Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Третейский суд действует по новым правилам

Третейский суд действует по новым правилам

Федеральный закон «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» (Федеральный закон от 29.12.2015 № 382-ФЗ (далее - Закон № 382-ФЗ)), а также изменения в отдельные законодательные акты РФ (Федеральный закон от 29.12.2015 № 409-ФЗ (далее - Закон № 409-ФЗ)) направлены на реформу третейских судов с целью повышения их авторитета и привлекательности как института альтернативного разрешения споров. Проанализируем новое законодательство о третейском разбирательстве

11.04.2017
Автор: Карим Файзрахманов, адвокат адвокатского бюро Forward Legal

Новый порядок создания третейских судов

Одной из ключевых идей реформы является повышение контроля за деятельностью третейских судов, борьба с так называемыми карманными судами, то есть с теми судами, которые создаются или финансируются одной из сторон третейского разбирательства. Так, ВАС РФ признал необъективными решения третейских судов по спорам, в которых одна из сторон третейского разбирательства являлась одновременно юридическим лицом, создавшим третейский суд, и аффилированным лицом с другой стороной спора (пост. Президиума ВАС РФ от 29.10.2013 № 8445/13, от 22.05.2012 № 16541/11).

По новым правилам (ст. 44 Закона № 382-ФЗ) третейские суды создаются при некоммерческих организациях, которые должны соответствовать обязательным требованиям: иметь разрешение Правительства РФ на право осуществлять функции постоянного действующего арбитражного учреждения и вести рекомендованный список арбитров, состоящий не менее чем из 30 человек, имеющих высокую квалификацию в области права и профессиональную репутацию: не менее трети арбитров должны иметь ученую степень, не менее половины арбитров должны иметь опыт разрешения судебных споров в качестве третейских судей и/или в качестве судей федеральных судов в течение не менее 10 лет (ч. 13 ст. 47Закона № 382-ФЗ).

Наиболее крупные и авторитетные арбитражные центры - Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) и Морская арбитражная комиссия (МАК), успешно работающие уже более 80 лет, смогут осуществлять функции постоянно действующего арбитражного учреждения без специального разрешения Правительства РФ (ч. 1 ст. 44 Закона № 382-ФЗ).

Ограничение компетенции третейских судов, образованных сторонами для разрешения конкретного спора

Закон предусматривает (ч. 5 ст. 1 Закона № 382-ФЗ) деление третейских судов на постоянно действующие арбитражные учреждения и третейские суды, образованные сторонами для разрешения конкретного спора (ad hoc). В связи с невозможностью установления специальных требований к последним их полномочия были существенно ограничены: третейские суды ad hoc не вправе обращаться к государственным судам за содействием в получении доказательств или принятии решения об избрании/отводе арбитров, также такие суды не вправе будут рассматривать корпоративные споры.

Стороны, избравшие арбитраж ad hoc, не смогут заключить соглашение об окончательности арбитражного решения (арбитражное решение может быть отменено путем его обжалования в государственном суде). Такая возможность может быть установлена только в арбитражном соглашении, предусматривающем передачу спора на рассмотрение постоянно действующего арбитражного учреждения. Однако в любом случае, вне зависимости от условий в арбитражном соглашении, решение может быть отменено государственным судом в случаях, если у третейского суда не было компетенции рассматривать спор или вынесенное решение противоречит публичному порядку.

Рассмотрение корпоративных споров в третейском суде

Важным нововведением стало расширение компетенции третейских судов за счет корпоративных споров (ст. 225.1 АПК РФ в ред. Закона № 409-ФЗ). Раньше такие споры рассматривались исключительно государственными арбитражными судами.

Важно!

Арбитражные соглашения о передаче корпоративных споров в третейский суд могут быть заключены не ранее 1 февраля 2017 года. Указанные арбитражные соглашения, заключенные ранее 1 февраля 2017 года, считаются неисполнимыми.

Для передачи спора, связанного с созданием юридического лица (к которым, в частности, относятся споры, связанные с оспариванием регистрации юридического лица и исключения записи из ЕГРЮЛ; признанием недействительным решения юридического лица о создании регионального отделения в другом субъекте и др.), управлением им или участием в нем, необходимо наличие следующих условий:

  1. арбитражное соглашение должно быть заключено между всеми участниками юридического лица или являться частью устава;
  2. спор должен рассматриваться постоянно действующим арбитражным учреждением, в котором установлены правила рассмотрения корпоративных споров;
  3. местом рассмотрения спора должна быть Российская Федерация.

Не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда такие споры: вытекающие из деятельности нотариусов по удостоверению сделок с долями в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью; связанные с созывом общего собрания участников юридического лица, с исключением участников юридических лиц, с приобретением и выкупом обществом размещенных акций, с оспариванием сделок с заинтересованностью.

Третейские судьи

Закон уточнил требования к арбитрам: минимальный возраст третейского судьи - 25 лет; при коллегиальном рассмотрении спора достаточно, чтобы высшим юридическим образованием обладал только один из арбитров (ч. 6-8 ст. 11 Закона № 382-ФЗ) (ранее Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации» (Федеральный закон от 24.07.2002 № 102-ФЗ (с 01.09.2016 не применяется, за исключением арбитража, начатого и не завершенного до дня вступления в силу Закона № 382-ФЗ)) содержал императивное требование об обязательном наличии высшего юридического образования у председателя суда).

Не менее важные изменения были внесены и в Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» (п. 4 ст. 3 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-I; ст. 1 Закона № 409-ФЗ): теперь судья, пребывающий в отставке, независимо от возраста и судейского стажа, вправе быть арбитром третейского разбирательства. В процессуальном законодательстве закрепили правило о том, что третейский судья не подлежит допросу в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в ходе третейского разбирательства (ст. 56 АПК РФ; ст. 56 УПК РФ; ст. 89 Закона № 409-ФЗ).

Институт содействия третейским судам

С 1 сентября 2016 года функции государственных судов дополнены функциями содействия в отношении третейских судов по вопросам, касающимся отвода, назначения и прекращения полномочий арбитров (гл. 30 АПК РФ дополнена соответствующим § 3; ГПК РФ дополнен новой гл. 47.1). Заявление о содействии подается стороной третейского разбирательства в письменной форме в арбитражный суд субъекта РФ или районный суд. Срок рассмотрения заявления - один месяц. По итогам суд выносит определение, в котором указан состав третейского суда, которым будет рассматриваться спор.

Важно отметить, что стороны, которые избрали для рассмотрения спора постоянно действующее арбитражное учреждение, вправе отказаться от возможности обращаться за содействием к государственным судам, заключив соответствующее соглашение.

Исполнение решений третейских судов

Для исполнения арбитражного решения сторона, в пользу которой оно было вынесено, должна обратиться в государственный суд с письменным заявлением о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение арбитражного решения. Такое заявление может быть подано в суд по месту нахождения или месту жительства должника; по месту нахождения стороны третейского разбирательства, в пользу которой было вынесено решение, либо в суд, на территории которого было принято решение (ч. 3 ст. 236 АПК РФ). Срок рассмотрения заявления о выдаче исполнительного листа с 1 января 2017 года сократится до одного месяца (сейчас это три месяца) (ч. 1 ст. 238 АПК РФ; ч. 6 ст. 13 Закона № 409-ФЗ).

Оценка итогов и дальнейших перспектив

Следует признать, что оценка итогов реформы третейских судов в настоящее время преждевременна. Несмотря на общую положительную оценку перспектив реформы в научном сообществе продолжаются споры по отдельным ее аспектам - начиная от самой терминологии, использованной в законе (Скуратов Ю.И., Кузьминых Н.В. Третейское судопроизводство в России: состояние и перспективы развития // Современное право. 2014. № 10. С. 9-20), заканчивая опасениями о чрезмерном контроле со стороны государства за деятельностью третейских судов (Морозов М.Э., Волосов Д.А. Пять вопросов к реформе третейских судов // Третейский суд. 2014. № 2/3. С. 195-204).

Тем не менее авторы полагают, что сама необходимость реформы третейских судов назрела, вопрос же ее результатов - это вопрос практики использования этого института в качестве альтернативного способа разрешения споров участниками гражданского оборота. Уже сейчас авторы рекомендуют учитывать приведенные выше новеллы при заключении арбитражных соглашений, уделяя особое внимание арбитрабельности корпоративных споров и возможности включения в устав соглашения о передаче споров на рассмотрение третейского суда.

Актуальная бухгалтерия

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться