Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Неправильная квалификация налогового правонарушения является основанием для признания решения инспекции о привлечении к ответственности недействительным

Неправильная квалификация налогового правонарушения является основанием для признания решения инспекции о привлечении к ответственности недействительным

24.05.2013
«КонсультантПлюс»
Автор: Кудинова Анна

В порядке, установленном ст. 93.1 НК РФ, инспекция направила территориальному органу Росстата требование о представлении документов, касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика. Ссылаясь на то, что согласно ст. 9 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в РФ" (далее - Закон N 282-ФЗ) запрашиваемая информация относится к сведениям ограниченного доступа, орган Росстата отказался представлять указанные документы. Инспекция привлекла его к ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ. Данное решение было обжаловано в суде.

Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций отказали в удовлетворении требований заявителя в силу следующего. Документы, запрошенные инспекцией в порядке, предусмотренном ст. 93.1 НК РФ, содержали информацию о показателях хозяйственной деятельности налогоплательщика, которые могут использоваться в ходе налоговой проверки. Согласно ст. 9 Закона N 282-ФЗ первичные статистические данные относятся к сведениям ограниченного доступа. Однако указанная норма не содержит положений, устанавливающих, что соответствующие госорганы не могут истребовать такую информацию в рамках контрольных мероприятий. Кроме того, ст. 102 НК РФ предусмотрен режим налоговой тайны в отношении сведений, полученных инспекцией в ходе проверки. Таким образом, отказ органа Росстата представить документы был признан неправомерным.

Однако Президиум ВАС РФ, рассматривая спор в порядке надзора, указал обстоятельства, которые суды не учли. Согласно п. 6 ст. 93.1 НК РФ отказ представить документы о проверяемом лице или их несвоевременная подача влечет ответственность по ст. 129.1 НК РФ. Следовательно, в действиях органа Росстата отсутствовал состав правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ. Таким образом, по мнению Президиума ВАС РФ, налоговое правонарушение было квалифицировано неправильно, что является основанием для признания решения инспекции недействительным в части привлечения к ответственности.

Тенденция вопроса

Необходимо отметить, что некоторые арбитражные суды приходили к следующему выводу: в случае непредставления документов, истребованных в порядке, предусмотренном ст. 93.1 НК РФ, организацию можно привлечь к ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 16.11.2009 N А40-32514/09-140-138, ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.03.2008 N А33-13491/07 ). Однако ряд судов указывали, что неправильная квалификация правонарушения (по п. 2 ст. 126 НК РФ, а не по ст. 129.1 НК РФ) является основанием для отмены решения о привлечении к ответственности (см., например, Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 06.02.2013 N А15-1092/2012 , ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.03.2009 N А33-9821/08 (Определением ВАС РФ от 22.06.2009 N ВАС-7358/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), ФАС Московского округа от 26.03.2009 N А40-51270/08-116-120).

При рассмотрении споров с другими обстоятельствами суды также приходили к выводу о признании решения инспекции недействительным в части привлечения к ответственности, если правонарушение квалифицировано неправильно (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 20.01.2009 N А40-11299/08-35-49, ФАС Центрального округа от 07.08.2008 N А35-4980/07-С21).

Обращаем внимание, что в комментируемом Постановлении Президиум ВАС РФ указал на возможность пересмотра вступивших в силу судебных актов по делам со схожими обстоятельствами, если эти акты приняты на основании норм в ином истолковании и для их пересмотра нет других препятствий.

Постановление Президиума ВАС РФ от 05.02.2013 N 11890/12

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Ответственность за нарушение налогового законодательства
  • 30.06.2016   Невынесение налоговым органом решения о взыскании налога за счет денежных средств в установленный абз. 1 п. 3 ст. 46 НК РФ срок и непринятие мер к его исполнению по общему правилу исключают возможность вынесения названным органом решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика, а также обращения его в суд с заявлением, предусмотренным абз. 3 п. 1 ст. 47 НК РФ.
  • 06.06.2016   Как правильно указал суд, право налоговых органов требовать от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы относительно конкретной сделки вне рамок проверки у участников этой сделки или иных лиц, располагающих информацией об этой сделке, и соответствующая им обязанность налогоплательщиков представлять в налоговые органы такие документы предусмотрена налоговым законодательством.
  • 28.07.2015  

    Руководитель должника несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника, если документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по сбору, составлению, ведению и хранению которых установлена законодательством Российской Федерации, к моменту вынесения определения о введении наблюдения или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат информацию об имуществе и обязательствах должника и их движении, сбо


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности
  • 07.12.2016  

    Когда налогоплательщик обнаруживает ошибки в прошлых налоговых периодах, которые не привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, обязанность подавать уточненные налоговые декларации за предыдущие периоды отсутствует; корректировка налоговой базы текущего периода исключает подачу уточненных налоговых деклараций за период совершения ошибки, поскольку необходимая информация о налоговых обязательствах будет зафи

  • 05.05.2016   Налоговый орган должен представить бесспорные доказательства, подтверждающие, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения инспекции о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
  • 26.10.2014  

    Установив, что истребованная обществом бухгалтерская отчетность должника в указанный перечень не входит, суды пришли к выводу об отсутствии у налогового органа нормативно предусмотренной обязанности по представлению взыскателю запрашиваемой информации и налоговой отчетности, составляющих согласно ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну.


Вся судебная практика по этой теме »