Логин Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Порядок возврата некачественного товара белорусскому поставщику

Порядок возврата некачественного товара белорусскому поставщику

Какие документы по «импортному» НДС следует представить в налоговый орган?

04.12.2013
ГАРАНТ
Автор: эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Графкин Олег, Горностаев Вячеслав

Организация приобретает товар у белорусского поставщика. Договор с поставщиком предусматривает возврат некачественного товара.

Каков порядок возврата некачественного товара белорусскому поставщику с последующим обменом на такой же, но качественный товар? Какие документы по «импортному» НДС следует представить в налоговый орган?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

При возврате товара белорусскому поставщику позже месяца принятия ввезенных товаров на учет организация должна представить уточненную налоговую декларацию по «импортному» НДС за тот налоговый период (месяц), в котором данный товар был ввезен. Полагаем, что вместе с уточненной декларацией в налоговый орган следует представить уточненное Заявление. Поступление нового товара взамен некачественного следует оформлять в общем порядке.

Обоснование вывода:

Если продавец исполнил свои обязательства по договору ненадлежащим образом и нарушения условий договора являются существенными, то покупатель вправе отказаться от исполнения своих обязательств по договору, то есть вправе вернуть товар продавцу и потребовать возврата денежных средств, если товар был оплачен. При этом ГК РФ содержит ограниченный перечень случаев, когда покупатель вправе так поступить. К ним, в частности, относится поставка товара ненадлежащего качества – ст.ст. 469 и 475 ГК РФ.

Так, согласно п. 2 ст. 475 ГК РФ в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени и т.п.) покупатель вправе по своему выбору:

– отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;

– потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.

Схожие нормы присутствуют и в Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11 апреля 1980 г.).

Территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации составляют единую таможенную территорию (п. 1 ст. 2 ТК ТС).

При осуществлении сделок по экспорту-импорту товаров между налогоплательщиками государств – членов таможенного союза внутри таможенного союза им необходимо руководствоваться следующими документами:

– Соглашением о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе (далее - Соглашение) (Москва, 25 января 2008 г.);

– Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе (далее – Протокол) (Санкт-Петербург, 11 декабря 2009 г., протокол ратифицирован Федеральным законом от 19.05.2010 г. № 98-ФЗ);

– Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств – членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов (далее – Протокол об обмене информацией) (Санкт-Петербург, 11 декабря 2009 г.).

Порядок взаимодействия с Республикой Беларусь также регулируется Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее – Соглашение с Республикой Беларусь) (Астана, 15 сентября 2004 г.), но только в той мере, в какой его положения совместимы с положениями Соглашения.

Согласно п. 9 ст. 2 Протокола в случае возврата по подтвержденной участниками договора (контракта) причине ненадлежащего качества и (или) комплектации товаров по истечении месяца, в котором они были приняты на учет, представляются соответствующие уточненные (дополнительные) налоговые декларации.

О том, что возврат товаров, которые ввезены с территории Республики Беларусь, не является реализацией (экспортом) и облагать НДС по ставке 0% передачу товаров обратно белорусскому поставщику не нужно, было отмечено в письме ФНС России от 10.10.2005 г. № ММ-6-03/842@ (вопрос № 20).

В общем случае при импорте товаров на территорию РФ с территории государств - членов Таможенного союза российская организация представляет в налоговый орган налоговую декларацию по НДС по форме, утвержденной приказом Минфина России от 07.07.2010 г. № 69н, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (п. 8 ст. 2 Протокола).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации организации следует представить уточненную декларацию по НДС за тот месяц, в котором поступили первоначально возвращенные товары. В уточненной декларации следует скорректировать показатели строк строке 030, 031 Раздела 1 Декларации.

При этом поступление нового товара взамен некачественного следует отразить в декларации в общем порядке по правилам п. 8 ст. 2 Протокола, то есть не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров.

В соответствии с п. 11 ст. 2 Протокола суммы косвенных налогов, уплаченные (зачтенные) по товарам, импортированным на территорию одного государства – члена ТС с территории другого государства – члена ТС, подлежат вычетам (зачетам) в порядке, предусмотренном законодательством государства – члена ТС, на территорию которого импортированы товары.

При ввозе на территорию РФ с территории государства – члена ТС товаров, в отношении которых взимание НДС осуществляется налоговыми органами в соответствии с Соглашением и Протоколом, в книге покупок регистрируются заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметками налоговых органов об уплате налога на добавленную стоимость (далее – Заявление) и указываются реквизиты документов, подтверждающих фактическую уплату НДС (п. 17 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 г. № 1137).

Таким образом, вычет сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров с территории членов ТС, осуществляется в том числе на основе Заявления.

При этом ни Соглашением, ни протоколами не регламентировано представление уточненного Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Применительно к Соглашению с Республикой Беларусь ФНС России ранее разъясняла, что при обнаружении налогоплательщиком ошибок в ранее представленном в налоговый орган Заявлении, налогоплательщик вправе представить новое Заявление (письмо ФНС России от 08.08.2006 г. № ШТ-6-03/780@).

Таким образом, полагаем, что в случае возврата некачественного товара налогоплательщику – члену ТС организации оформляют уточненное Заявление и представляют его в налоговый орган вместе с уточненной декларацией.

По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации в табличной части уточненного Заявления импортеру следует отразить количество и стоимость ввезенного товара надлежащего качества. При этом в графах 9 и 10 следует отразить серию, номер и дату накладной, по которой ввезен товар. Это обусловлено тем, что Правилами заполнения Заявления, утвержденными Протоколом об обмене информацией, не предусмотрено заполнение Заявления методом «сторно». Поэтому импортер не может уменьшить количество ввезенного товара путем регистрации накладной на возврат товара со знаком минус.

В общем случае при возврате товаров происходит уменьшение стоимости приобретённых товаров.

Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.

Отметим, что НК РФ не устанавливает особенностей заявления к вычету сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров на территорию РФ с территории Республики Казахстан и Республики Беларусь, в случае частичного возврата товаров.

Согласно разъяснениям Минфина России (письма от 05.07.2012 г. № 03-07-13/01-38, от 11.03.2012 г. № 03-07-08/67) суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету по импортированным из Республики Беларусь товарам, при их возврате белорусскому поставщику подлежат восстановлению в том налоговом периоде, в котором данные товары списываются с учета в установленном порядке.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Политика конфиденциальности