Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Узнайте самые значимые изменения в работе бухгалтеров в 2019 году

практические решения для работы, советы по применению законодательства и кейсы по проверкам и отчетности от лучших спикеров ИРСОТ

Главная неделя для главбуха
   
График мероприятий

Аналитика / Налогообложение / Организация работы бухгалтерии оператора связи

Организация работы бухгалтерии оператора связи

07.03.2018
Автор: Денисова М., главный редактор журнала

Как организовать работу в бухгалтерии интернет-провайдера при следующем перечне операций:

  • оказание услуг связи (билинговая система не отсылает счета и акты автоматически, это делается вручную в бухгалтерской программе);
  • реализация товаров (складской учет товаров и материалов);
  • выполнение работ (в том числе строительство линий и узлов связи хозспособом);
  • учет ОС;
  • учет денежных средств;
  • учет расчетов (с поставщиками, подрядчиками, покупателями, по оплате труда)?

Отдел бухгалтерского учета состоит из пяти человек. Должности в отделе следующие:

  • главный бухгалтер;
  • заместитель главного бухгалтера;
  • бухгалтер (три человека).

Общие правила.

Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 402‑ФЗ ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта. Чаще всего это происходит путем создания бухгалтерской службы или заключения договора об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. В рассматриваемом случае речь идет именно о бухгалтерской службе, следовательно, руководитель экономического субъекта возлагает ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера (ч. 3 ст. 7 Федерального закона № 402‑ФЗ). С главным бухгалтером, как и с остальными сотрудниками бухгалтерии, организация заключает трудовой договор, в котором определяются их трудовые функции. В описанной ситуации они могут быть распределены следующим образом (рекомендуемый нами способ распределения обязанностей является лишь одним из возможных вариантов).

Обязанности бухгалтеров.

В обязанности бухгалтеров (три человека) можно вменить две основные функции:

  • принятие к учету первичных учетных документов о фактах хозяйственной жизни (ФХЖ) экономического субъекта;
  • денежное измерение объектов бухгалтерского учета и текущая группировка ФХЖ.

Данные функции должны исполняться в разрезе тех участков учета, которые закрепляются за каждым бухгалтером. Для этого необходимо все объекты бухгалтерского учета поделить на три группы и за каждым бухгалтером закрепить соответствующий участок (объем учетных операций применительно к тем объектам, которые закреплены за сотрудником).

Могут быть сформированы следующие группы.

Участок учета

Пояснения

Учет внеоборотных и оборотных активов (ОС, НМА, материалы и т. д.)

Сюда может входить учет товаров и материалов на складах, учет ОС, в том числе их возведение хозспособом, учет автотранспорта, начисление амортизации

Учет доходов и расходов (формирование себестоимости и выручки)

Сюда может входить учет выручки, выставление счетов, актов, списание материальных ценностей в разрезе всех видов деятельности, в том числе общехозяйственных расходов

Учет расчетов и денежных средств (операции по расчетному счету, кассе, контроль дебиторской и кредиторской задолженности)

В этом же блоке подразумевается также ведение расчетов по заработной плате

Составление отчетности, связанной с расчетами по оплате труда, традиционно возлагается на бухгалтера, ведущего первичный учет данных расчетов, хотя в организации может быть принято и иное решение. Например, возложение данной обязанности на заместителя главного бухгалтера или самого главного бухгалтера. В зависимости от принятого решения трудовая функция по составлению соответствующей отчетности должна быть отражена в трудовом договоре с конкретным работником. Аналогичным образом следует поступить в отношении налоговой отчетности по отдельным налогам.

Обязанности заместителя главного бухгалтера.

В обязанности заместителя главного бухгалтера предлагаем вменить следующие функции:

  • принятие к учету первичных учетных документов о ФХЖ экономического субъекта;
  • денежное измерение объектов бухгалтерского учета и текущая группировка ФХЖ;
  • итоговое обобщение фактов хозяйственной жизни.

Как видим, первые две функции совпадают с теми, что закреплены за должностью бухгалтера. Это означает следующее.

Во-первых, заместитель главного бухгалтера должен иметь возможность заменить любого бухгалтера при необходимости.

Во-вторых, именно ему мы предлагаем вменить в обязанности ведение операций по оставшейся группе объектов бухгалтерского учета. Это учет капитала (уставного, добавочного, нераспределенной прибыли, целевого финансирования) и учет резервов, доходов и расходов будущих периодов, текущего финансового результата.

Под итоговым обобщением понимаем подсчет и проверку оборотов по счетам, контроль тождества данных аналитического и синтетического учета, подготовку оборотно-сальдовой ведомости к сдаче отчетности за отчетный период.

Обязанности главного бухгалтера.

Главному бухгалтеру предлагаем вменить в обязанности:

  • составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • ведение налогового учета и составление налоговой отчетности.

Несколько слов о внутреннем контроле.

Обращаем внимание, что согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона № 402‑ФЗ экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.

Экономический субъект в лице его руководителя самостоятельно принимает решение о создании службы внутреннего контроля либо наделении необходимым функционалом главного бухгалтера. В последнем случае обязанности главного бухгалтера целесообразно частично перераспределить между ним и его заместителем.

При возложении обязанностей по ведению внутреннего контроля на главного бухгалтера должно быть учтено, что исполнение данных обязанностей корреспондирует с наличием следующих умений (профессиональных навыков):

  • понимание целей и процедур внутреннего контроля, принципов разработки соответствующих организационно-распорядительных документов;
  • владение методами проверки качества составления регистров и отчетности;
  • оценка рисков, влияющих на достоверность отчетности и их минимизацию, и т. д.

При отсутствии перечисленных теоретических и практических знаний рекомендуем главному бухгалтеру пройти соответствующее обучение в области внутреннего контроля ведения бухучета и составления отчетности.

* * *

В статье предложен следующий алгоритм распределения обязанностей в бухгалтерской службе интернет-провайдера. Первичный учет практически всех объектов бухучета нужно возложить на бухгалтеров (с возложением обязанности по представлению отчетности контролирующим органам или без таковой). Заместителю главного бухгалтера следует поручить проверку всех участков учета и подготовку «оборотки» к составлению отчетности (с возложением обязанности по представлению отчетности контролирующим органам или без таковой). Главному бухгалтеру предлагаем поручить составление бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности. При желании вменить ему в обязанности функции по организации внутреннего контроля, полагаем, необходимо часть «отчетных» функций передать заместителю главбуха. 

Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение, №2, 2018 год

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться