Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Новое в учете субсидий на госзадание

Новое в учете субсидий на госзадание

Согласно обновленным Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ с 2016 года доходы в виде субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания отражаются по другому коду. С учетом данных новшеств изменится и порядок бухгалтерского учета указанных доходов

30.06.2016
Автор: Л. Ларцева

Согласно обновленным Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденным Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н (далее – Указания № 65н), с 2016 года доходы в виде субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания отражаются по коду доходов 130 «Доходы от оказания платных услуг» КОСГУ вместо ранее применявшегося кода 180 «Прочие доходы». С учетом данных новшеств изменится и порядок бухгалтерского учета указанных доходов. Об этих и других изменениях в учете субсидий государственного (муниципального) задания расскажем в статье.

Организацию и ведение бухгалтерского учета автономные учреждения осуществляют в соответствии с инструкциями № 157н[1] и 183н[2]. Приказом Минфина РФ от 31.12.2015 № 228н[3] в Инструкцию № 183н внесены изменения, которые необходимо применять при формировании объектов учета на 01.01.2016. В этих изменениях, в частности, учтены новые коды бюджетной классификации, действующие с 2016 года в отношении доходов в виде субсидии, предоставляемой для выполнения государственного (муниципального) задания (далее – субсидия на госзадание).

Согласно обновленным положениям Инструкции № 183н для отражения расчетов по поступлению и начислению субсидий на госзадание применяется счет 4 205 30 000 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг, работ» (вместо ранее использовавшегося счета 4 205 80 000 «Расчеты по прочим доходам»).

ПЕРЕВОД ДЕБЕТОВЫХ ОСТАТКОВ, СФОРМИРОВАННЫХ НА НАЧАЛО ГОДА ОТ ПОСТУПЛЕНИЙ СУБСИДИЙ

С учетом применения нового счета для расчетов по субсидиям на госзадание в первую очередь необходимо проанализировать остатки, ранее сформированные по таким расчетам на 01.01.2016. При наличии дебетовых остатков, образовавшихся за 2015 год на счете 4 205 80 000, их нужно перевести на счет 4 205 30 000.

Отметим, что дебетовые остатки по счету 4 205 80 000 по состоянию на 01.01.2016 могли образоваться в результате так называемого недофинансирования субсидии на госзадание (то есть в ситуации, когда по завершении финансового года, на который установлено госзадание, субсидия на финансовое обеспечение его выполнения не перечислена в полном объеме, предусмотренном соглашением о предоставлении указанной субсидии). В подобном случае у автономного учреждения – получателя субсидии на счете 4 205 80 000 отражается дебиторская задолженность учредителя на сумму недополученной субсидии (Письмо Минфина РФ от 28.04.2015 № 02‑05‑10/24457).

Об обязанности переноса дебетовых остатков со счета 4 205 80 000 на счет 4 205 30 000 говорится в Письме Минфина РФ от 14.03.2014 № 02‑07‑07/14989 «О формировании входящих остатков по счетам бюджетного (бухгалтерского) учета по состоянию на 01.01.2016». Там же изложен порядок данного переноса. Отмечено, что перевод остатков производится в межотчетный период на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833). Кроме того, к письму приложены примеры оформления таких справок по переносу остатков. В частности, из примера 4, приложенного к указанному письму, видно, что перевод остатков по расчетам по субсидиям на госзадание осуществляется следующей бухгалтерской проводкой:

  • Дебет счета 4 205 30 000 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг, работ»
  • Кредит счета 4 205 80 000 «Расчеты по прочим доходам»

Также нужно учитывать, что при формировании первых 17 знаков к номеру счета 4 205 30 000 автономным учреждениям необходимо указывать в 15 – 17‑м разрядах код 130, отражающий аналитическую группу подвида доходов бюджета и соответствующий доходам в виде субсидии на госзадание.

ПОСТУПЛЕНИЕ СУБСИДИИ НА ГОСЗАДАНИЕ

В силу п. 44 Положения № 640[4] предоставление автономному учреждению субсидии в течение финансового года осуществляется на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии, заключаемого данным учреждением со своим учредителем. Такое соглашение определяет, в частности, объем и периодичность перечисления субсидии на госзадание в течение финансового года.

Субсидия перечисляется в соответствии с графиком, содержащимся в соглашении, но не реже одного раза в квартал в сумме, не превышающей (п. 45 Положения № 640):

  • 25 % годового размера субсидии в течение I квартала;
  • 50 % (до 65 % – в части субсидий, предоставляемых на оказание государственных услуг (выполнение работ), процесс оказания (выполнения) которых требует неравномерного финансового обеспечения в течение финансового года) годового размера субсидии в течение I полугодия;
  • 75 % годового размера субсидии в течение девяти месяцев.

Перечисление субсидии в декабре текущего года осуществляется не позднее двух рабочих дней со дня представления автономным учреждением предварительного отчета об исполнении государственного задания за соответствующий финансовый год (п. 46 Положения № 640).

В целях получения субсидии на госзадание автономные учреждения могут открывать лицевой счет в территориальном ОФК (финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования)) либо счет в кредитной организации (п. 43 Положения № 640, ст. 2 Закона об автономных учреждениях[5]).

Согласно новой редакции п. 72, 77 Инструкции № 183н операции по поступлению субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, отразятся следующими бухгалтерскими проводками:

  • поступление субсидии на госзадание на лицевой счет автономного учреждения, открытый в территориальном ОФК (финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством РФ для осуществления платежей в целях выполнения государственного (муниципального) задания:
  • Дебет счета 4 201 11 000 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства»
  • Кредит счета 4 205 30 000 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг, работ»
  • поступление субсидии на госзадание на счет, открытый в кредитной организации:
  • Дебет счета 4 201 21 000 «Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации»
  • Кредит счета 4 205 30 000 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг»

Одновременно сумма поступлений в виде субсидии на госзадание учитывается на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» с указанием кода 130 «Доходы от оказания платных работ, услуг» КОСГУ (п. 365 Инструкции № 157н).

Поскольку с 2016 года к доходам в виде субсидии на госзадание и к доходам от оказания платных услуг применяется один и тот же код 130 КОСГУ, по мнению автора, для обособленного учета этих доходов на забалансовом счете 17 учреждение вправе предусмотреть при формировании учетной политики по данному коду дополнительную детализацию (в рамках третьего разряда кода), тем более что такая возможность предусмотрена и Указаниями № 65н. Например, код дохода 134 можно использовать в отношении субсидий на госзадание, а код дохода 132 – в отношении доходов от оказания платных услуг в рамках приносящей доход деятельности.

НАЧИСЛЕНИЕ СУБСИДИИ НА ГОСЗАДАНИЕ

Выше было отмечено, что предоставление субсидии автономному учреждению осуществляется в соответствии с соглашением о порядке и условиях получения такой субсидии, заключенном учреждением с учредителем. Следовательно, это соглашение является основанием для начисления доходов в виде субсидии в бухгалтерском учете. Аналогичная позиция изложена в письмах Минфина РФ от 18.09.2012 № 02‑06‑07/3798, от 05.04.2013 № 02‑06‑07/11164.

Вместе с тем возникает вопрос: в каком объеме производить начисление субсидии на госзадание?

Исходя из п. 197 Инструкции № 157н начисление расчетов по суммам доходов производится в объеме заключенных соглашений (договоров). Соглашение о предоставлении субсидии на госзадание предусматривает общий (годовой) объем предоставляемой субсидии с разбивкой на поквартальные суммы, в пределах которых субсидия перечисляется учреждению в течение года. Таким образом, на основании данного соглашения учреждение может производить начисление доходов в виде субсидии и в полном объеме, и в размере ежеквартальных сумм.

В то же время в силу п. 178 Инструкции № 183н начисление доходов в сумме полученных субсидий на выполнение государственного задания отражается на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833) (отчета по субсидиям). В данном случае имеется в виду отчет о выполнении госзадания, представляемый учреждением учредителю с периодичностью, установленной в самом госзадании. Следовательно, исходя из п. 178 Инструкции № 183н доходы в виде субсидии на госзадание нужно начислять в учете в объеме, утвержденном отчетом о выполнении такого задания.

Поскольку в настоящее время законодательством однозначно не установлено, в какой момент и в каком объеме необходимо производить в учете начисление субсидии на госзадание, учреждению необходимо закрепить порядок начисления доходов в виде такой субсидии в учетной политике.

Что касается бухгалтерских записей, применяемых для отражения операций по начислению субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, отметим следующее. Обновляя редакции п. 96, 178 Инструкции № 183н, законодатели забыли поправить корреспонденцию счетов по отражению начисления доходов в виде субсидий на госзадание. В этих пунктах сохранены старые проводки по отражению указанных доходов (то есть с использованием статьи 180 КОСГУ). Поскольку эти бухгалтерские записи противоречат действующим Указаниям № 65н, по мнению автора, ими руководствоваться не стоит.

Принимая во внимание вышеприведенные новые бухгалтерские записи по поступлению субсидии на госзадание, как считает автор, в 2016 году начисление такой субсидии нужно отражать следующей корреспонденцией счетов:

  • Дебет счета 4 205 30 000 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг»
  • Кредит счета 4 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг»

Несмотря на то что возникшее в Инструкции № 183н противоречие между проводками по поступлению и начислению субсидии на госзадание является очевидным, рекомендуем все же закрепить представленные автором проводки по начислению названной субсидии в учетной политике.

УМЕНЬШЕНИЕ ДОХОДОВ В ВИДЕ СУБСИДИИ НА СЕБЕСТОИМОСТЬ УСЛУГ

Еще один важным новшеством, связанным с учетом субсидии на госзадание, является добавление в п. 67 Инструкции № 183н проводки по отнесению фактической себестоимости выполненных работ, оказанных услуг в рамках исполнения государственного (муниципального) задания автономным учреждением на уменьшение финансового результата текущего финансового года:

  • Дебет счета 4 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг»
  • Кредит счета 4 109 60 000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»

Дело в том, что до внесения приведенной проводки положения Инструкции № 183н предусматривали отнесение сформированной себестоимости оказанных услуг (работ) как на уменьшение доходов, так и на увеличение расходов. В связи с этим возникало множество вопросов по поводу списания сформированной себестоимости в рамках госзадания. Добавленная проводка внесла ясность, и теперь все затраты (расходы), формирующие себестоимость услуг, оказанных в рамках госзадания, необходимо списывать в уменьшение дохода в виде субсидии, предоставленной на выполнение данного задания.

В себестоимость услуг, оказываемых в рамках госзадания, включаются:

  • прямые затраты, непосредственно связанные с оказанием услуг (например, расходы на оплату труда и начисления на оплату труда в отношении персонала, непосредственно участвующего в оказании услуг, расходы на приобретение материальных запасов, необходимых для оказания услуг);
  • накладные затраты, включенные в себестоимость услуги после распределения между несколькими услугами, оказываемыми в рамках госзадания (например, расходы на оплату труда (начисления на оплату труда) административно-управленческого персонала);
  • общехозяйственные затраты, включенные в себестоимость услуги после распределения.

Перечень прямых затрат, а также виды накладных и общехозяйственных затрат, включаемых в себестоимость услуг и порядок их распределения, устанавливаются в учетной политике учреждения (п. 134 Инструкции № 157н).

Затраты, которые не формируют себестоимость услуг, оказываемых в рамках госзадания, но источником финансирования которых также является субсидия, предоставленная на выполнение государственного задания, следует относить на увеличение расходов (на счет 4 401 20 200 «Расходы экономического субъекта»). К поименованным расходам относятся (п. 181 Инструкции № 183н):

  • расходы на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества учреждения;
  • общехозяйственные расходы, не распределяемые на себестоимость услуг;
  • прочие расходы, не формирующие себестоимость услуг (например, расходы на осуществление социальных выплат и пособий, на уплату налогов).

Далее рассмотрим на примере вышеприведенные новшества, связанные с учетом субсидии на госзадание.

Между учредителем и подведомственным ему автономным учреждением 11.01.2015 заключено соглашение о предоставлении субсидии на выполнение государственного задания на 2016 год в сумме 4 000 000 руб. Согласно графику платежей субсидия предоставляется учреждению ежеквартально в размере 1/4 части общего объема. Субсидия перечисляется на лицевой счет учреждения, открытый в территориальном ОФК, не позднее 13‑го числа первого месяца квартала.

