
Аналитика / Налогообложение / Недостоверные данные по срокам уплаты налога на сайте ФНС России
Недостоверные данные по срокам уплаты налога на сайте ФНС России
Возможно ли потребовать у налоговой инспекции произвести перерасчет пеней по налогу, так как просрочка платежа по налогу вызвана недостоверными данными?
30.07.2019Российский налоговый порталОтвет подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий
При определении срока уплаты земельного налога за 2018 год бухгалтер воспользовался информацией с сайта www.nalog.ru - электронные сервисы - Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам.
В сервисе указан срок уплаты налога для юридических лиц: не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Оплата налога была произведена 20.02.2019.
Однако налоговая инспекция насчитала пени за просрочку платежа.
Оказалось, что в самом нормативном документе срок оплаты земельного налога в данном населенном пункте (муниципальное образование "Тигильский район Камчатского края") установлен не позднее 15 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Возможно ли потребовать у налоговой инспекции произвести перерасчет пеней по налогу, так как просрочка платежа по налогу вызвана недостоверными данными, указанными на официальном сайте налоговой инспекции?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемом случае оснований для освобождения организации от обязанности по уплате пеней не имеется.
Обоснование позиции:
Согласно п. 1 ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
При установлении налога определяются элементы налогообложения, в том числе порядок и сроки уплаты налога (п. 6 ст. 3, п. 1 ст. 17 НК РФ).
Земельный налог относится к местным налогам, устанавливаемым и вводимым в действие НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (п. 4 ст. 12, ст. 15 НК РФ). При установлении местных налогов, в том числе и земельного налога, представительными органами муниципальных образований определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, налоговые ставки (п. 4 ст. 12, п. 2 ст. 387 НК РФ).
Принципы действия законодательства о налогах и сборах во времени установлены ст. 5 НК РФ, В частности, п. 1 ст. 5 НК РФ предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных той же статьей. Причем, как следует из п.п. 5, 6 ст. 1 НК РФ, для целей этого кодекса под законодательством о налогах и сборах понимаются в том числе нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах.
В силу ч. 2 ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании. Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание.
Так, ч. 14 ст. 41 Устава муниципального образования "Тигильский муниципальный район" (утвержден решением Собрания депутатов Тигильского района от 17.05.2006 N 31) предусмотрено, что решения о налогах и сборах в обязательном порядке подлежат опубликованию в районной газете "Панорама".
Таким образом, нормативный правовой акт муниципального образования о земельном налоге подлежит опубликованию в периодическом печатном издании, которое распространяется в этом муниципальном образовании. Размещение информации о местном налоге, в том числе о сроках его уплаты, на Интернет-сайте налогового органа не является официальным опубликованием такого правового акта. Информация о сроках уплаты налога может размещаться на соответствующем Интернет-ресурсе в порядке публичного информирования налогоплательщика о действующих налогах и сборах.
Решением Совета народных депутатов сельского поселения "село Тигиль" Тигильского муниципального района Камчатского края от 24.12.2010 N 122 (далее - Решение N 122) были внесены изменения в п. 5 ч. 1 решения Совета народных депутатов от 27.11.2008 N 38, а именно: предельный срок уплаты налогоплательщиками - организациями и физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, земельного налога по итогам налогового периода был заменен с "1 марта" на "15 февраля".
Информацией об официальном опубликовании Решения N 122 в общественно-политической газете Тигильского района "Панорама" мы не располагаем. Однако, если такое опубликование состоялось, срок уплаты земельного налога в Тигильском районе Камчатского края - не позднее 15 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом - считается установленным.
Согласно п. 3 ст. 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно налогоплательщику начисляется пеня. Как отмечают судьи, пени подлежат уплате налогоплательщиком во всех случаях, когда имеет место неуплата сумм налога в бюджет в установленный законом срок, независимо от наличия или отсутствия вины налогоплательщика в нарушении срока уплаты налога (постановление Семнадцатого ААС от 30.04.2015 N 17АП-4104/15).
В соответствии с п. 8 ст. 75 НК РФ не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа), и (или) в результате выполнения налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга (при условии, что указанные письменные разъяснения, мотивированное мнение налогового органа основаны на полной и достоверной информации, представленной налогоплательщиком).
Полагаем, что публичное информирование налогоплательщиков о сроках уплаты местных налогов и сборов не является письменным разъяснением о порядке уплаты налога, которое дано этому налогоплательщику или неопределенному кругу лиц в понимании приведенной нормы. Вывод о том, что "информирование" и "письменные разъяснения" по вопросам уплаты налогов являются разными понятиями, следует, в частности, из сопоставления пп. 4 п. 1 ст. 32 и пп. 2 п. 1 ст. 21, ст. 34.2 НК РФ (письмо ФНС России от 27.12.2018 N ГД-4-19/25766@).
Таким образом, мы не видим оснований для освобождения организации от обязанностей по уплате пеней в настоящей ситуации.
Отметим, что налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей. Такие убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном НК РФ и иными федеральными законами (п. 1 ст. 35 НК РФ).
Также ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" предусматривает, что, если в случае предоставления заведомо недостоверной информации пользователю информацией были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством РФ (о понятии "пользователь информации" смотрите в п. 3 ст. 1 того же закона).
Однако мы сомневаемся в том, что в рассматриваемой ситуации пени могут быть квалифицированы как убытки, причиненные налогоплательщику, поскольку начисление пеней в случае просрочки в уплате налога вытекает из требований налогового законодательства, а обстоятельства, указанные в п. 8 ст. 75 НК РФ, в этом случае отсутствуют.
К сожалению, правоприменительной практики по спорам, связанным с начислением пеней в аналогичных ситуациях, мы не обнаружили.
Темы: Полезная информация для налогоплательщика  
- 07.10.2024 Промостраница поможет физическим лицам разобраться в налоговых уведомлениях, направленных в 2024 году
- 25.12.2023 Приглашаем к участию в XIX Всероссийском конкурсе «Правовая Россия»
- 26.09.2023 В Москве прошел VII Всероссийский юридический форум «Гражданско-правовое регулирование имущественного оборота: основные проблемы и практические рекомендации»
- 26.03.2025 Мишустин заявил о преодолении ВВП отметки в 200 трлн
- 06.10.2024 Договор с самозанятым – порядок бухгалтерского и налогового учета
- 14.02.2024 Переплата платежа по налогу на сверхприбыль – как зачесть, как вернуть?
- 26.05.2025 Письмо Минфина России от 10.03.2025 г. № 03-04-05/23590
- 23.05.2025 Письмо Минфина России от 24.04.2025 г. № 03-07-07/41507
- 21.05.2025 Письмо УФНС по г. Москве от 11.03.2025 г. № 20-07/023666@
Комментарии