Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / В центре внимания / Мировое соглашение с налоговым органом: все «за» и «против»

Мировое соглашение с налоговым органом: все «за» и «против»

Станет ли «нормой» мировое соглашение в рамках АПК РФ?

27.03.2013
Российский налоговый портал

20 марта 2013 года ФАС Московского округа утвердил мировое соглашение между ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» и  Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 4 в целях  прекращения налогового спора.

Можно ли регулировать налоговый спор методами Гражданского кодекса или, напротив, подписание мирового соглашения – это, своего рода, развитие процедуры внесудебного урегулирования налоговых конфликтов? С такими вопросами Российский налоговый портал обратился к экспертам и попросил высказать их свое мнение.

Еременко Евгения
Еременко Евгения
27 марта 2013 г. в 19:50

Налоговый юрист

Все дело в том, что налоговые споры разрешаются на сегодняшний день в рамках арбитражного процесса, ведь специальных норм налогового процесса не существует. С формально-юридической точки зрения АПК РФ не запрещает заключение мирового соглашения в налоговом споре. Статья 190 АПК РФ прямо предусматривает, что экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть урегулированы сторонами по правилам, установленным в главе 15 настоящего Кодекса, путем заключения соглашения или с использованием других примирительных процедур, если иное не установлено федеральным законом.
Другое дело, что административно-правовой метод регулирования налоговых правоотношений на первый взгляд не совсем соотносится с таким актом, как мировое соглашение. На это в свое время указал еще   Пленум ВАС РФ в  Постановлении  от 31.10.1996 г. № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции»: «Заключение мирового соглашения не допускается по делам, возникающим из административно-правовых отношений».
С другой стороны, арбитражный процесс - это не налоговые правоотношения, основанные на власти и подчинении, это процессуальные отношения, основанные на принципах процессуального права: равенстве всех перед законом и судом, равноправии сторон, состязательности и др. Поэтому в рамках действующего АПК РФ  мировое соглашение в налоговом споре вполне может стать нормой.

Мамина Ирина
Мамина Ирина
27 марта 2013 г. в 19:51

ООО «Аудиторско-консалтинговое партнерство Маминой», Генеральный директор

На практике торг по сумме налоговых начислений ведется между налоговиком и налоговым органом если не на всех налоговых проверках, то в большинстве из них.
В этом случае кулуарные переговоры доросли до «мирового соглашения».
Следует ли считать такое прекращение налогового спора прогрессивным способом внесудебного урегулирования?
Не думаю. Если претензии и доначисления налоговых органов законны, то почему они отказываются от них добровольно? Если налоговики были неправы, то почему они снимают излишние доначисления исключительно в обмен на согласие налогоплательщика по другим эпизодам акта?
Бартерный обмен «налог на налог» и НК РФ – это все же разные вещи.

Ширяев  Дмитрий
Ширяев Дмитрий
27 марта 2013 г. в 19:51

Аудиторско-консалтинговая группа «Уральский союз», Руководитель направления судебной практики

Рассматриваемое мировое соглашение не имеет отношения ни к гражданскому законодательству, ни к внесудебному урегулированию налоговых споров. Сама процедура заключения мировых соглашений предусмотрена АПК и ГПК РФ, а также Федеральными законами «О несостоятельности(банкротстве)» и «Об исполнительном производстве». При этом всегда мировое соглашение подлежит утверждению в судебном порядке. Гражданское законодательство к налоговым правоотношениям неприменимо в силу п. 3 ст. 1 ГК РФ. Поэтому ранее спора в суде или арбитражном суде мировое соглашение появиться не может. Сам же факт того, что мировые соглашения стали применяться шире, не может не радовать. Реальная возможность официально договариваться с налоговиками появилась с принятием Постановления Президиума ВАС РФ от 26.06.2012 г. № 16370/11, где мировое соглашение было утверждено прямо в Президиуме ВАС. Но представляется, что инерция в применении такого способа урегулирования споров будет сильной. Пока известные примеры существуют только на уровне межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам, подчиненных напрямую ФНС. Однако с наработкой более или менее обширной практики (и, скорее, всего соответствующего ведомственного руководящего документа) мировые соглашения будут применяться шире. Пока же на «низовом» уровне согласование с вышестоящими органами такого способа разрешения споров с налогоплательщиками может затянуться.

Жуков Илья
Жуков Илья
27 марта 2013 г. в 19:52

www.taxanalytics.ru, Руководитель проекта, консультант

Необходимо отметить, что статья 190 АПК РФ говорит о том, что споры, возникающие из публичных правоотношений, могут быть урегулированы заключением соглашения. Как отмечают судьи ВАС в Постановлении Пленума от 9.12.2002 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие АПК РФ», к данной статье применяется правило об утверждении мирового соглашения.
Судьи указываю на одно «но». Соглашение не может быть утверждено арбитражным судом, если оно нарушает права и законные интересы других лиц и его положения противоречат закону. И при заключении мирового соглашения налоговый орган не вправе выходить за пределы полномочий, которые предоставлены ему законом. Статья 32 НК РФ говорит об обязанности налоговых органов соблюдать налоговое законодательство и, одновременно, следить за его соблюдением. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: мировое соглашение является неплохим институтом, если арбитражные суды буду оценивать его законность: как для налогоплательщика, так и для общества. Иначе, начнется порочная практика «договоренностей».

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться