
Аналитика / Налогообложение / Упрощенный бухгалтерский учет МПЗ, ОС, НМА
Упрощенный бухгалтерский учет МПЗ, ОС, НМА
В 2016 году Минфин России усовершенствовал ПБУ в части упрощенных способов ведения бухгалтерского учета материально-производственных запасов, основных средств, нематериальных активов и НИОКР (приказ Минфина России от 16.05.2016 № 64н (далее - Приказ № 64н)). Рассмотрим упрощенное ведение бухгалтерского учета данных активов
28.02.2017Усовершенствования ПБУ, распространяются на организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. К таким организациям относятся:
- малые предприятия;
- некоммерческие организации (за исключением включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента);
- организации, получившие статус участников проекта «Сколково».
Среди перечисленных хозяйствующих субъектов наибольшую пользу от послаблений (в том числе в сфере бухучета) получают малые предприятия - компании и индивидуальные предприниматели, у которых:
- средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает 100 человек или 15 человек - для микропредприятий;
- доход от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год не превышает 800 миллионов рублей или 120 миллионов рублей - для микропредприятий;
- выполняются определенные требования к доле участия учредителя (ч. 1, 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ).
Для сведения: есть компании, которым в принципе запрещено применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета. В их число включены, в частности (ч. 4, 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее - Закон № 402-ФЗ)):
- организации, чья бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту;
- жилищные, жилищностроительные и потребительские кооперативы;
- микрофинансовые организации;
- адвокатские бюро и палаты;
- нотариальные палаты.
Собственно, порядок применения усовершенствований Минфин России пояснил в информационном сообщении от 24 июня 2016 года № ИС-учет-3 (далее - Информационное сообщение № ИС-учет-3).
Упрощенный бухгалтерский учет ОС
Согласно общему требованию пункта 8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (утв. приказомМинфина России от 30.03.2001 № 26н (далее - ПБУ 6/01)) первоначальная стоимость основных средств включает сумму, уплаченную за объект поставщику (подрядчику), стоимость доставки, таможенные пошлины, а также иные расходы, связанные с приобретением или созданием объекта (в том числе вознаграждения посредников и консультантов).
ПБУ 6/01 было дополнено пунктом 8.1, который разрешает малым предприятиям принимать к учету приобретенные основные средства по цене поставщика, а сооруженные (изготовленные) объекты - по стоимости работ подрядчика.
При этом все иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением актива, в полной сумме относят на расходы по обычным видам деятельности в том периоде, в котором они были понесены.
Кроме того, «малышам» предоставлено право выбора способа начисления амортизации: признавать единовременно 31 декабря годовую сумму амортизации или отражать сумму амортизационных отчислений ежемесячно (как обычно) (п. 19 ПБУ 6/01).
Как известно, затраты на приобретение производственного и хозяйственного инвентаря (как и любого другого объекта основных средств) списывают путем начисления амортизации в течение срока полезного использования (пп. 5, 17 ПБУ 6/01). Однако малое предприятие может начислять амортизацию по таким объектам единовременно в полном размере при их принятии к учету. При этом объект не списывают с бухучета до его фактического выбытия или прекращения использования (Информационное сообщение № ИС-учет-3).
Упрощенный бухгалтерский учет МПЗ
В ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н (далее - ПБУ № 5/01)) были внесены изменения, которые затрагивают вопросы определения первоначальной стоимости материальных ценностей, их списания и порядка формирования резервов под снижение стоимости материальных ценностей.
По аналогии с упрощениями в бухучете основных средств малые предприятия получили возможность оценивать приобретенные запасы по цене поставщика. Иные затраты, непосредственно связанные с приобретением запасов, могут не формировать их первоначальную стоимость, а включаться в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены (п. 13.1 ПБУ 5/01).
Расходы на приобретение запасов, предназначенных для управленческих нужд, «малыши» вправе списать в расходы по обычным видам деятельности в момент приобретения в полной сумме (п. 13.3 ПБУ 5/01). Причем данный упрощенный способ ведения бухучета не предполагает формирование в нем и отражение в бухгалтерской отчетности остатка указанных ценностей.
В пункте 25 ПБУ 5/01 появилась новелла, позволяющая малым предприятиям не создавать резерв под обесценение материальных ценностей. В этом случае остатки сырья, материалов, топлива, незавершенного производства, готовой продукции, товаров и иных ценностей отражают в бухгалтерской отчетности по стоимости, определившейся на счетах бухучета, независимо от морального устаревания этих объектов, потери ими своего первоначального качества, изменения их текущей рыночной стоимости, стоимости продажи.
А новый пункт 13.2 ПБУ 5/01 предусматривает для микропредприятий специальные правила признания расходов на сырье, материалы, товары, другие затраты на производство и подготовку к продаже продукции и товаров. Они могут быть включены в расходы по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения, осуществления. В этом случае остатки указанных запасов не отражают в бухучете и бухгалтерской отчетности микропредприятия. Таким упрощенным способом ведения бухучета могут воспользоваться и другие организации, но только при условии, что характер деятельности организации не предполагает наличие существенных остатков материально-производственных запасов.
Упрощенный бухгалтерский учет НМА и НИОКР
Чиновники дополнили ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» (утв. приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н) и ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» (утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 № 115н) нормами, благодаря которым малые предприятия смогут не формировать в бухучете стоимость интеллектуальных объектов и не отражать их в составе нематериальных активов или расходов на НИОКР. Такие затраты можно отнести к расходам по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления. Упрощенный способ ведения бухучета не предполагает формирование в бухучете и отражение в бухотчетности остатка по статьям «Нематериальные активы» и «Результаты исследований и разработок».
Упрощенное ведение бухгалтерского учета и налогообложение
Если компания применяет общую систему налогообложения, то первоначальная стоимость основного средства и нематериального актива будет определяться как и прежде (п. 1 ст. 257 НК РФ), что приведет к формированию разниц в учете. В то же время использование упрощенных способов ведения бухучета основных средств позволит фирме сэкономить на налоге на имущество.
На практике малые предприятия обычно применяют УСН, при которой автоматически освобождаются от уплаты налога на имущество (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Тем не менее стоимость основных средств и нематериальных активов важна для «упрощенца».
Во-первых, компания лишается права применять УСН, если остаточная стоимость основных средств превысит 150 миллионов рублей (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Этот стоимостной критерий определяют по правилам бухучета. Поэтому дополнения, внесенные в ПБУ 6/01, позволят снизить остаточную стоимость объектов.
Во-вторых, «упрощенец» с объектом налогообложения «доходы минус расходы» имеет право признать расходы на приобретение основных средств и нематериальных активов, которые признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 Налогового кодекса (подп. 1, 2 п. 1, п. 4 ст. 346.16 НК РФ). Системное толкование норм позволяет предположить, что при определении величины расходов на приобретение (создание) таких объектов компании следует руководствоваться требованиями пункта 1 статьи 257 Налогового кодекса (то есть исходя из расходов на их приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором они пригодны для использования, без учета НДС). А это значит, что налоговые обязательства не зависят от способа бухучета, принятого в компании.
Что касается материалов и предназначенных для перепродажи товаров, то их учет упрощенным способом по цене поставщика и списание в расходы в момент приобретения приведет к разницам между бухгалтерским и налоговым учетом. Ведь при общем режиме налогообложения стоимость товаров включает затраты на их доставку, стоимость материалов (помимо затрат на доставку) включает вознаграждение посредников, таможенные пошлины, а списывают эти расходы по мере выбытия ценностей (ст. 320, п. 4 ст. 254, п. 2 ст. 272 НК РФ).
«Упрощенцы» аналогичным образом формируют величину материальных расходов (в том числе стоимость материалов) и так же признают расходы на приобретение товаров по мере их реализации (пп. 5, 23 п. 1, п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Поэтому применение различных методов в бухгалтерском и налоговом учете также приведет к образованию разниц.
Применение упрощенных способов ведения бухучета
Новации, предложенные Приказом № 64н, вступили в силу 20 июня 2016 года. В Информационном сообщении № ИС-учет-3 Минфин России пояснил, что организация может сама решить, когда начать применять упрощенные способы ведения бухучета: с бухгалтерской отчетности за 2016 год или за любой последующий год.
Выбирая тот или иной способ упрощенного ведения бухгалтерского учета и закрепляя его в учетной политике, компания должна обеспечить рациональное ведение бухучета. Благодаря этому бухгалтерская отчетность будет давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности (п. 6 ПБУ 1/2008, утв. приказомМинфина России от 06.10.2008 № 106н; ч. 1 ст. 13 Закона № 402-ФЗ).
Чрезвычайно важно всесторонне проанализировать последствия принимаемых решений. Что называется, взвесить все за и против. Ведь применение отдельных упрощенных способов бухгалтерского учета (например, формирование первоначальной стоимости основных средств по цене поставщика) может привести к снижению стоимости чистых активов. А при таком стечении обстоятельств может встать вопрос о банкротстве фирмы, если величина чистых активов станет отрицательной.
Темы: Учетная политика предприятия  
- 03.09.2024 Отчеты о деятельности организаций придется сдавать в Росстат по новым формам
- 14.03.2024 Можно ли удалять реквизиты в счете-фактуре: Минфин
- 15.02.2024 Минтруд представит новые формы отчетов в службу занятости
- 07.11.2023 Поправки по налогообложению операций с партнерами-иностранцами
- 05.10.2023 ЕНС: налогоплательщики смогут узнавать о задолженности на конкретную дату
- 03.10.2023 Путевой лист: как оформлять для ИП в 2023 году
- 16.01.2024 Письмо Минфина России от 19.12.2023 г. № 07-01-09/122675
- 06.12.2023 Письмо Минфина России от 01.11.2023 г. № 07-01-10/104092
- 20.11.2023 Письмо Минфина России от 11.10.2023 г. № 07-01-09/96505
Комментарии