
Задолженность предприятий перед бюджетом планомерно снижается благодаря процедуре банкротства

С каждым годом совокупная задолженность в бюджетную систему Российской Федерации ежегодно снижается. О том, как последние несколько лет взыскивают налоговые долги, "РБГ" рассказал заместитель руководителя ФНС России Денис Наумчев
22.05.2012«Российская газета»- Денис Валерьевич, как удается снижать налоговую задолженность?
- Это достигается в результате эффективных мер налоговых органов по ее взысканию, а также при помощи списания невозможной к взысканию задолженности, так называемых "плохих" долгов. В настоящее время наибольшая часть задолженности взыскивается налоговыми органами и судебными приставами. Взыскание существенной части задолженности приостановлено в связи с банкротством должников.
- Как взыскивается данная задолженность?
- Система взыскания налоговых платежей в РФ находится в русле мировых тенденций в этой сфере и достаточно либеральна по отношению к налогоплательщикам. Процедура взыскания задолженности по обязательным платежам проводится двумя способами: в бесспорном и судебном порядке. Первоначально осуществляется взыскание налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах организации или индивидуального предпринимателя в банках. В качестве обеспечения исполнения решения о взыскании за счет денежных средств на счетах в банках одновременно налоговым органом приостанавливаются операции по счетам налогоплательщика.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о счетах налоговый орган осуществляет взыскание за счет имущества налогоплательщика путем принятия и направления судебному приставу-исполнителю соответствующего решения. В качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика налоговым органом может производиться арест имущества должника. В настоящее время между налоговой службой и службой судебных приставов активно развивается система электронного взаимодействия, что в дальнейшем позволит существенно повысить оперативность и эффективность мер принудительного взыскания. Задолженность физических лиц может взыскиваться только по судебному приказу.
- Если у гражданина образовалась задолженность по налогам, будут ли у него проблемы с выездом за рубеж ,как у злостного неплательщика алиментов? Можно ли ему получить отсрочку или рассрочку по уплате налогов?
- Служба судебных приставов вправе ограничить выезд гражданина-должника за границу при наличии у него налоговой задолженности, в отношении которой были приняты меры по принудительному взысканию в судебном порядке. По инициативе ФНС России размер данной задолженности должен составлять не менее 5000 рублей. В свою очередь, отсрочка (рассрочка) по уплате налога может быть предоставлена физическому лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, но имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка (рассрочка). Чтобы изменить сроки уплаты налога, гражданину необходимо подать заявление об изменении срока уплаты налога в инспекцию по месту налогового учета.
- Какова эффективность взыскания ФНС задолженности по налогам и сборам?
- Практически все механизмы взыскания задолженности, используемые в развитых странах, имеются в российском законодательстве. Динамика эффективности взыскания задолженности за счет применения мер принудительного взыскания составляет в настоящее время 58%. Это неплохой показатель. Все меры по урегулированию задолженности влияют на эффективность взыскания задолженности в целом. Наибольшая эффективность наблюдается на стадиях направления налогоплательщику требования об уплате налога и взыскания задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика. С 2010 года у налоговых органов появилась возможность направления налогоплательщикам требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Действующим законодательством также предусмотрена возможность взыскания задолженности по обязательным платежам за счет электронных денежных средств.
- В каких случаях ФНС инициирует процедуру банкротства должника?
- В случае неисполнения должником обязанности по уплате налогов в срок от 1 до 3 месяцев с даты направления материалов в службу судебных приставов налоговый орган принимает решение об обращении в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. После возбуждения производства по делу о банкротстве дальнейшие взаимоотношения налогового органа и налогоплательщика регулируются в большей степени нормами законодательства о банкротстве, где ФНС выполняет функции уполномоченного органа. За прошлый год снизилось количество дел о банкротстве, рассматриваемых арбитражными судами, в которых ФНС представляет интересы государства как кредитора. На начало текущего года данный показатель составил около 25,5 тысячи дел.
- Насколько эта процедура эффективна?
- Эффективность процедур банкротства составляет 5,4%, что является достаточно приличным показателем, учитывая большой объем задолженности перед бюджетной системой РФ фирм-однодневок. Требования налогового органа не обеспечены залогом, как, например, требования коммерческих банков. При этом в ряде зарубежных стран налоговые органы получают меньший процент от своих требований к должникам, признанным банкротами.
- Предоставляет ли ФНС сведения о банкротстве должников?
- Налоговая служба не уполномочена на предоставление сведений о процедурах банкротства должников. При этом ФНС является активным пользователем указанной информации. Вместе с тем информация о введении в отношении должников процедуры банкротства является открытой и публикуется в средствах массовой информации, а также в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (www.fedresurs.ru). Банк решений арбитражных судов также находится в открытом доступе на сайте Высшего арбитражного суда РФ в Интернете (www.arbitr.ru).
- Налоговая служба является крупнейшим кредитором. Какие проблемы возникают при реализации полномочий в делах о банкротстве?
- При участии в делах о банкротстве и процедурах, применяемых в деле о банкротстве, ФНС и ее территориальные органы принимают участие в собраниях кредиторов, заседаниях комитетов кредиторов и судебных заседаниях. Налоговым органам было рекомендовано письменно информировать руководителя должника о новациях законодательства о банкротстве, касающихся возможности погашения задолженности по обязательным платежам в ходе процедур банкротства учредителями, собственником имущества должника - унитарного предприятия и третьими лицами. В результате в целом ряде процедур требования налогового органа были погашены и денежные средства поступили в бюджет.
Особое внимание уделяется анализу и последующему обжалованию арбитражными управляющими сделок, совершенных должниками в преддверии банкротства, направленных на вывод имущества и уклонение от уплаты кредиторской задолженности. При этом в делах о банкротстве должников перед службой стоит немало проблем. Основными из них являются необращение либо несвоевременное обращение руководителя должника с заявлениями о несостоятельности в арбитражный суд, а также ненадлежащее исполнение арбитражными управляющими своих обязанностей, за указанные правонарушения предусмотрена административная ответственность.
Действующее законодательство предусматривает также уголовную ответственность за злонамеренное доведение должника до банкротства либо фиктивное банкротство. В этой связи мы активно развиваем взаимодействие с органами внутренних дел и прокуратуры, информируем их о фактах незаконных действий при банкротстве. Зачастую мы сталкиваемся с противоправными действиями в ходе самих процедур банкротства, которые обжалуем в арбитражных судах и добиваемся исхода судебных разбирательств в нашу пользу.
Учитывая большую социальную значимость дел о банкротстве организаций, осуществляющих деятельность в сфере долевого строительства, ФНС взяла под непосредственный контроль их банкротство. Сейчас более 300 таких должников находятся в процедурах банкротства, в рамках таких судебных разбирательств большое внимание уделяется возможности завершения строительства многоквартирных домов, а также привлечению к ответственности недобросовестного руководства организаций. Также большое внимание уделяется процедурам банкротства организаций алкогольной отрасли. Не секрет, что многие производители алкогольной продукции используют институт банкротства для уклонения от уплаты обязательных платежей. В настоящий момент совместно с органами внутренних дел и следственного комитета мы нарабатываем практику привлечения к ответственности не только "подставного" менеджмента таких организаций, но и непосредственных получателей необоснованной налоговой выгоды.
- В этом году 10 лет саморегулированию в России. Какие проблемы в этой сфере?
- За десять лет существования институт саморегулирования в сфере деятельности арбитражных управляющих постоянно совершенствовался, нормы законодательства дополнялись и детализировались, что в целом свидетельствует о положительной динамике его развития. Саморегулирование - механизм правильный и нужный. Главное для нас, чтобы он эффективно работал. В целях повышения эффективности проведения процедур банкротства целесообразно скорее принять меры по совершенствованию механизма регулирования деятельности арбитражных управляющих, в том числе путем утверждения предусмотренных законодательством о банкротстве федеральных стандартов. Помимо необходимости оперативной разработки и утверждения стандартов, существуют и иные требующие решения проблемы.
- Что вы имеете в виду?
- Это касается отсутствия в законодательстве административной ответственности саморегулируемых организаций и их должностных лиц. Считаем целесообразным ввести институт ответственности СРО и его членов за результаты проведения процедур банкротства. Сегодня необходимо оценить практику по привлечению органов управления должника к субсидиарной ответственности. Это очень перспективное направление в деятельности уполномоченного органа. Оно позволит максимально обеспечить погашение требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. По состоянию на 01.04.2012 размер субсидиарной ответственности, подтвержденной вступившими в законную силу судебными актами, составляет 10,9 млрд руб., или 9% от общей предъявленной суммы исковых требований, из которых поступило в консолидированный бюджет всего 192,3 млн рублей.
