию).

Не изменит данной обязанности и смена объекта налогообложения, поскольку норма предусматривает корректировку расходов в тех периодах, когда они уменьшали налоговую базу.

Формально не начислять налог при досрочной реализации за прошедшие периоды можно было бы, убрав расходы? но мы не уверены, что такое решение лучше: для этого все равно придется скорректировать налоговые базы за прошедшие налоговые периоды (с 2017 года), убрав расходы на приобретение основных средств. И если налоговая база в связи с этим была занижена, то налогоплательщик также обязан будет подать уточненную отчетность, доплатить налог и пени (пп. 1 и 4 ст. 81 НК РФ).

К сведению:

Следует учитывать, что, по мнению Минфина России, учет в расходах остаточной стоимости основных средств, приобретенных налогоплательщиком в период применения УСН (или до перехода на этот режим) и реализованных (переданных) до истечения установленных п. 3 ст. 346.16 НК РФ сроков в период применения УСН, ст. 346.16 НК РФ не предусмотрен (письма Минфина России от 26.04.2019 N 03-11-11/30795, от 30.12.2015 N 03-11-06/2/77822, от 13.02.2015 N 03-11-06/2/6557, от 03.03.2014 N 03-11-11/8833).

Вместе с тем существует и иная точка зрения, поддерживаемая судебными инстанциями, согласно которой правила, закрепленные п. 3 ст. 346.16 НК РФ, толкуются расширительно: требование учитывать положения главы 25 НК РФ относятся не только к расчету амортизационных начислений, но и к возможности уменьшить доходы от реализации ОС на их остаточную стоимость в соответствии со ст. 268 НК РФ (п. 2 письма ФНС России от 05.12.2018 N СД-19-3/366@; постановление ФАС Центрального округа от 09.06.2010 N А14-19989/2009/668/24 (определением ВАС РФ от 20.08.2010 N ВАС-10870/10 было отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора), постановления АС Центрального округа от 23.06.2017 по делу N А54-5594/2016, ФАС Центрального округа от 26.09.2007 N А14-15848/2006/583/34, постановление АС Западно-Сибирского округа от 17.11.2020 N А70-246/20 ).

Однако следование такой позиции, скорее всего, приведет к разногласиям с контролирующими органами.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться