
Аналитика / Налогообложение / Как оформить и учесть бесплатную передачу образцов покупателю
Как оформить и учесть бесплатную передачу образцов покупателю
Чтобы заполучить новых клиентов или продвинуть новую продукцию, поставщики бесплатно отдают образцы своих товаров розничным магазинам, оптовикам или производителям. Те, в свою очередь, знакомятся с образцами или показывают их своим клиентам, чтобы выяснить, к примеру, подходит ли упаковочный картон по прочности или вызвала ли интерес ритейлеров коллекция одежды предстоящего сезона. И по итогам «смотрин» решают, стоит ли заключать с поставщиком договор
24.02.2014«Главная книга»Как быть с налогами и какие документы нужно оформить, «раздаривая» образцы своим контрагентам? На эти вопросы мы сейчас и ответим.
«Образцовые» налоги и бухучет
Вы передаете образцы потенциальным покупателям без оплаты. А в подобной ситуации, как водится, без спора с налоговиками обойтись сложно. Здесь есть два варианта: один из них для вас выгоднее, другой - безопаснее.
ВАРИАНТ 1. Более безопасный, зато невыгодный
По мнению налоговых органов, «дарение» образцов - это безвозмездная передача, поэтому:
- все связанные с ней затраты нельзя учитывать в целях исчисления налога на прибыль <1>;
- со стоимости передаваемых образцов надо начислить НДС <2>. А «входной» НДС по ним можно заявить к вычету.
В бухучете надо сделать такие проводки.
Содержание операции |
Дт |
Кт |
Списана на расходы стоимость переданных образцов |
90 «Продажи», субсчет «Себестоимость» |
41 «Товары», 41-1 «Образцы товара» или 43 «Готовая продукция» |
Начислен НДС со стоимости переданных образцов |
90 «Продажи», субсчет «НДС» |
68 «Расчеты по налогам и сборам» |
ВАРИАНТ 2. Более выгодный, зато небезопасный
Вы можете учесть затраты на производство (приобретение) образцов и их передачу (например, доставку потенциальному покупателю) в полной сумме как прочие расходы на стимулирующие маркетинговые мероприятия <3>.
Но при проверке будьте готовы отстоять свои «образцовые» расходы перед проверяющими, вышестоящим налоговым органом, а возможно, и в суде. Тут вам могут помочь, в частности, такие аргументы <4>:
- такая передача не носит безвозмездного характера, поскольку при безвозмездной передаче отсутствует встречное предоставление <5>. А вы, хотя и передаете образцы бесплатно, но рассчитываете в ответ получить экономическую выгоду - увеличить прибыль за счет заключения новых договоров поставки, расширения рынков сбыта;
- по мнению Минфина, при расчете налога на прибыль могут учитываться затраты, направленные на привлечение большего числа клиентов <6>. А передача образцов как раз и преследует такую цель.
Таким образом, безвозмездной передачи товаров у вас нет, расходы обоснованны, "входной" НДС можно заявить к вычету.
В бухучете надо сделать такие проводки.
Содержание операции |
Дт |
Кт |
Списана на расходы стоимость переданных образцов |
44 "Расходы на продажу" |
41 «Товары», 41-1 «Образцы товара» или 43 «Готовая продукция» |
«Образцовый» документооборот
При любом из предложенных вариантов вам лучше оформить такие документы.
ШАГ 1. Разработайте локальный нормативный акт, предусматривающий правила передачи образцов. К примеру, это может быть:
<или> программа повышения лояльности клиентов;
<или> маркетинговая политика;
<или> отдельный приказ руководителя, обосновывающий необходимость передачи образцов.
В любом из подобных документов можно записать положение такого содержания.
В целях стимулирования сбыта Компания передает клиентам или потенциальным покупателям образцы своей продукции для ознакомления с ее качеством и свойствами, тестирования, выявления покупательского спроса в регионах. Образцы поставляются за счет Компании. |
ШАГ 2. Отгрузите образцы:
<или> по накладной, составленной по унифицированной форме (например, товарная накладная ТОРГ-12 или накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М-15)) или по форме, разработанной и утвержденной вашей организацией самостоятельно;
<или> по универсальному передаточному документу (УПД).
Если будете начислять НДС, на выставляемом в одном экземпляре счете-фактуре сделайте отметку «Бесплатная передача» <7>.
Примечание. Подробно о правилах заполнения УПД читайте: ГК, 2013, № 22, с. 13
Безвозмездно? Лучше почти даром
Если вы не хотите спорить с налоговиками по "образцовым" расходам, передайте свои образцы за символическую плату. Конечно, если получатель на это пойдет. Тогда это будет обычная реализация и вам понадобится:
- отгрузить образцы по накладной с указанием цены за единицу;
- отразить выручку от продажи и расходы в виде покупной стоимости (себестоимости) образцов;
- выставить счет-фактуру.
То, что реализация прошла с убытком, не должно вас пугать.
Примечание. Еще иногда предлагают такой вариант: заключить с контрагентом соглашение о тестировании (испытании, апробации) <8>, в котором прописано, что:
- право собственности на образцы не переходит к потенциальному покупателю, а сами образцы используются им исключительно для апробации и установления возможности их применения у него;
- оплачивать образцы не надо;
- по результатам испытаний и тестов получатель образцов должен представить вам документ (к примеру, акт, заключение), содержащий выводы:
<или> о возможности применения у него вашей продукции или товаров;
<или> о причинах, по которым они ему не подошли.
С таким соглашением у вас не будет объекта по налогу на прибыль и НДС. Ведь нет реализации - право собственности на образцы к контрагенту не переходит <9>. Счет-фактуру можно не выставлять.
Однако здесь есть вероятность, что налоговые органы признают подобную операцию безвозмездным получением вами услуги по тестированию (испытанию, апробации) вашей продукции. И доначислят вам налог на прибыль на стоимость такой услуги.
***
В случае когда вы передаете образцы в рекламных целях (предположим, получатель должен раздать пробники вашей продукции розничным покупателям), проще учитывать "образцовые" расходы как расходы на рекламу. Только помните, что:
- в качестве рекламных такие затраты признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации <10>;
- значительно усложнится документооборот, потому что для признания рекламных расходов вам нужно будет получить от контрагента бумаги, подтверждающие проведение рекламной акции с вашими образцами.
<1> п. 16 ст. 270 НК РФ; Письмо Минфина от 15.12.2010 № 03-03-06/1/777; Постановление 15 ААС от 13.08.2013 № 15АП-9919/2013
<2> подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ
<3> ст. 252, подп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ
<4> Постановление 9 ААС от 02.10.2012 № 09АП-24314/2012-АК
<5> ч. 1 ст. 572 ГК РФ; ст. 11 НК РФ
<6> Письмо Минфина от 12.10.2011 № 03-03-06/2/154
<7> п. 19 приложения № 4 к Постановлению Правительства от 26.12.2011 № 1137; Письмо Минфина от 27.07.2012 N 03-07-11/197
<8> ст. 421 ГК РФ
<9> подп. 1 п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 248, ст. 249 НК РФ
<10> п. 4 ст. 264 НК РФ
Темы: Учетная политика предприятия  
- 03.09.2024 Отчеты о деятельности организаций придется сдавать в Росстат по новым формам
- 14.03.2024 Можно ли удалять реквизиты в счете-фактуре: Минфин
- 15.02.2024 Минтруд представит новые формы отчетов в службу занятости
- 07.11.2023 Поправки по налогообложению операций с партнерами-иностранцами
- 05.10.2023 ЕНС: налогоплательщики смогут узнавать о задолженности на конкретную дату
- 03.10.2023 Путевой лист: как оформлять для ИП в 2023 году
- 16.01.2024 Письмо Минфина России от 19.12.2023 г. № 07-01-09/122675
- 06.12.2023 Письмо Минфина России от 01.11.2023 г. № 07-01-10/104092
- 20.11.2023 Письмо Минфина России от 11.10.2023 г. № 07-01-09/96505
Комментарии