Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Налоговая не принимает счет-фактуру с НДС 0%: какие действия для предприятия?

Налоговая не принимает счет-фактуру с НДС 0%: какие действия для предприятия?

Организация может самостоятельно уплатить сумму НДС, указанную в требовании

13.04.2020
Российский налоговый портал

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член РСА Завьялов Кирилл

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

Налоговая инспекция по г. Архангельску не приняла счет-фактуру за оказанные по договору услуги клиенту с НДС 0%. По результатам камеральной проверки налоговой декларации по НДС налоговая инспекция предложила уплатить недоимку.

Было вынесено решение о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения с уплатой недоимки, пеней и штрафа. Общество обжаловало решение путем подачи апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган по Архангельской области, который оставил жалобу без удовлетворения. Сейчас готовится исковое заявление в суд. Пришло требование из налоговой инспекции об уплате недоимки по НДС со сроком исполнения до 25.02.2020.

Каковы дальнейшие действия общества?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Организация может самостоятельно уплатить сумму НДС, указанную в требовании.

Сумма налога также может быть взыскана принудительно.

Однако в обоих случаях у организации остается право на возврат суммы НДС в случае признания судом решения налогового органа недействительным.

Кроме того, само требование также может быть признано недействительным в судебном порядке.

Обоснование вывода:

Требованием об уплате налога (сбора), страховых взносов (далее - требование) признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме указанных платежей, а также об обязанности погасить имеющуюся задолженность в установленный срок (абзац 3 п. 1 ст. 45, п.п. 1, 8 ст. 69 НК РФ).

Таким образом, требование направляется налогоплательщику только при наличии у него задолженности, которая может образоваться, в частности, в результате доначисления налогоплательщику сумм налога по результатам проведения налоговой проверки (п. 50 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Для исполнения требования у налогоплательщика есть восемь рабочих дней с даты его получения. В то же время, по усмотрению налогового органа, этот срок может быть увеличен (п. 4 ст. 69 НК РФ).

В случае принятия организацией решения о неисполнении требования налоговый орган вправе принудительно взыскать сумму НДС в порядке и сроки, предусмотренные ст.ст. 46-47 НК РФ.

Вместе с тем НК РФ предусмотрена возможность возврата излишне взысканных сумм налогов (ст. 79 НК РФ).

При этом из целого ряда судебных решений следует, что для целей применения ст. 79 НК РФ не имеет значения, взыскивается ли сумма непосредственно налоговым органом в порядке, установленном ст.ст. 46-47 НК РФ, либо ее уплата производится налогоплательщиком самостоятельно во исполнение требования налогового органа (постановления Президиума ВАС РФ от 24.04.2012 N 16551/11, от 29.03.2005 N 13592/04, определения КС РФ от 27.12.2005 N 503-О, ВАС РФ от 13.02.2014 N ВАС-287/14).

Основанием для возврата (зачета) суммы неправомерно взысканного налога, страховых взносов является письменное заявление плательщика или заявление, представленное в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) либо через личный кабинет (п. 2 ст. 79 НК РФ.

Заявление о зачете (возврате) подается по формам, утвержденным приказом ФНС России от 14.02.2017 N ММВ-7-8/182@ (далее - Приказ):

- форма заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, пени, штрафа) - приложение N 8 к Приказу;

- форма заявления о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, пени, штрафа) - приложение N 9 к Приказу.

Срок для подачи заявления в налоговый орган составляет три года со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога (п. 3 ст. 79 НК РФ).

Учитывая изложенное, считаем, что в данном случае у организации есть возможность вернуть излишне взысканную сумму НДС как в случае самостоятельной (на основании полученного требования), так и в случае ее принудительной (например, в порядке ст. 46 НК РФ) уплаты. Для этого соответствующее решение налогового органа должно быть признано судом неправомерным.

Кроме того, требование, являясь самостоятельным ненормативным актом налоговой службы, также может быть признано недействительным в судебном порядке по иску налогоплательщика (постановление Девятого ААС от 09.06.2014 N 09АП-15904/14).

НК РФ не содержит порядка отмены требования об уплате налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов), направленного налогоплательщику (плательщику сбора, страховых взносов, налоговому агенту), равно как и не предусматривает оснований для этого (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.11.2011 N Ф02-5162/11).

Исходя из анализа арбитражной практики, требование об уплате недоимки и пеней может быть признано недействительным при наличии следующих оснований:

- оно не соответствует фактической обязанности по уплате налога, пеней, штрафа;

- нарушения требований, предъявляемых к его содержанию, являются существенными, нарушающими права и законные интересы плательщика.

Данные основания были сформулированы в п. 13 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 N 79. Несмотря на то, что рекомендации в указанном письме касались разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании, арбитражные суды руководствуются этим же подходом и при разрешении налоговых споров (постановления Девятого ААС от 07.10.2014 N 09АП-37318/14, ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.04.2011 N Ф02-1138/11 по делу N А58-5241/2010).

В то же время для такой категории споров также установлен досудебный порядок урегулирования спора с налоговым органом путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган (апелляционное определение СК по административным делам Томского областного суда от 04.07.2014 по делу N 33-1739/2014, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики - Чувашии от 20.05.2015 по делу N 33-1872/2015).

 

 

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться