Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Проверки ради проверок

Проверки ради проверок

Налоговый и Уголовный кодексы вынуждены сосуществовать вместе. Потому что нормы уголовного права в отношении налоговых преступлений являются бланкетными, то есть отсылают к соответствующим нормам налогового законодательства. Сегодня их взаимодействие в нашей стране далеко от совершенства. Одна из причин такого положения заключается в крайне незначительном (особенно по историческим меркам) периоде существования российской рыночной экономики. Другим фактором, влияющим на ситуацию, являются действия законодательных органов власти

12.11.2012
«РБК Daily»
Автор: Дмитрий Васильченко, адвокат, заместитель председателя президиума МКА "Клишин и пратнеры"

Раньше после получения материала об уклонении от уплаты налогов сотрудники МВД проверяли данную информацию и, если в результате такой проверки выявлялись признаки преступления, материал направлялся в Следственный комитет для возбуждения уголовного дела. Стоит особо отметить, что в России выявление и раскрытие налоговых преступлений возлагается в первую очередь на подразделения МВД РФ (в настоящее время ГУЭБиПК МВД России). Федеральная налоговая служба России также выявляет налоговые преступления, но данная функция для этой службы является вторичной.

В настоящее время благодаря действиям законодателей процедура выглядит иначе. Теперь полиция результат своей проверки направляет не следователю, а в налоговую по месту регистрации организации. Фискалы могут (и то не в каждом случае) провести свою проверку. Если в результате устанавливается задолженность компании и в течение двух месяцев с этого момента долг не погашается, то налоговая направляет материал следователю. То есть теперь поводом для возбуждения таких дел являются только те документы, которые налоговая служба направляет следователю.

Возникает первый сложный момент. Сейчас по закону единственное основание для возбуждения уголовного дела — решение налогового органа. Однако Налоговый кодекс и Арбитражно-процессуальный кодекс говорят о том, что данное решение может быть обжаловано в арбитражном суде. В связи с этим возникает ситуация параллельного судопроизводства. Налогоплательщик судится с налоговой инспекцией в арбитражном суде и одновременно может быть привлечен к уголовной ответственности в суде общей юрисдикции (это две разные судебные системы с разными подходами и оценками). При этом решение арбитражного суда является первостепенным основанием как для возбуждения, так и для прекращения уголовного дела.

Второй неоднозначный момент. Изменения, внесенные законодателями в УПК РФ, делают крайне затруднительным привлечение к уголовной ответственности за неуплату налогов на сумму от 2 млн до 30 млн руб. Такие деяния относятся к преступлениям небольшой тяжести, и на практике это означает, что в таких случаях привлечь к уголовной ответственности можно только в течение двух лет с момента совершения преступления.

Нехитрый подсчет общего времени, необходимого для прохождения всей процедуры (проверочные мероприятия МВД, проверка налоговой инспекции, направление материалов следователям, пересылка по почте, бюрократические процедуры и т.д.), говорит о том, что привлечь к уголовной ответственности можно по истечении 14—34 месяцев. Средний срок составляет 24 месяца и равен сроку давности, когда дело просто закрывается. Таким образом, данная норма уголовного кодекса становится просто бессмысленной.

То есть если раньше лица, уклонившиеся от уплаты налогов в крупном размере, опасались уголовной ответственности в течение срока давности (и это являлось реальным стимулом для оплаты долга и прекращения дела), то теперь существует законный путь не платить налоги и не быть наказанным. Надо лишь затягивать различными способами процедуры проверки и расследование уголовного дела.

Третий пробел заключается в том, что если налоговый орган в течение календарного года уже провел две выездные проверки организации и не выявил нарушений, то законодательство позволяет отказаться от проведения повторной процедуры, даже если материалы полиции говорят об обратном. Как следствие, привлечение к уголовной ответственности в этом случае становится трудно выполнимой задачей.

Таким образом, существующие нормы права, с одной стороны, влекут уголовную ответственность за неуплату налогов, но, с другой стороны, при грамотной работе юристов позволяют этой ответственности избежать.

Несогласованность законодательства и отсутствие понятных и прозрачных установок приводят к ухудшению инвестиционного климата в России, особенно для малого и среднего бизнеса, неспособного содержать мощные юридические службы. Кроме того, нововведения предоставляют новые возможности для злоупотреблений как со стороны правоохранительных органов, так и со стороны налогоплательщиков. Что, безусловно, вредит законопослушным гражданам и стране в целом, увеличивая конкурентные преимущества для недобросовестных налогоплательщиков и стимулируя уход бизнеса в тень.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться