
Аналитика / Налогообложение / Полномочия налоговой инспекции по вызову руководителя компании по вопросу легализации налоговой базы
Полномочия налоговой инспекции по вызову руководителя компании по вопросу легализации налоговой базы
Можно ли игнорировать такие «встречи»?
17.12.2020Российский налоговый порталОтвет подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Буланцов Михаил
Ответ прошел контроль качества
В организацию регулярно начали приходить уведомления из налоговых органов с просьбой подойти к руководителю организации для дачи пояснений по вопросу легализации налоговой базы по различным налогам, в частности, по НДС за 2017 год. Причем необходимо иметь весь пакет документов по интересующему их контрагенту. Обычно по результатам такой встречи налоговая инспекция требует сдать уточненную налоговую декларацию, в случае отказа грозит выездной налоговой проверкой.
Существуют ли полномочия у налоговой инспекции по вызову руководителя налогоплательщика по таким вопросам? Можно ли игнорировать такие "встречи"?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В анализируемой ситуации у налогового органа имеются полномочия для вызова руководителя налогоплательщика по вопросам уплаты Организацией налогов и сборов, а также по вопросам взаимоотношений с контрагентами. В связи с этим рекомендуем руководителю Организации явиться в налоговый орган для дачи пояснений в соответствии с Уведомлением.
Обоснование позиции:
В силу пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах. Форма уведомления предусматривает указание должностными лицами налогового органа точной цели вызова (Приложение N 2 к приказу ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@).
Формулировка пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ не дает однозначного ответа на вопрос, что можно считать иными основаниями, связанными с исполнением законодательства о налогах и сборах.
Так, к иным обстоятельствам, поименованным в пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, относятся все возложенные на налоговые органы обязанности по проверке правильности соблюдения налогового законодательства, перечисленные в ст. 32 НК РФ. Подпунктом 2 п. 1 данной статьи предусмотрена обязанность по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. Для реализации названной обязанности налоговые органы как раз и наделены необходимыми правами в соответствии со ст. 31 НК РФ.
Добавим, что на основании п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы (информацию). В силу п. 5 ст. 93.1 НК РФ лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
При этом налоговое законодательство не содержит каких-либо ограничений по количеству, частоте или периоду истребования налоговым органом у налогоплательщика имеющихся у него документов (информации) в порядке, предусмотренном ст. 93.1 НК РФ. В поручении об истребовании документов (информации) указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку (п. 3 ст. 93.1 НК РФ).
В п. 1 ст. 82 НК РФ разъяснено, что налоговый контроль - это деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов налогового законодательства в порядке, установленном НК РФ. При этом данный контроль проводится должностными лицами налоговых органов посредством:
- налоговых проверок;
- получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
- проверки данных учета и отчетности;
- осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
- использования других форм контроля, предусмотренных НК РФ.
В п. 3 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 установлено, что налоговому органу предоставляется право осуществлять налоговый контроль путем проведения налоговых проверок, а также в других формах, предусмотренных НК РФ. При этом из п. 6.7 Положения о ФНС России (Утверждено постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506) следует, что служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности вправе создавать совещательные и экспертные органы - советы, комиссии, группы, коллегии.
Ранее принципы работы комиссий по легализации налоговой базы были изложены в письмах ФНС России от 25.07.2017 N ЕД-4-15/14490@, от 17.07.2013 N АС-4-2/12722@. В настоящее время указанные письма отменены.
В п. 2.2 письма ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837@ перечислены случаи вызова налогоплательщиков в рамках пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ для дачи пояснений (но они не ограничены).
Судебная практика в основном сводится к признанию рассматриваемых Уведомлений не нарушающими прав и законных интересов налогоплательщика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Свою позицию суды аргументируют тем, что в соответствии со ст. 82 НК РФ налоговый контроль осуществляется в том числе посредством получения объяснений налогоплательщиков как в ходе налоговой проверки, так и в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах. К иным обстоятельствам относятся все возложенные на налоговые органы обязанности по проверке правильности соблюдения налогоплательщиками налогового законодательства, перечисленные в ст. 32 НК РФ. Кроме того, право налогового органа вызывать налогоплательщиков на основании письменного уведомления закреплено пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, а обязанность выполнять налогоплательщиком законные требования налогового органа закреплена в пп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ (определение ВАС РФ от 25.01.2013 N ВАС-18148/12, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 08.05.2014 N Ф04-2741/14 по делу N А27-10859/2013, постановление Пятого ААС от 21.12.2012 N 05АП-8308/12). Смотрите также постановление АС Западно-Сибирского округа от 15.08.2014 N А67-7552/2013, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.01.2014 N Ф02-6418/13 по делу N А78-6657/2013, АС Западно-Сибирского округа от 27.03.2013 N Ф03-917/2013, Алтайского краевого суда от 02.04.2015 по делу N 4а-222/2015 и др.
Из некоторых материалов судебной практики можно сделать вывод о том, что право налоговых органов вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений на основании письменного уведомления не зависит от проведения в отношении вызываемого налогоплательщика налоговой проверки (постановления АС Западно-Сибирского округа от 15.08.2014 N Ф04-7099/14 по делу N А67-7552/2013, ФАС Западно-Сибирского округа от 08.05.2014 N Ф04-2741/14 по делу N А27-10859/2013).
Как следует из буквального смысла пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, поименованное в нем право налоговых органов не ограничивается периодом проведения налоговых проверок и не ставится в зависимость от осуществления каких-либо иных мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.
Таким образом, пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ фактически не ограничивает возможности налоговых органов по вызову налогоплательщиков в налоговый орган для дачи пояснений по вопросам, связанным с исполнением ими законодательства о налогах и сборах, что подтверждается и рассмотренной выше судебной практикой.
Отметим, что на основании ст. 19.4 КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от 2 до 4 тысяч рублей. В свою очередь, в соответствии со ст. 129.1 НК РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей. За повторное нарушение штраф взыскивается в размере 5000 рублей.
Следовательно, у налогового органа имеются полномочия для вызова руководителя налогоплательщика по вопросам уплаты Организацией налогов и сборов, а также по вопросам взаимоотношений с контрагентами.
В связи с этим рекомендуем руководителю Организации явиться в налоговый орган для дачи пояснений в соответствии с Уведомлением.
Темы: Полезная информация для налогоплательщика  
- 07.10.2024 Промостраница поможет физическим лицам разобраться в налоговых уведомлениях, направленных в 2024 году
- 25.12.2023 Приглашаем к участию в XIX Всероссийском конкурсе «Правовая Россия»
- 26.09.2023 В Москве прошел VII Всероссийский юридический форум «Гражданско-правовое регулирование имущественного оборота: основные проблемы и практические рекомендации»
- 26.03.2025 Мишустин заявил о преодолении ВВП отметки в 200 трлн
- 06.10.2024 Договор с самозанятым – порядок бухгалтерского и налогового учета
- 14.02.2024 Переплата платежа по налогу на сверхприбыль – как зачесть, как вернуть?
- 23.06.2025 Письмо Минфина России от 15.05.2025 г. № 03-15-05/47703
- 19.06.2025 Письмо Минфина России от 16.08.2024 г. № 03-04-05/77120
- 26.05.2025 Письмо Минфина России от 10.03.2025 г. № 03-04-05/23590
Комментарии