Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Как правильно нужно отчитываться налоговому агенту при предоставлении физическому лицу дохода в натуральной форме?

Как правильно нужно отчитываться налоговому агенту при предоставлении физическому лицу дохода в натуральной форме?

Надо сдавать две справки 2-НДФЛ

03.03.2020
Российский налоговый портал

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Лазарева Ирина

Ответ прошел контроль качества

Организация - налоговый агент при предоставлении дохода в натуральной форме физическому лицу подала форму 2-НДФЛ в налоговый орган с признаком 2, но не предоставила форму 2-НДФЛ с признаком 1. В связи с чем организация получила штраф за непредоставление налогового расчета. Аргументом для непредоставления организация называет определение ВС РФ от 05.06.2018 N 305-КГ18-2857, которое к ней никакого отношения не имеет.

Как правильно нужно отчитываться налоговому агенту при предоставлении физическому лицу дохода в натуральной форме? Как применять на практике мнения Минфина, определения ВС РФ и какими документами нужно в первую очередь руководствоваться?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

1) При передаче физическому лицу доходов в натуральной форме и невозможности удержать НДФЛ налоговый агент должен представить в налоговый орган форму 2-НДФЛ как с признаком 2, так и с признаком 1, а также отразить указанную операцию в форме 6-НДФЛ.

2) Разъяснения Минфина России носят информационно-разъяснительный характер, не являются нормативно-правовыми актами и не обязательны к применению налогоплательщиками (налоговыми агентами). В спорных ситуациях при расхождении мнений официальных органов и судов при оценке налоговых рисков целесообразно учитывать правовую позицию.

Что касается рассматриваемого вопроса, то мнение Минфина и ФНС по нему совпадает и при этом поддержано Верховным Судом. Поэтому в случае несогласия с официальной позицией шансы налогового агента отстоять в суде иную позицию невелики.

Обоснование вывода:

Обязанности налогового агента по НДФЛ

Организация, являющаяся источником доходов налогоплательщика, в том числе полученных в натуральной форме, признается налоговым агентом по НДФЛ (п. 1 ст. 41, п. 1 ст. 210, ст. 211, п.п. 1, 2 ст. 226 НК РФ). В обязанности налогового агента входит прежде всего исчисление НДФЛ на дату передачи такого дохода, удержание у налогоплательщика и перечисление исчисленных и удержанных сумм в бюджет (п. 1 ст. 24, пп. 2 п. 1 ст. 223, п.п. 3, 4, 6 ст. 226 НК РФ).

На основании п. 4 ст. 226 НК РФ при выплате налогоплательщику дохода в натуральной форме удержание исчисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых доходов, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику в денежной форме. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплачиваемого дохода в денежной форме (письмо Минфина России от 15.08.2019 N 03-04-06/62457).

Очевидно, что при отсутствии в течение налогового периода (календарного года) выплат в денежной форме налоговый агент не имеет возможности удержать НДФЛ. Поэтому в соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ он обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

На сегодняшний день такое сообщение представляется налоговым агентом по форме 2-НДФЛ (с признаком 2), утвержденной приказом ФНС России от 02.10.2018 N ММВ-7-11/566@ (п. 2 упомянутого приказа, п. 2.7 Порядка заполнения 2-НДФЛ).

Однако этим обязанности налогового агента не ограничиваются (п.п. 3, 3.1 ст. 24 НК РФ).

В соответствии с положениями п.п. 1, 2 ст. 230 НК РФ налоговый агент обязан:

1) вести учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета (пункт 1);

2) представлять в налоговый орган по месту своего учета (пункт 2):

- документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему РФ за этот налоговый период по каждому физическому лицу. На сегодняшний день такой документ представляется по той же форме 2-НДФЛ, только с признаком 1 (п. 1.1 Приказа N ММВ-7-11/566@, п. 2.7 Порядка заполнения 2-НДФЛ);

- ежеквартальный расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, форма которого (форма 6-НДФЛ) утверждена приказом ФНС России от 14.10.2015 N ММВ-7-11/450@.

При этом исполнение организацией обязанности по сообщению о невозможности удержать налог и сумме налога в соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ не освобождает ее от обязанности представить сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ налогов в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ. С чем согласился суд в приведенном в вопросе определении Верховного Суда РФ от 05.06.2018 N 305-КГ18-2857 по делу N А40-63378/2017. Однако и ранее официальные органы неоднократно указывали, что обязанности налогового агента, предусмотренные ст. 230 НК РФ, возлагаются на организацию независимо от обязанностей, установленных ст. 226 НК РФ (письма ФНС от 30.03.2016 N БС-4-11/5443, от 16.07.2012 N ЕД-4-3/11637@, Минфина России от 01.12.2014 N 03-04-06/61283, от 29.12.2011 N 03-04-06/6-363).

Таким образом, при передаче физическому лицу доходов в натуральной форме и невозможности удержать НДФЛ налоговый агент должен представить в налоговый орган форму 2-НДФЛ как с признаком 2, так и с признаком 1, а также отразить указанную операцию в форме 6-НДФЛ. Заметим, что годовая форма 6-НДФЛ проверяется с учетом данных, отраженных в форме 2-НДФЛ с признаком 1 (смотрите междокументные контрольные соотношения, приведенные в письме ФНС России от 10.03.2016 N БС-4-11/3852@).

За непредставление в установленный срок указанных документов налоговый агент может быть привлечен к ответственности по ст. 126 НК РФ.

Разъяснения Минфина России

В силу пп.пп. 1 и 2 п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 24 НК РФ налоговый агент, как и налогоплательщик, вправе получать в т.ч.:

- от налоговых органов информацию (в том числе в письменной форме) о порядке исчисления и уплаты налогов, правах и обязанностях налогоплательщиков, разъяснения о порядке заполнения форм налоговых деклараций (расчетов);

- от Минфина России письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства.

Этому праву корреспондирует соответствующая обязанность указанных органов (пп. 4 п. 1 ст. 32, ст. 34.2 НК РФ, письмо Минфина России от 02.05.2007 N 03-02-07/1-211, письмо ФНС России от 27.12.2018 N ГД-4-19/25766@, смотрите также постановление Конституционного Суда РФ от 28.11.2017 N 34-П).

Выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом по вопросам применения налогового законодательства, признается обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения (пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 109 НК РФ), также не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась в результате выполнения таких разъяснений (п. 8 ст. 75 НК РФ).

При этом налогоплательщики (плательщики сборов, плательщики страховых взносов, налоговые агенты) не обязаны непременно руководствоваться указанными письменными разъяснениями, тем более адресованными иным конкретным лицам.

В свою очередь, налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах (пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ), но только адресованными непосредственно им. Смотрите письма Минфина России от 13.04.2010 N 03-02-08/22, от 20.07.2009 N 03-01-11/4-176, от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138, ФНС России от 14.09.2007 N ШС-6-18/716@.

При этом разъяснения, направляемые Минфином ФНС России, также не являются нормативными правовыми актами, не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм (письмо Минфина России от 24.07.2019 N 03-02-08/55114 "О статусе письменных разъяснений Минфина России и их применении").

В случае, когда письменные разъяснения Минфина России (рекомендации, разъяснения ФНС России) по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах не согласуются с решениями, постановлениями, информационными письмами ВАС РФ, а также решениями, постановлениями, письмами Верховного Суда РФ, налоговые органы, начиная со дня размещения в полном объеме указанных актов и писем судов на их официальных сайтах в сети Интернет либо со дня их официального опубликования в установленном порядке, при реализации своих полномочий руководствуются указанными актами и письмами судов. Об этом сказано в письме Минфина России от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571, доведенном до налоговых органов письмом ФНС России от 26.11.2013 N ГД-4-3/21097@. При этом, как уточняет финансовое ведомство, следует принимать во внимание тот налоговый период, к которому такие решения относятся (письма Минфина России от 18.04.2016 N 03-04-06/22231, от 25.12.2015 N 03-04-05/76160).

Таким образом, разъяснения Минфина России носят информационно-разъяснительный характер, не являются нормативно-правовыми актами и не обязательны к применению налогоплательщиками (налоговыми агентами). Но в случае возникновения неурегулированной ситуации или двоякого толкования норм налогового законодательства позиция финансового ведомства может быть принята налогоплательщиком во внимание. Что не препятствует при принятии собственного решения руководствоваться нормами налогового законодательства в понимании, отличающемся от трактовки Минфина. Это регулярно подчеркивается в письмах финансового ведомства (например, письма Минфина России от 29.11.2019 N 03-04-05/92796, от 25.11.2019 N 03-04-05/91174, от 27.06.2016 N 03-04-06/37289 и др.).

Позицию, изложенную в письмах ФНС России, тем более направленных для руководства в нижестоящие налоговые органы и доведенных до налогоплательщиков, следует учитывать при оценке налоговых рисков. Поскольку такой позиции, скорее всего, будут придерживаться налоговые органы на местах при осуществлении мероприятий налогового контроля (в т.ч. при проведении камеральных и выездных налоговых проверок). Кроме того, именно к полномочиям налоговых органов относится разъяснение порядка заполнения отчетных форм, разработанных и утвержденных ФНС. Поэтому по вопросам заполнения и представления тех или иных форм, включая форму 2-НДФЛ и форму 6-НДФЛ, следует обращаться в ФНС, Минфин таких разъяснений не дает (письма Минфина России от 26.09.2017 N 03-04-06/62146, от 18.01.2017 N 03-04-06/1928, от 11.12.2015 N 03-04-06/72664).

В случае несогласия с официальной позицией и при готовности к судебному разбирательству целесообразно принимать во внимание имеющуюся правовую позицию, тем более при наличии позиции высших судов, которую учитывают налоговые органы при оценке перспективы судебного спора.

Что касается рассматриваемого вопроса, то наличие по нему единого мнения у Минфина и ФНС России, фактически поддержанного Верховным Судом, позволяет полагать, что шансы отстоять иную позицию в суде у налогового агента невелики.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться