Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Скидка для покупателя: порядок отражения в налоговом и бухгалтерском учете

Скидка для покупателя: порядок отражения в налоговом и бухгалтерском учете

Организация вправе самостоятельно выбрать способ отражения в учете операции по предоставлению скидки покупателю

12.07.2017
Российский налоговый портал

Автор: эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ член Палаты налоговых консультантов Алексеева Анна. Контроль качества ответа: рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав.

Организация осуществляет продажу готовой продукции. При выполнении определенных условий покупателям предоставляется скидка. Скидка предоставляется после продажи готовой продукции (ретроскидка). Исходя из Налогового кодекса РФ, продавец должен выставить покупателю корректировочный счет-фактуру, который составляется на основании первичного документа, какого именно – Налоговый кодекс РФ не указывает.

Какими бухгалтерскими проводками отражается предоставление скидки покупателю: «Дебет 62 Кредит 90/01», «Дебет 90/03 Кредит 68 сторно» или «Дебет 91/02 Кредит 62/01», «Дебет 68 Кредит 91/01»?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В рассматриваемой ситуации организация вправе самостоятельно выбрать способ отражения в бухгалтерском учете операции по предоставлению скидки покупателю, закрепив выбранный вариант в учетной политике. При этом если операции по реализации продукции и предоставлению скидки совершены в одном отчетном периоде, то корректировка выручки может быть произведена методом «сторно». Если по условиям договора скидка предоставляется в следующем отчетном периоде, то в бухгалтерском учете скидка отражается в составе прочих расходов.

Обоснование вывода:

Выручка от продажи товаров признается доходом от обычных видов деятельности организации (п. 5 ПБУ 9/99 «Доходы организации»). Выручку организация признает на дату передачи товаров покупателю, когда выполняются условия, перечисленные в п. 12 ПБУ 9/99, одним из которых является переход права собственности на товары к покупателю. В соответствии с п. 6 и 6.5 ПБУ 9/99 выручка определяется с учетом всех предоставленных организации согласно договору скидок (накидок).

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов выручка от реализации товаров отражается по кредиту счета 90 «Продажи», субсчет «Выручка», в корреспонденции со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Исходя из Инструкции по применению Плана счетов, скидки (накидки), предоставленные согласно договору покупателю (заказчику) при продаже продукции, товаров, подлежат отражению на счете 90 «Продажи» (смотрите также письмо Минфина России от 12.05.2014 г. № 07-01-06/22185). Минфин России в разделе III Рекомендаций аудиторам, приведенных в письме от 06.02.2015 г. № 07-04-06/5027, уточнил, что таким образом учитываются все скидки, независимо от формы их предоставления (возврат денежных средств покупателю, бесплатное предоставление товаров, др.). При этом в данных рекомендациях не разъясняется, каким образом отражать операцию с отсроченным предоставлением скидки (по итогам периода, по объемам закупки и пр.). Вероятно, предлагается впоследствии выручку скорректировать (сторнировать) на сумму скидки.

В то же время полагаем, что сумму скидки (премии, бонуса), которую поставщик по условиям договора должен предоставить (выплатить) покупателю после момента реализации, можно отразить в качестве прочих расходов поставщика по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы". Вместе с тем поскольку предоставление скидок (премий, бонусов) направлено на увеличение объемов реализации, то суммы скидок (премий, бонусов) могут быть учтены в расходах по обычным видам деятельности по дебету счета 44 «Расходы на продажу» в корреспонденции со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (п. п. 5, 7 ПБУ 10/99, Инструкция по применению Плана счетов).

Выбранный вариант учета рассматриваемой операции необходимо закрепить в учетной политике организации.

Таким образом, при предоставлении покупателю скидки после реализации продукции сумма ранее отраженной выручки корректируется на сумму этой скидки.

Если операции по реализации продукции и предоставлению скидки были осуществлены в одном отчетном периоде, то корректировка может быть произведена методом «сторно»:

Дебет 62 Кредит 90, субсчет «Выручка» – сторно

– отражена корректировка выручки от реализации продукции на сумму скидки;

Дебет 90, субсчет «НДС» Кредит 68 – сторно

– уменьшен НДС с суммы скорректированной выручки (сумма будет соответствовать отраженной в корректировочном счете-фактуре).

Если по условиям договора скидка предоставляется в следующем отчетном периоде, то в бухгалтерском учете скидка отражается как прочий расход:

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 62

– отражена сумма предоставленной покупателю скидки по товарам, отгруженным в прошлом отчетном периоде;

Дебет 68 Кредит 91, субсчет «Прочие доходы»

– скорректирован НДС, начисленный с суммы скидки по товарам, отгруженным в прошлом отчетном периоде.

К сведению:

Фондом «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учёта «Бухгалтерский методологический центр» (ФОНД «НРБУ «БМЦ») (http://bmcenter.ru/), который занимается практикой применения бухгалтерского законодательства РФ и формализует консолидированную позицию бухгалтерского сообщества, для организаций различного вида деятельности разработан ряд рекомендаций по ведению бухгалтерского учета. Вы можете ознакомиться, в частности, с Рекомендацией Р-78/2017-ОК ТОРГ «Премии покупателям в розничной торговле», близкой по содержанию к рассматриваемому вопросу.

ГАРАНТ

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться