
Аналитика / Налогообложение / Компания обслуживает корпоративы
Компания обслуживает корпоративы
Компания специализируется на организации корпоративных фуршетов и банкетов в офисах заказчиков или на природе. Иначе говоря, занимается выездным ресторанам и буфетным обслуживанием/ Разберемся, в чем особенности учета и налогообложения при такой деятельности
12.10.2012Журнал «Бухгалтерия. Просто, понятно, практично»Многие фирмы-работодатели, заботясь о своих работниках, нанимают специализированные компании для доставки качественных обедов прямо в офис. Эти же компании организуют также буфетное или ресторанное обслуживание корпоративных праздников, деловых встреч. Со своими клиентами они заключают договоры об оказании услуг выездного ресторанного (или буфетного) обслуживания - договор кейтеринга.
Бухгалтерский учет
Организации признают поступления доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями исходя из характера своей деятельности, вида доходов и условий их получения с учетом требований п. 4 ПБУ 9/99 «Доходы организации» (утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н).
5 УСЛОВИЙ ПРИЗНАНИЯ В БУХУЧЕТЕ ВЫРУЧКИ ОТ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ
1.Компания имеет право на получение выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом.
2. Сумма выручки может быть определена.
3. Компания уже получила оплату либо отсутствует неопределенность в отношении ее получения.
4. Услуга уже оказана.
5. Расходы, которые произведены или будут произведены в связи с оказанием услуги, могут быть определены.
ПБУ 9/99 «Доходы организации», п. 12
Выручка от оказания услуг кейтеринга является для специализированной организации доходом от обычных видов деятельности (п. 5 ПБУ 9/99).
Выручка отражается на счете бухгалтерского учета 90 «Продажи», субсчет 90-1 «Выручка» в момент ее признания. Для признания выручки от кейтеринга нужно, чтобы услуга уже была оказана заказчику.
Затраты, связанные с оказанием услуг кейтеринга, собираются кейтеринговой компанией на счете 20 «Основное производство». В момент отражения выручки от реализации услуг эти затраты списываются на счет 90 «Продажи».
Практика отражения операций в учете
ООО «Кейтеринг» заключило с ЗАО «Труженик» договор об оказании услуг выездного ресторанного обслуживания на корпоративном празднике. Стоимость услуг по договору составляет 150 000 руб. (в том числе НДС 18 процентов - 22 881 руб.).
Для доставки готовых блюд к месту проведения корпоратива (берег реки) заключен договор об оказании транспортных услуг с ОАО «Авто». Стоимость услуг, оказанных «Авто» в адрес «Кейтеринга», составила 15 000 руб. (в том числе НДС 18 процентов - 2288 руб.).
У «Кейтеринга» были и другие расходы, связанные с оказанием услуг «Труженику»:
• заработная плата сотрудников - 30 000 руб.;
• страховые взносы - 7800 руб.;
• сумма начисленной амортизации по помещению и оборудованию - 5000 руб.
«Кейтеринг» применяет общую систему налогообложения. В бухгалтерском учете сделаны такие записи:
Дт 20 Кт 60 12 712 руб. (15 000 - 2288) - учтены расходы по доставке питания к месту проведения корпоратива ЗАО «Труженик»;
Дт 19 Кт 60 2288 руб. - учтен НДС по доставке;
Дт 68 Кт 19 2288 руб. - НДС принят к вычету;
Дт 60 Кт 51 15 000 руб. - произведена оплата «Авто» за доставку;
Дт 20 Кт 70 30 000 руб. - начислена заработная плата работникам;
Дт 20 Кт 69 7800 руб. - начислены страховые взносы;
Дт 20 Кт 02 5000 руб. - начислена амортизация;
Дт 62 Кт 90-1 150 000 руб. - отражена выручка от реализации услуг кейтеринга «Труженику» (на основании подписанного акта);
Дт 90-3 Кт 68 22 881 руб. - начислен
НДС;
Дт 90-2 Кт 20 55 512 руб. (12 712 + 30 000 + 7800 + 5000) - списана себестоимость услуг кейтеринга;
Дт 90-9 Кт 99 71 607 руб. (150 000 - 22 881 - 55 512) - отражен финансовый результат от оказания услуг кейтеринга.
Выбор системы налогообложения
Для организаций общественного питания оптимальным режимом является ЕНВД. Однако компании, которые оказывают услуги кейтеринга, не могут им воспользоваться.
Они могут выбирать лишь между общей и упрощенной системами налогообложения (письма Минфина России от 30.11.2007 № 03-11-04/3/472, от 25.07.2007 № 03-11-04/3/295, от 14.05.2007 № 03-11-04/3/156).
Арбитражная практика сложилась тоже не в пользу налогоплательщиков. Вопрос о применении ЕНВД в отношении услуг кейтеринга был рассмотрен, в частности, ФАС Западно-Сибирского округа (постановление от 07.05.2007 № Ф04-2608/2007(33826-А81-41)).
Суд проанализировал ст. 346.27 НК РФ и указал, что на уплату ЕНВД могут переводиться налогоплательщики, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в сфере общественного питания через объекты общественного питания, находящиеся в их собственности (пользовании) на основании правоустанавливающих документов. Аналогичные выводы сделаны и в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 27.07.2007 № Ф04-5208/2007(36853-А81-29).
Налоговый учет расходов
Кейтеринговые компании, как правило, определяют доходы и расходы методом начисления. Порядок признания доходов при методе начисления закреплен в ст. 271 НК РФ, а расходов - в ст. 272 НК РФ.
В п. 1 ст. 272 НК РФ указано, что расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. Причем если в сделке нет условий о дате (периоде) возникновения расходов и связь между полученными доходами и произведенными расходами четко не прослеживается (определяется косвенным путем), то компания может самостоятельно их распределить.
Нередко кейтеринговые компании не выделяют в документах и в учете доходы от оказания транспортных услуг. Заказчикам они рекламируют это как бесплатную доставку блюд и кулинарной продукции. Но на деле просто учитывают транспортную составляющую при ценообразовании - в стоимости банкетов, фуршетов, доставки обедов в офис.
СОВЕТ
Для распределения в налоговом учете транспортных и других подобных расходов между выездными мероприятиями в качестве базы выбирайте стоимость продукции из плановых калькуляций блюд и готовых изделий, отпущенных на то или иное выездное мероприятие.
При таком подходе в налоговом учете необходимо распределять транспортные расходы между оказываемыми услугами. При этом нужно определиться с базой -показателем, пропорционально которому пройдет распределение. Из наиболее объективных показателей можно выделить два:
• прямые затраты, включаемые в себестоимость оказываемых услуг;
• стоимость отпущенных на выездные мероприятия кулинарных блюд и кондитерских изделий.
В принципе, оба эти показателя взаимозависимы, так как второй является одной из составляющих прямых затрат, отнесенных на объекты калькулирования. Однако второй показатель позволит более точно выделить часть транспортных расходов, приходящуюся на конкретный банкет или другое выездное мероприятие.
Выбранный способ распределения расходов обязательно закрепляется в учетной политике организации для целей налогообложения прибыли.
Темы: Бухгалтерский учет и аудит  
- 04.09.2017 Кассовые операции по новым правилам (изменения в подотчете)
- 01.04.2014 Изменения под контролем – новые возможности функции «Документы на контроле» в системе КонсультантПлюс
- 18.09.2013 Универсальную электронную карту теперь можно получить в Нижнем Новгороде
- 02.11.2023 Ведение налогового учета на забалансовом счете не предусмотрено
- 19.07.2023 Районный коэффициент по регионам России в 2023 году
- 12.09.2022 Путевки для сотрудников за счет ФСС и порядок бухучета
- 17.06.2025 Письмо Минфина России от 10.04.2025 г. № 07-01-07/36501
- 02.12.2024 Письмо Минфина России от 09.07.2024 г. № 30-01-11/63923
- 28.11.2024 Письмо Минфина России от 23.04.2024 г. № 03-02-08/37861
Комментарии