В I квартале 2016 года субсидия в размере 1 000 000 руб. поступила на лицевой счет 12.01.2016.

Согласно принятой в учреждении учетной политике доходы в виде субсидии на госзадание начисляются в бухгалтерском учете в полном годовом объеме на основе заключенного соглашения в первый рабочий день текущего финансового года (то есть 11.01.2016). Аналитический учет таких доходов на забалансовом счете 17 ведется по коду 134 КОСГУ.

За I квартал 2016 года за счет субсидии на госзадание произведены следующие расходы:

1) затраты, отнесенные на себестоимость услуги, оказываемой в рамках госзадания:

  • прямые расходы на оплату труда персонала, непосредственно участвующего в оказании услуги, в сумме 500 000 руб.;
  • стоимость прочих материальных запасов, израсходованных для оказания услуги, – 70 000 руб.;
  • накладные расходы на оплату труда административно-управленческого персонала (после распределения) – 230 000 руб.;

2) затраты на содержание недвижимого имущества, в том числе:

  • расходы на оплату коммунальных услуг в сумме 150 000 руб.;
  • расходы на оплату ремонтных работ – 50 000 руб.

В бухгалтерском учете автономного учреждения указанные операции будут отражены следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислены доходы в виде субсидии, предоставленной на выполнение госзадания на основе заключенного соглашения (11.01.2016)

4 205 30 000

4 401 10 130

4 000 000

Поступила субсидия на лицевой счет (12.01.2016)

4 201 11 000

Увеличение забалансового счета 17 по коду 134 КОСГУ

4 205 30 000

1 000 000

Начислены расходы, формирующие себестоимость услуги, оказываемой в рамках госзадания:

 

 

 

расходы на оплату труда персонала, непосредственно участвующего в оказании услуги

4 109 60 211

4 302 11 000

500 000

стоимость прочих материальных запасов, израсходованных для оказания услуги

4 109 60 272

4 105 36 000

70 000

расходы на оплату труда административно-управленческого персонала (после распределения)

4 109 60 211

4 109 70 211

230 000

Отнесена фактическая себестоимость оказанных услуг на уменьшение доходов

(500 000 + 70 000 + 230 000) руб.

4 401 10 130

4 109 60 200 (в разрезе видов расходов)

800 000

Начислены расходы на содержание недвижимого имущества:

 

 

 

расходы на оплату коммунальных услуг

4 401 20 223

4 302 23 000

150 000

расходы на оплату ремонтных работ

4 401 20 225

4 302 25 000

50 000

* * *

Новшества в учете субсидий на госзадание связаны прежде всего с порядком применения нового кода вида доходов КОСГУ – 130  –вместо кода 180. С учетом сказанного с 2016 года доходы в виде субсидий на госзадание отражаются с использованием следующих счетов:

  • 4 205 30 000 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг»;
  • 4 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг».

Таким образом, автономным учреждениям необходимо привести в соответствие с данными счетами не только обороты, произведенные в 2016 году, но и остатки, сформированные ранее по состоянию на 01.01.2016.

С опорой на указанные новшества в Инструкции № 183н обновлены бухгалтерские записи по поступлению доходов в виде субсидий на госзадание, уменьшению таких доходов на сумму фактической себестоимости услуг, оказанных в рамках госзадания. Порядок применения новой корреспонденции счетов вы сможете проанализировать на основании представленного в статье примера.

Автор отмечает недочеты новой редакции Инструкции № 183н, которые, по‑видимому, законодатели забыли исправить. В частности, сохранены старые проводки по начислению субсидии на госзадание. До внесения соответствующих исправлений применение новых счетов для отражения начисления субсидии на госзадание рекомендовано закрепить в учетной политике.


[1] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[2] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

[3] Зарегистрирован в Минюсте РФ 10.03.2016. Регистрационный номер 41373.

[4] Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640.

[5] Федеральный закон от 03.11.2006 № 174‑ФЗ «Об автономных учреждениях».

Издательство Аюдар

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться