
Аналитика / Налогообложение / Созданы благоприятные налоговые условия для привлечения инвестиций на Дальний Восток
Созданы благоприятные налоговые условия для привлечения инвестиций на Дальний Восток
Федеральный закон от 30.09.2013 г. № 267-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации»
09.10.2013«КонсультантПлюс»Комментарий:
1 октября на официальном интернет-портале правовой информации был размещен Федеральный закон от 30.09.2013 N 267-ФЗ (далее – Закон). Согласно пояснительной записке он направлен на создание благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности и поддержки создания новых промышленных предприятий и высокотехнологичных проектов, в том числе на территории Дальневосточного федерального округа. Изменения внесены в первую и вторую части НК РФ и, в частности, касаются налога на прибыль и НДПИ. Закон вступит в силу 1 января 2014 г. (ч. 1 ст. 3 Закона). Рассмотрим поправки подробнее.
2.1. Понятие региональных инвестиционных проектов
В соответствии с комментируемым Законом часть первая НК РФ дополнена главой 3.3 "Особенности налогообложения при реализации региональных инвестиционных проектов". Региональным инвестиционным проектом (далее – проект) признается инвестиционный проект, целью которого является производство товаров и который удовлетворяет одновременно следующим требованиям (п. 1 ст. 25.8 НК РФ):
1) производство товаров в результате реализации такого проекта осуществляется исключительно на территории одного из следующих субъектов РФ: Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия), Республика Тыва, Забайкальский край, Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Иркутская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ. Исключения из этого правила приведены в п. 2 ст. 25.8 НК РФ;
2) проект не может быть направлен на следующие цели:
- добыча и (или) переработка нефти, добыча природного газа и (или) газового конденсата, оказание услуг по транспортировке нефти и (или) нефтепродуктов, газа и (или) газового конденсата;
- производство подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов);
- осуществление деятельности, по которой применяется нулевая ставка по налогу на прибыль;
3) на земельных участках, на которых будет реализовываться проект, не располагаются здания, сооружения, находящиеся в собственности физлиц или организации, которая не является участником такого проекта. Исключения составляют подъездные пути, коммуникации, трубопроводы, электрические кабели, дренаж и другие объекты инфраструктуры;
4) объем капитальных вложений в соответствии с инвестиционной декларацией не может быть менее:
- 50 млн руб. В этом случае капитальные вложения должны быть осуществлены в срок, не превышающий трех лет со дня включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов;
- 500 млн руб. При этом срок осуществления капитальных вложений не должен превышать пяти лет, исчисляемых со дня включения организации в указанный реестр;
5) каждый проект реализуется единственным участником.
Следует отметить, что законом субъекта РФ может быть увеличен минимальный объем капитальных вложений, а также установлены дополнительные требования, которым должны соответствовать проекты (п. 5 ст. 25.8 НК РФ).
2.2. Новая категория налогоплательщиков: налогоплательщики – участники региональных инвестиционных проектов
Налогоплательщиком – участником проекта признается российская организация, которая получила статус участника проекта (п. 1 ст. 25.9 НК РФ). Данный статус компания приобретает со дня включения в специальный реестр (п. 2 ст. 25.9 НК РФ). Порядок включения организаций в этот реестр установлен ст. 25. 11 НК РФ. Кроме указанного условия для признания компании налогоплательщиком – участником проекта необходимо одновременное выполнение следующих требований:
1) госрегистрация юрлица осуществлена в субъекте РФ, в котором реализуется проект;
2) у организации нет обособленных подразделений, расположенных за пределами субъекта РФ, в котором реализуется проект;
3) организация не применяет специальных налоговых режимов, которые предусмотрены частью второй НК РФ;
4) организация не является участником консолидированной группы налогоплательщиков;
5) организация не является некоммерческой организацией, банком, страховой организацией (страховщиком), негосударственным пенсионным фондом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией;
6) организация ранее не была участником проекта и не является участником (правопреемником участника) иного реализуемого проекта;
7) у организации есть в собственности (в аренде на срок не менее чем до 1 января 2024 года) земельный участок, на котором планируется реализация проекта;
8) у организации есть разрешение на строительство, если наличие такого разрешения является обязательным для реализации проекта;
9) организация не является резидентом особой экономической зоны любого типа.
Следует отметить, что данные требования должны выполняться непрерывно в течение предусмотренного срока применения нулевой ставки по налогу на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет (п. 1 ст. 25.9 НК РФ). Периоды, в течение которых применяется нулевая ставка, установлены п. п. 2 – 5 ст. 284.3 НК РФ.
2.3. Порядок уплаты участниками инвестиционных проектов налога на прибыль
Для участников проекта установлена нулевая ставка по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет (п. 1.5 ст. 284 НК РФ). Законами субъектов РФ может быть предусмотрена пониженная ставка налога на прибыль, перечисляемого в региональный бюджет (п. 1 ст. 284 НК РФ).
Участник проекта вправе воспользоваться льготной ставкой, если доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации проекта, составляют не менее 90 процентов всех учитываемых доходов (п. 1 ст. 284.3 НК РФ).
Порядок применения нулевой ставки по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, установлен п. 2 ст. 284.3 НК РФ. Согласно этому пункту по общему правилу указанная ставка применяется в течение десяти налоговых периодов начиная с периода, в котором были признаны первые доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта.
В отношении ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ, в п. 3 ст. 284.3 НК РФ установлено следующее. Размер данной ставки не может превышать 10 процентов в течение пяти налоговых периодов начиная с периода, в котором были признаны первые доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации проекта. В течение следующих пяти налоговых периодов размер этой ставки не может быть менее 10 процентов.
Если налогоплательщик, который должен осуществить капитальные вложения в срок, не превышающий трех лет со дня включения в реестр, не получит доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации проекта, в течение трех налоговых периодов начиная с периода включения организации в реестр, сроки применения льготных ставок начинают исчисляться с четвертого периода, в котором участник был включен в реестр (п. 4 ст. 284.3 НК РФ). Для налогоплательщиков, осуществляющих капитальные вложения в срок, не превышающий пяти лет, и не получивших доходы от реализации указанных товаров в течение пяти налоговых периодов начиная с периода включения организации в реестр, сроки применения льготных ставок начинают исчисляться с шестого периода, в котором участник был включен в реестр (п. 5 ст. 284.3 НК РФ).
Следует отметить, что участники проекта обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) при реализации проекта и при осуществлении иной хозяйственной деятельности (п. 1 ст. 288.2 НК РФ).
Положения п. 1.5 ст. 284, ст. ст. 284.3, 288.2 НК РФ применяются до 1 января 2029 г. независимо от даты включения организации в реестр (ч. 2 ст. 3 Закона).
2.4. Порядок уплаты участниками инвестиционных проектов НДПИ
Участники проектов при расчете НДПИ применяют специальный коэффициент (п. 2.2 ст. 342, п. 1 ст. 342.3 НК РФ). Он называется коэффициент, характеризующий территорию добычи полезного ископаемого. Данный коэффициент применяется в отношении ставок, установленных в подп. 1 - 6, 8, 12 - 15 п. 2 ст. 342 НК РФ. Исключение составляют ставки в отношении общераспространенных полезных ископаемых, а также подземных промышленных и термальных вод. Данный коэффициент применяется начиная с налогового периода, в котором организация включена в соответствующий реестр (п. 1 ст. 342.3 НК РФ). Порядок определения и применения коэффициента установлен ст. 342.3 НК РФ. Так, коэффициент принимается равным нулю до начала применения нулевой ставки по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет (п. 4 ст. 342.3 НК РФ). С начала применения указанной нулевой ставки в течение первых двадцати четырех периодов по НДПИ он также равен нулю, а затем постепенно в течение нескольких лет повышается до единицы (п. 5 ст. 342.3 НК РФ).
2.5. Особенности проведения налоговых проверок участников региональных инвестиционных проектов
Рассматриваемым Законом определены особенности проведения камеральной и выездной проверки.
Так, при проведении камеральной проверки представленной участником проекта декларации по налогам, при исчислении которых были использованы налоговые льготы, предусмотренные для этих участников, инспекция вправе истребовать сведения и документы, подтверждающие соответствие показателей реализации проекта требованиям к таким проектам и (или) их участникам (п. 12 ст. 88 НК РФ).
Особенностью выездной проверки участника проекта является, в частности, следующее: предметом такой проверки наряду с правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов является также соответствие показателей реализации проекта требованиям, предъявляемым к таким проектам и (или) их участникам (п. п. 4, 19 ст. 89, п. 1 ст. 89.2 НК РФ).
Отметим, что в рамках проверки участника, осуществляющего капитальные вложения в срок, не превышающий пяти лет со дня включения его в реестр, инспекция может проверить период не более пяти календарных лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки (п. 2 ст. 89.2 НК РФ). При этом указанный участник проекта в течение шести лет должен хранить данные бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, при исчислении которых были использованы налоговые льготы, предусмотренные для участников проектов. Кроме того, необходимо сохранять и документы, подтверждающие соответствие показателей реализации проекта требованиям к таким проектам и (или) его участникам. Данные правила установлены п. 3 ст. 89.2 НК РФ.
2.6. Особенности признания контролируемыми сделок, заключенных участниками региональных инвестиционных проектов
Рассматриваемым Законом п. 2 ст. 105. 14 НК РФ дополнен новым подпунктом. Напомним, что согласно п. 2 ст. 105.14 НК РФ при выполнении определенных условий признаются контролируемыми сделки между взаимозависимыми лицами, по которым местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей является РФ.
С 1 января 2014 г., если хотя бы одна из сторон такой сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим нулевую ставку по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет и (или) пониженную ставку по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта РФ, то эта сделка признается контролируемой.
Темы: Изменения в налоговом законодательстве  
- 11.06.2025 Принят законопроект о налоговом стимулировании долгосрочных сбережений
- 04.06.2025 В Приморье снизят налоговую нагрузку за инвестиции в стартапы
- 26.03.2025 Донастройка налоговой системы обеспечила справедливость
- 25.03.2025 ГД одобрила проект о внесудебном порядке взыскания налогового долга
- 25.02.2025 Налогообложение материальной выгоды: изменения с 2025 года
- 13.02.2025 Налоговая реформа в РФ 2025: как быть предпринимателям
- 30.05.2025 Письмо Минфина России от 09.04.2025 г. № 03-05-04-06/34958
- 03.04.2025 Письмо Минфина России от 13.12.2024 г. № 03-04-05/125814
- 01.04.2025 Письмо Минфина России от 18.02.2025 г. № 03-05-04-06/14771
Комментарии
Уважаемый Павел, подскажите, субъекты в соотвествии с настоящим законом что должны принять на своем уровне?
Как мы полагаем за субъектами право:
Утверждения Порядока о включении в реестр
Решение о включении в реестр (принятие , отказ)
Утверждение Порядка внесения изменений в реестр
Внесение изменений в ИД (в части условий реализации РИП).
Заранее благодарю.