Аналитика / Налогообложение / Бюджетный учет: как организовать учет зданий и помещений
Бюджетный учет: как организовать учет зданий и помещений
D бухгалтерском учете объекты недвижимости рассматриваются как основные средства, поэтому общие правила учета ОС применимы и к ним. Однако здесь есть свои особенности, которые во многом они зависят от типа объекта и его назначения
08.12.2017Как определить объект основного средства
В случае со зданиями, строениями, сооружениями и помещениями правильно определить инвентарный объект бывает непросто. И здесь важно ориентироваться на несколько правил:
- инвентарная единица — это отдельно стоящее здание или целый комплекс построек, возведенных на едином фундаменте, которые выполняют одну или несколько общих функций;
- примыкающие здания с разными функциями — это разные объекты;
- если вспомогательные строения обеспечивают эксплуатацию основного здания, они считаются его частью;
- всевозможные надворные постройки, заборы и иные сооружения, которые обеспечивают работу нескольких зданий или имеют самостоятельное назначение (гараж, летняя кухня), учитываются как отдельные объекты.
Например, отдельно стоящая баня — это строение с самостоятельным назначением, отдельный объект учета. А вот помещение для хозяйственного инвентаря сотрудников учреждения является вспомогательным, обеспечивает эксплуатацию конкретного здания, поэтому бухучет не выделяет его как самостоятельное помещение.
Каждому вновь поступившему объекту бухгалтер присваивает индивидуальный инвентарный номер. Он сохраняется на протяжении всего срока эксплуатации здания/помещения данным учреждением. Структуру номеров, логику их присвоения объектам учреждение вправе придумать самостоятельно.
Группы объектов недвижимости по их назначению определяет Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ). Предназначенные для проживания человека здания/помещения разных типов считаются жилыми. Нежилые объекты — это административные, промышленные, обслуживающие здания, в том числе гаражи и складские помещения. В этом бюджетный учет ничем не отличается от учета в коммерческих предприятиях.
Какой ОКОФ применять
Опираясь на ОКОФ, бухгалтер определяет срок полезного использования объекта и рассчитывает ежемесячную амортизацию. В 2017 году Минфин России серьезно изменил структуру классификатора (письмо от 27.12.16 № 02-07-08/78243), некоторые позиции ведомство удалило вовсе или заменило обобщающими понятиями. Изменился и вид кодировки основных средств. Прежний код состоял из 9 цифр вида ХХ ХХХХХХХ, например:
11 0000000 Здания (кроме жилых):
- 11 0001000 Здания, кроме жилых, не включенные в другие группировки
- 11 4521000 Здания топливно-энергетических, металлургических, химических и нефтехимических предприятий
Новые коды имеют иную структуру — ХХХ.ХХ.ХХ.ХХ.ХХХ. Для сравнения приведем классификацию некоторых зданий по новому ОКОФ:
Пятая группа (имущество со сроком полезного использования от 7 до 10 лет включительно)
Здания |
||
Здания (кроме жилых) |
Сборно-разборные и передвижные здания |
|
Жилища |
||
Здания жилые общего назначения |
Жилища каркасно-камышитовые и другие облегченные |
|
Новый ОКОФ применяется только для зданий, сооружений и помещений, которые введены в эксплуатацию и поставлены на учет после 1 января 2017 года. Пересматривать группы ранее полученного имущества не надо, для них сохраняется прежняя классификация.
Ключевые принципы учета
Инструкция, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.10 № 157н уточняет, как формировать номера счетов по основным средствам. Для синтетического учета в Плане счетов бюджетного учета выделен счет 010100000 «Основные средства» и два субсчета:
- 010111000 «Жилые помещения»;
- 010112000 «Нежилые помещения».
Любое движение основных средств: поступление, внутреннее перемещение, перестройка, списание и пр. — учреждение оформляет типовыми первичными формами (о них см. ниже), в том числе специальными, предназначенными только для зданий и сооружений (приказ Минфина РФ от 30.03.15 № 52Н). Документы составляются в двух экземплярах, один из которых оставляет у себя МОЛ, а второй забирает бухгалтерия.
Как принять здание к учету
Учреждения, как правило, не являются собственниками имущества, а только распоряжаются им на правах оперативного управления в соответствии с назначением имущества, целями своей деятельности и заданиями собственника, то есть учредителя.
Инструкция № 157н диктует строгое правило: объекты недвижимости принимать и снимать с учета можно только на основании первичных форм с обязательным приложением регистрационных документов (свидетельства о регистрации права собственности или права оперативного управления (выписка из ЕГРП). А значит, принимая здание или помещение к учету, руководитель учреждения и бухгалтер прежде всего уточняют условия передачи имущества (аренда, хранение и пр.). Эти условия должны быть где-то зафиксированы: в отдельном письме или в акте приема-передачи собственник указывает, что до регистрации права оперативного управления недвижимость переходит в безвозмездное пользование учреждению. Когда статус объекта уже уточнен, бухгалтерия может применять соответствующую норму Инструкции № 157н.
Если учреждение планирует использовать имущество до того, как зарегистрирует свое право на оперативное управление, оно составляет договор безвозмездного пользования и ставит объект на учет на забалансовый счет 01 (п. 333 Инструкции № 157н).
Организации госсектора, принимающие недвижимость, должны помнить, что ни один из объектов не может числиться в балансовом учете двух учреждений.
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
---|---|---|
До государственной регистрации объекта недвижимости |
||
Подписан акт приема-передачи на основании распорядительного акта собственника |
01 |
|
Отражены расходы на коммунальные услуги |
0 401 20 223 |
0 302 23 730 |
После государственной регистрации объекта недвижимости |
||
С забалансового учета списан объект на основании государственной регистрации прав на недвижимое имущество |
01 |
|
Основное средство принято к учету по факту государственной регистрации прав на недвижимое имущество: |
||
на сумму балансовой стоимости |
0 101 1х 310 |
0 210 06 660 0 401 10 180 |
на сумму начисленной амортизации |
0 210 06 560 0 401 10 180 |
0 104 1х 410 |
При поступлении объектов недвижимости руководитель или уполномоченный им сотрудник подписывает форму 0306030 «Акт о приеме-передаче здания (сооружения)», к которой присоединяются документы о государственной регистрации прав. Если речь идет о перемещении объекта от одного материально ответственного лица другому в рамках одно и того же учреждения — форму 0306032 «Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств».
Для бухгалтерии акт приема-передачи вместе с технической документацией на объект — основание составить инвентарную карточку или внести запись об изменениях в уже имеющуюся. Бухгалтер оформляет инвентарные карточки на каждый из инвентарных номеров и регистрирует их в специальной описи.
Как в бухучете отразить модернизацию
Балансовая стоимость основных средств складывается из их первоначальной стоимости и затрат на производимые изменения, что особенно актуально для зданий, сооружений и помещений, которые часто реконструируются, достраиваются и пр. Эти изменения увеличивают первоначальную стоимость объекта, если в результате произведенных операций улучшаются основные нормативные показатели: эффективность использования, срок эксплуатации и пр. Балансовая стоимость поменяется и в случае переоценки объектов (приказ Минфина России от 29.08.2014 № 89н).
Разницу в балансовой стоимости, изменение первоначальной стоимости и технических характеристик ОС бухгалтеру следует отразить в той же форме 0306002 «Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств».
Как списать здание
В число наиболее частых причин для списания зданий и помещений входят:
- моральный и физический износ объекта, нецелесообразность дальнейшей эксплуатации и/или неэффективность его восстановления;
- передача объекта недвижимости другому учреждению, органу государственной власти или местного самоуправления;
- ликвидация объекта в результате аварии, во время стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций.
Все случаи выбытия/списания объектов перечислены в п. 51 Инструкции № 157н.
Вместе со стоимостью имущества с балансового учета списывается и сумма начисленной амортизации. Сделать это можно только на основании решения собственника объекта и акта, заверенного руководителем учреждения. До окончания всех мероприятий по ликвидации/списанию объекта недвижимости бухгалтерия не может производить какие-либо операции.
Как отразить выбытие таких основных средств в бухучете, зависит от основания списания и типа учреждения. Казенные учреждения опираются на Инструкцию № 162н, бюджетные учреждения — на Инструкцию № 174н, автономные — на Инструкцию № 183н.
Казенное учреждение |
Бюджетное учреждение |
Автономное учреждение |
|||
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
Продажа, недостача, хищение, физический и моральный износ |
|||||
1 104 1х 410 1 401 10 172 |
1 101 1х 410 |
0 104 1х 410 0 401 10 172 |
0 101 1х 410 |
0 104 1х 000 0 401 10 172 |
0 101 1х 000 |
Уничтожение, разрушение, приведение в негодность вследствие стихийных бедствий |
|||||
1 104 1х 410 1 401 20 273 |
1 101 1х 410 |
0 104 1х 410 0 401 20 273 |
0 101 1х 410 |
0 104 1х 000 0 401 20 273 |
0 101 1х 000 |
Пример. Наводнение разрушило секцию здания МКУ «Петровская библиотека», учредитель принял решение списать пришедшее в негодность здание. Балансовая стоимость ОС — 3 200 000 рублей, сумма амортизации к моменту разрушения — 1 300 000 рублей.
Хозяйственные операции по списанию объекта:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
---|---|---|---|
Списание начисленной амортизации здания |
1 104 12 410 |
1 101 12 410 |
1 300 000 |
Списание остаточной стоимости здания |
1 401 20 273 |
1 101 12 410 |
1 900 000 |
При выбытии основных средств бухгалтер заполняет один из документов:
- форму 0306003 «Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)»;
- форму 0306033 «Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)».
Что проверяет инвентаризационная комиссия
Одна из важных составляющих учета зданий и помещений — своевременная инвентаризация. Порядок проведения подробно изложен в законе «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (приказ Минфина от 13.06.1995 № 49) и других нормативных актах.
Специально созданная руководителем учреждения комиссия осматривает объекты и заносит полученные данные по их наличию и состоянию в инвентаризационные описи. Комиссия также проверяет, в каком объеме представлена техническая документация на объект, правильно ли ведутся инвентарные карточки, описи и книги, законно ли учреждение использует недвижимость.
Руководителю учреждения и бухгалтеру следует отнестись к инвентаризации зданий сооружений и помещений внимательно. Впрочем, этот совет касается и остальных этапов работы с недвижимостью, ведь она составляет значительную долю в активах учреждений. Ошибки в учете, некорректное начисление амортизации может повлечь нарушения в финансовой отчетности и привести к серьезным штрафам со стороны контролирующих органов.
Темы: Учетная политика предприятия  
- 14.03.2024 Можно ли удалять реквизиты в счете-фактуре: Минфин
- 15.02.2024 Минтруд представит новые формы отчетов в службу занятости
- 08.02.2024 Кабмин собирается обсудить сокращение отчетности для малого бизнеса
- 07.11.2023 Поправки по налогообложению операций с партнерами-иностранцами
- 05.10.2023 ЕНС: налогоплательщики смогут узнавать о задолженности на конкретную дату
- 03.10.2023 Путевой лист: как оформлять для ИП в 2023 году
- 16.01.2024 Письмо Минфина России от 19.12.2023 г. № 07-01-09/122675
- 06.12.2023 Письмо Минфина России от 01.11.2023 г. № 07-01-10/104092
- 20.11.2023 Письмо Минфина России от 11.10.2023 г. № 07-01-09/96505
Комментарии