Также хотелось обратить внимание на многочисленные факты ненадлежащего исполнения независимыми оценщиками обязанностей по заключенным с арбитражными управляющими договорам об оказании услуг по определению рыночной стоимости имущества должника. Несоответствие оценки рыночной стоимости имущества приводит к невозможности его реализации, затягиванию сроков проведения процедуры, увеличению расходов на проведение процедуры. Мы полагаем, что СРО оценщиков необходимо обеспечить контроль за деятельностью своих членов при проведении оценки имущества должников, находящихся в процедурах банкротства.
- 28.06.2022 КС РФ подтвердил возможность внесудебного взыскания налогов с бывших ИП
- 21.06.2022 Подать заявление о постановке на учет физлица смогут в личном кабинете на портале госуслуг
- 08.06.2022 В Москве налоговые поступления от мясной промышленности увеличились на 20%
- 24.06.2022 Мотивированное мнение ФНС может быть составлено с учетом позиции Минфина
- 06.06.2022 Комитет Госдумы одобрил законопроект об объединении ПФР и ФСС
- 03.06.2022 Власти хотят постепенно переводить надзорные проверки компаний в онлайн
- 29.06.2022 КС подтвердил возможность внесудебного взыскания налогов с бывших ИП
- 27.06.2022 Туристический налог в России в 2022 году: где нужно платить
- 31.05.2022 Если свидетель не пришел в налоговый орган…
- 09.02.2022 НСПТ: исправляем ошибки
- 10.01.2022 Налоговая служба подключилась к анализу российской экономики
- 30.12.2021 Бизнес будет платить все налоги по-новому с 2023 года
- 18.10.2021
Налоговый орган
в связи с неисполнением требования об оплате налоговых платежей в добровольном порядке принял решения об их взыскании за счет имущества налогоплательщика, электронных денежных средств и средств на счетах в банках. Приостановлены операции по банковским счетам, переводы электронных денежных средств.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку произведенные налоговым органом начислен
- 21.02.2018
Законодательство о
налогах и сборах не содержит запрета подачи повторной жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение нижестоящего налогового органа, если для этого имеются обстоятельства, которые ранее не были предметом исследования и оценки вышестоящего налогового органа. - 20.12.2014
Неверное указание предпринимателем кода
бюджетной классификации в платежном поручении на перечисление налога не является основанием считать его неисполнившим или ненадлежаще исполнившим обязанность по уплате налога. Суд указал, что исполнение обязанности по уплате налогов не может зависеть от правильности указания КБК в платежном поручении.
- 07.12.2016
Когда налогоплательщик
обнаруживает ошибки в прошлых налоговых периодах, которые не привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, обязанность подавать уточненные налоговые декларации за предыдущие периоды отсутствует; корректировка налоговой базы текущего периода исключает подачу уточненных налоговых деклараций за период совершения ошибки, поскольку необходимая информация о налоговых обязательствах будет зафи - 05.05.2016 Налоговый орган должен представить бесспорные доказательства, подтверждающие, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения инспекции о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
- 26.10.2014
Установив, что истребованная обществом
бухгалтерская отчетность должника в указанный перечень не входит, суды пришли к выводу об отсутствии у налогового органа нормативно предусмотренной обязанности по представлению взыскателю запрашиваемой информации и налоговой отчетности, составляющих согласно ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну.
- 29.06.2022 Письмо Минфина России от 26.05.2022 г. № 03-01-11/49475
- 27.06.2022 Письмо ФНС России от 22.06.2022 г. № ПА-3-24/6504@
- 21.06.2022 Письмо ФНС России от 08.06.2022 г. № ПА-3-24/5978@
- 26.08.2019 Приказ Минэкономразвития России от 26.06.2019 № 382
- 07.05.2019 Письмо ФНС России от 29 марта 2019 г. N СА-4-7/5804
- 12.03.2019 Приказ ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@
Комментарии