Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Всё, что необходимо знать о бухгалтерском учете на патенте

Всё, что необходимо знать о бухгалтерском учете на патенте

Индивидуальный предприниматель, бухгалтерский учет которого я веду, решил перейти с упрощенной системы налогообложения на патент. Как там обстоят дела с бухгалтерским учетом?

23.03.2021
Российский налоговый портал

Принято считать, что патентная система налогообложения одна из самых простых и создана для облегчения жизни предпринимателей. Но это не так. Ранее, мы развеивали мифы о том, что все так просто. Сегодня же поговорим о нюансах ведения бух. учета на патенте.

Начнем с основ. Хотелось бы напомнить о том, что так как клиент переходит с упрощенной системы на патент, то он должен соблюдать некоторые условия:

• общая численность сотрудников за налоговый период должна быть не более 15 человек;

• обязателен официальный статус ИП;

• годовой оборот ограничен суммой в 60 млн рублей;

• для магазина, кафе или ресторана максимальная площадь помещения составляет 50 кв. метров.

• ПСН доступна только для определенного списка сфер деятельности. Их 63, и все они перечислены в п. 2 ст. 346.43 НК РФ. Однако регионы могут корректировать этот список.

Что касается бухучета, то на патенте необходимо вести книгу учета доходов и расходов. Но вносятся в него только доходы, которые бухгалтерия сможет подтвердить документально. Однако, предоставляется книга в налоговый орган по запросу. Она может анализироваться и влиять на расчет потенциального дохода для всего вида деятельности. Книга ведется в течение срока действия патента. После приобретения патента на новый срок, необходимо завести новую КУДиР.

КУДиР можно вести в бумажном виде, он продается в типографии, его заполнение осуществляется в ручном режиме. Или же вы можете выбрать электронную версию. Это может быть в виде программ либо онлайн-сервисов. После окончания действия патента она распечатывается, заверяется и должна храниться в таком виде 4 года.

Теперь рассмотрим 2 варианта работы на патенте. С сотрудниками и без.

На патенте без сотрудников из отчетности сдается только КУДиР и то по запросу налоговой.

Что же касается налогов, на ПСН платится:

1. Стоимость патента. Размер отличается в зависимости от сферы деятельности. Срок действия тоже влияет на размер платежа. Формула расчета – потенциально возможный доход (который установлен в конкретном регионе на конкретный вид деятельности) за год умноженный на 6%. Если срок действия патента предполагается меньше 12 месяцев, то данная сумма делится на 12 и умножается на нужное количество месяцев.

Оплачивать сразу всю сумму не обязательно. Размер платежей и их количество зависят от срока действия:

• до полугода – оплату необходимо внести в течение 6 месяцев;

• от полугода до года – первый платеж вносится в течение первых 3 месяцев в размере трети от общей суммы. Оставшиеся деньги необходимо уплатить до конца действия патента.

2. Страховые взносы. Так как сотрудников нет – взносы платятся только за самого ИП. Согласно ст. 430 НК РФ, обязательные платежи включают в себя:

• ОПС (пенсионной страхование) – 32 448 руб.

• ОМС (медицинское страхование) – 8426 руб.

Если потенциальный доход за год оказался выше 300 тыс. рублей, то необходимо добавить к пенсионным взносам еще 1%. Сумма эта считается с превышающей части дохода. То есть, в случае потенциального дохода 400 тыс. рублей, дополнительный взнос составит (400 000 – 300 000)/100*1=1000 рублей.

ВАЖНО! С 2021 года индивидуальным предпринимателям, находящимся на патентной системе налогообложения (ПСН), предоставлено право уменьшить сумму налога на сумму уплаченных страховых взносов. Индивидуальные предприниматели без работников вправе уменьшить налог до нуля. Взносы снижают налог, если они оплачены в период действия патента. Уменьшение налога по ПСН на сумму страховых платежей производится, когда уплата страховых взносов произведена ранее установленных в патенте сроков уплаты налога.

Патент с сотрудниками.

Что качается налогов и взносов, то тут предпринимателю необходимо заплатить:

• ОПС (пенсионное) – 22%;

• ОМС (медицинское) – 5,1%;

• страхование на случай материнства и временной нетрудоспособности – 2,9%.

А вот отчетности значительно больше, чем в первом случае:

Список отчетности ИП на патенте с наемными сотрудниками:

1. Необходимо каждый год до 1 марта подавать форму 2-НДФЛ на каждого сотрудника. С 2021 года ввелись изменения. 2-НДФЛ упразднили и включили в 6-НДФЛ.

2. Каждый квартал в месяце, следующем за последним месяцем отчетного периода, необходимо подавать общую на всех форму 6-НДФЛ, а в конце года до 1 марта – годовую справку по этой же форме.

3. Ежегодно до 20 января подается отчет о среднесписочной численности работников.

4. Расчет страховых взносов нужно отправлять в ИФНС раз в квартал. Сделать это нужно в течение месяца после окончания отчетного периода.

5. В Пенсионный фонд сдается два вида отчетов. Каждый месяц до 15 числа СЗВ-М о застрахованных лицах, а также ежегодно до 1 марта СЗВ-стаж вместе с ОДВ-1.

6. В ФСС тоже необходимо направить отчет. Составляется он по форме 4-ФСС по взносам на травматизм. Делать это необходимо ежеквартально в течение 20 дней после отчетного периода.

7. В связи с тем, что теперь трудовые книжки электронные, необходимо подавать СЗВ-ТД. Пока что подается он не регулярно, а только в случае изменений в штате (устроился новый сотрудник, уволился старый, перевелся в другой отдел), либо в случае поступления заявления от работника о выборе варианта ведения трудовой книжки. В случае одного из указанных изменений отчет необходимо подать до середины следующего после отчетного месяца.

Что же касается способов подачи отчетности, то тут выбор неограничен и каждый предприниматель может выбрать для себя удобный вариант. Это может быть:

• Подача самостоятельно.

• Через доверенное лицо и необходимо при этом составить нотариальную доверенность.

• Можно отправить документы по почте. При этом стоит обязательно отправлять их с описью вложения ценным или заказным письмом. Внутри письма обязательно должна быть опись с подписью бухгалтера и руководителя. При этом дата отправки письма будет являться датой подачи отчета.

• Подача в электронном виде через Интернет. Для этого необходимо зайти на официальный сайт ФНС и скачать программу «Налогоплательщик Юл». В ней заполняются все необходимые данные, формируются и отправляются отчеты. Кроме того, нужен идентификатор абонента.

Думаю, в этой статье я ответила на все Ваши вопросы. Удачи!

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться