Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Специальная оценка условий труда

Специальная оценка условий труда

Каждый работодатель (как юрлицо, так и предприниматель) на любом рабочем месте, за исключением вакантных, обязан провести специальную оценку условий труда. Непроведение специальной оценки условий труда влечет предупреждение или штраф

19.01.2017
Автор: Борис Чижов, государственный советник РФ 2 класса

Проведение специальной оценки условий труда

Проведение специальной оценки условий труда вменено в обязанность работодателю статьей 22 Трудового кодекса и статьей 4 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее - Закон № 426-ФЗ)).

Специальная оценка условий труда (ст. 3 Закона № 426-ФЗ) представляет собой единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливают классы и подклассы условий труда на рабочих местах (ст. 14 Закона № 426-ФЗ).

Спецоценку работодатель должен сделать, даже если работники выполняют свои трудовые функции не на территории своей организации, а, к примеру, в месте расположения заказчика.

Вместе с тем законом оговорено, что специальная оценка условий труда не проводится в отношении надомных и дистанционных работников, а также работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями.

Предприниматели без наемного персонала не являются работодателями, поэтому проводить спецоценку им не нужно. Но как только в штате появится хотя бы один работник, предпринимателю будет необходимо провести специальную оценку нового рабочего места.

К некоторым рабочим местам применяют особый порядок проведения спецоценки. Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей, утвержден Правительством РФ (ч. 7 ст. 9 Закона № 426-ФЗ; пост. Правительства РФ от 14.04.2014 № 290). Порядок проведения спецоценки для этих рабочих мест в зависимости от их специфики устанавливают отдельные приказы Минтруда России.

Методику проведения специальной оценки условий труда утвердил Минтруд России (приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н). Наряду со спецоценкой пока действуют и результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной по правилам, установленным Минздравсоцразвития России (приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н (утратил силу)). Результаты аттестации рабочих мест, которая была проведена до 1 января 2014 года, действительны в течение пяти лет со дня ее завершения.

Если в организации есть вакантные рабочие места, то их спецоценку не проводят до тех пор, пока на вакантное место не примут работника.

Такое разъяснение содержит письмо Минтруда России (письмо Минтруда России от 14.03.2016 № 15-1/ООГ-1041), в котором сказано, что исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов проводят в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности работодателя с учетом используемого работником производственного оборудования, материалов и сырья, являющихся источниками вредных и (или) опасных факторов.

Таким образом, специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте не может быть проведена, так как при отсутствии работника штатные производственные (технологические) процессы на таком рабочем месте не осуществляются. Возможность проведения внеплановой специальной оценки условий труда может быть реализована только после принятия на него работника.ъ

Специальную оценку условий труда вправе проводить организация, которая должна быть независимым лицом по отношению к работодателю, и в ее уставных документах проведение специальной оценки условий труда должно быть прописано как основной вид деятельности. Также она должна быть аккредитована в порядке, установленном Минздравсоцразвития России (приказМинздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н). Список аккредитованных организаций опубликован на официальном сайтеМинтруда России.

Такая организация должна иметь испытательную лабораторию (центр), аккредитованную в установленном порядке, а также (ст. 19Закона № 426-ФЗ):

  • не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей;
  • врача по общей гигиене;
  • врача по гигиене труда;
  • врача по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.

При проведении специальной оценки условий труда у работодателя, отнесенного к субъектам малого предпринимательства в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ), в состав комиссии должны быть включены работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другие полномочные представители работодателя, в том числе специалист по охране труда либо представитель организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Конкретное количество членов комиссии по проведению специальной оценки условий труда будет определено с учетом штатного расписания работодателя (ч. 3 ст. 9 Закона № 426-ФЗ; письмо Минтруда России от 14.03.2016 № 15-1/ООГ-1041).

Комиссия определяет перечень рабочих мест и критерии оценки труда, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест.

При выявлении аналогичных рабочих мест специальную оценку условий труда достаточно провести в отношении 20 процентов от общего числа рабочих мест, но не менее чем двух. Затем полученные результаты можно применять ко всем выявленным аналогичным рабочим местам (ст. 16 Закона № 426-ФЗ).

Спецоценку проводят не реже одного раза в пять лет, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Указанный срок исчисляют со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (ч. 4 ст. 11 Закона № 426-ФЗ).

Внеплановая специальная оценка условий труда

Внеплановую специальную оценку условий труда (ст. 17 Закона № 426-ФЗ) нужно проводить в случаях:

  • ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  • изменения технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • получения предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой оценки в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки трудовой инспекцией;
  • изменения состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменения применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • произошедшего на рабочем месте несчастного случая на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявления профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • наличия мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Внеплановую спецоценку проводят на соответствующих рабочих местах в течение двенадцати месяцев со дня организации новых рабочих мест, изменения технологического процесса, замены производственного оборудования и в течение шести месяцев со дня наступления прочих перечисленных случаев (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ в ред. Федерального закона от 01.05.2016 № 136-ФЗ).

Оформление специальной оценки условий труда

Форму отчета о проведении спецоценки и инструкцию по его заполнению утвердил Минтруд России (ст. 15 Закона № 426-ФЗ; приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н). Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывают все члены комиссии, а утверждает ее председатель. Каждый член комиссии, который не согласен с результатами оценки, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагают к этому отчету.

Работодатель обязан ознакомить работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под подпись. Сделать это нужно в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда, не позже. В этот срок не входят периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, а также периоды межвахтового отдыха.

Если организация не проведет обязательную специальную оценку условий труда, это будет являться нарушением.

Несоблюдение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10 000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 5000 до 10 000 рублей; на юридических лиц - от 60 000 до 80 000 рублей (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Актуальная бухгалтерия

Разместить:
Масов Максим
22 января 2017 г. в 13:38

Нужный материал

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться