
Аналитика / Налогообложение / Бизнес теряет способности к уклонению
Бизнес теряет способности к уклонению
Налоговая служба оставляет все меньше пространства для уклонения от уплаты налогов. ФНС запросила у эстонских коллег информацию пятилетней давности, касающуюся российской компании «Экстра». Международная конвенция, регулирующая подобные запросы, в России действует только с 2016 года. Однако эстонские налоговики пошли навстречу российским коллегам. И в итоге фирме-уклонисту доначислили 75 млн руб. налогов. Что этот прецедент значит для бизнеса? Выяснял Григорий Колганов
22.08.2019Компания «Экстра» из Иваново с 2013 года принадлежала кипрскому офшору и в течение трех лет переводила ему дивиденды со льготной налоговой ставкой в 5% — у России и Кипра об этом договор. В материнской структуре не было сотрудников, других активов и доходов. Все деньги она отдавала эстонским фирмам. Уже несложно догадаться, что бенефициаром и этих фирм, и кипрского офшора был один и тот же человек — некий Андрей Астапенко. Так что претензии налоговой службы, вероятно, обоснованы, резюмирует руководитель налоговой практики юридической фирмы «Клифф» Наталья Кордюкова: «Деньги уходили из России на Кипр, а дальше шли в Эстонию, то есть в страну, с которой на самом деле нет соглашения. А использовали при этом льготу, которая предназначена для кипрской компании. Если бы они не претендовали на льготу и сразу бы объявляли, что дивиденды выходят без 15%, никаких проблем бы не было».
Но наказанная сторона и не пыталась оспорить претензии. Она пошла весьма оригинальным путем, заявив, что налоговая служба незаконно получила информацию. Международная Конвенция о взаимной помощи по налоговым делам действует в России с 2016 года, а ФНС запросила данные за 2014-й и 2015-й. Но Арбитражный суд постановил, что если Эстония согласилась на такое ретроспективное сотрудничество, то никаких нарушений здесь нет. В налоговой накануне не прокомментировали ситуацию. Но, по мнению партнера FBK Legal Александра Ермоленко, возникает довольно опасный прецедент для всех, кто в прошлом пытался оптимизировать налоги подобным образом: «Этот случай является достаточно показательным для того, чтобы понимать, что, в принципе, все находятся под угрозой выявления тех или иных темных делишек. То, что еще вчера было законно и проходило на ура, сегодня уже становится незаконным, и за это карают.
ФНС наполнит казну, но при этом создаст неуверенность в завтрашнем дне, и это все стимулирует бизнесменов строить новые офшорные схемы, а не просто платить налоги».
Надо ли говорить, что бизнес воспринял эту историю без особого энтузиазма. Платить налоги, конечно, нужно, но из-за постоянной смены правил игры предприниматели уже не знают, откуда может последовать удар. Причем такой силы, что фирма попросту не выживет, сокрушается вице-президент «Деловой России» Николай Остарков. По его мнению, государству стоило бы проявлять большую гибкость в таких вопросах: «Должна быть грань. Уводят прибыль, предприятие порушено, люди зарплату не получают. Налоговая не должна действовать просто как хирург, который берет и отсекает, с установкой на то, что нужно содрать как можно больше налогов, независимо от того, живет после этого предприятие или нет. С этим бороться невозможно».
Впрочем, специалист по международному налогообложению Ольга Цохорова успокаивает: некоторые страны не будут столь охотно рассказывать России о старых грехах ее резидентов. «Наверное, не все юрисдикции будут так легко делиться информацией, как Эстония. Например, та же Швейцария, которая не очень позитивно относилась к России, не будет с такой легкостью предоставлять российским налоговым органам данные. По моему опыту, Лихтенштейн тоже. Очень тонкие механизмы остались для использования льгот. Для большей части российского бизнеса это теперь уже бессмысленно»,— заключает Цохорова.
Налоговая служба в последние годы приложила массу усилий, чтобы сделать безвыигрышными различные схемы минимизации налогов. Но, как признают собеседники “Ъ FM”, другие государственные структуры, отвечающие за то, чтобы бизнес в России становился все более выгодным, не поспевают за ФНС.
Конвенцию о налоговой взаимопомощи подписали 129 стран, в том числе популярные у россиян офшоры: Британские Виргинские острова, Кипр, Сейшелы, Джерси и Каймановы острова. Кроме того, в прошлом году Россия подключилась к международной системе автоматического обмена налоговой информацией и получила данные о зарубежных активах и счетах своих граждан в 58 юрисдикциях.
- 24.01.2025 Минфин предостерег от уклонения от уплаты НДС при УСН
- 05.10.2024 В ГД заявили, что в налоговой сфере мало серых зон
- 19.03.2024 Тюменский бизнес не заплатил ФНС 37 млрд рублей
- 27.01.2025 В Туве сотрудникам ФНС за ущерб государству вынесли условный приговор
- 14.01.2025 Планируется увеличить штрафы за уклонение от уплаты налогов в 2,5-5 раз
- 28.12.2024 В Думе внесли проект о наказании за незаконную регистрацию в качестве ИП
- 07.12.2023 Как буфеты в столичных театрах уходят от налогов и нарушают права потребителей
- 18.10.2023 Центробанк дал советы по борьбе с «ресторанной схемой» отмывания
- 12.05.2023 Эксперт объяснила схему ухода от налогов, популярную у блогеров
- 14.08.2024 Суды будут учитывать санкции при определении налоговых штрафов
- 20.02.2023 Налоговые мошенничества отделят от «обычных»
- 30.06.2022 Бастрыкин: уголовный закон в отношении бизнеса применяется сбалансированно
- 11.06.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС, налог на прибыль, соответствующие суммы пеней, штрафа в связи с отсутствием реальных хозяйственных операций между обществом и контрагентом.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обществом умышленно создан формальный документооборот с подконтрольным ему контрагентом, не располагавшим материальными и трудовыми ресурсами для выполнения рабо
- 11.06.2025
Обществу доначислены
НДС, налог на прибыль, пени и штраф.Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку выводы судов относительно законности оспариваемого акта не основаны на полном и всестороннем выяснении фактических обстоятельств дела, относящихся к обязательному предмету исследования, сделаны без надлежащей оценки оснований принятия оспариваемого акта, а также доводов участвующих в деле
- 04.06.2025
Начислены НДС,
налог на прибыль, пени ввиду создания формального документооборота и получения в связи с этим необоснованной налоговой выгоды по хозяйственным операциям по приобретению полипропилена.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку сделки с контрагентами, обладающими признаками номинальных структур, не сопровождались реальным приобретением товара.
- 22.12.2024
Налоговый орган
начислил НДС, пени, штраф ввиду фиктивности сделок со спорными контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как спорные контрагенты обладали признаками "технических" компаний, не имели необходимых материальных и трудовых ресурсов для выполнения обязательств по заявленным сделкам, оформление первичных документов со спорными контрагентами имеет ряд недостатков, работы выпол
- 20.10.2024
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС и пени в связи с созданием обществом формального документооборота, направленного на минимизацию налоговых обязательств в результате необоснованного применения налоговых вычетов по НДС.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку представлены доказательства, свидетельствующие о фиктивном характере финансово-хозяйственных операций общества с контраген
- 13.10.2024
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль организаций, начислил пени и штраф, сделав вывод о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по сделкам с контрагентами, а также недостоверности представленных налогоплательщиком сведений.Итог: требование удовлетворено, поскольку представленные на проверку документы содержали достоверные сведения и подтверждали наличие реальных хозяйстве
- 28.05.2025 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06.03.2024 г. № Ф04-188/2024 по делу № А03-6938/2023
- 23.03.2025 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.02.2024 г. № Ф07-17720/2023 по делу № А21-12881/2022
- 19.03.2025 Письмо Минфина России от 09.12.2024 г. № 03-02-08/124125
- 09.01.2025 Письмо Минфина России от 15.08.2024 г. № 03-02-08/76889
- 06.09.2024 Письмо Минфина России от 08.07.2024 г. № 03-02-08/63443
- 30.08.2024 Письмо ФНС России от 13.08.2024 г. № ЗГ-2-15/11593
Комментарии