Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Интервью / Задолженность предприятий перед бюджетом планомерно снижается благодаря процедуре банкротства

Задолженность предприятий перед бюджетом планомерно снижается благодаря процедуре банкротства

С каждым годом совокупная задолженность в бюджетную систему Российской Федерации ежегодно снижается. О том, как последние несколько лет взыскивают налоговые долги, "РБГ" рассказал заместитель руководителя ФНС России Денис Наумчев

22.05.2012
«Российская газета»
Автор: Елена Шмелева

- Денис Валерьевич, как удается снижать налоговую задолженность?

- Это достигается в результате эффективных мер налоговых органов по ее взысканию, а также при помощи списания невозможной к взысканию задолженности, так называемых "плохих" долгов. В настоящее время наибольшая часть задолженности взыскивается налоговыми органами и судебными приставами. Взыскание существенной части задолженности приостановлено в связи с банкротством должников.

- Как взыскивается данная задолженность?

- Система взыскания налоговых платежей в РФ находится в русле мировых тенденций в этой сфере и достаточно либеральна по отношению к налогоплательщикам. Процедура взыскания задолженности по обязательным платежам проводится двумя способами: в бесспорном и судебном порядке. Первоначально осуществляется взыскание налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах организации или индивидуального предпринимателя в банках. В качестве обеспечения исполнения решения о взыскании за счет денежных средств на счетах в банках одновременно налоговым органом приостанавливаются операции по счетам налогоплательщика.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о счетах налоговый орган осуществляет взыскание за счет имущества налогоплательщика путем принятия и направления судебному приставу-исполнителю соответствующего решения. В качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика налоговым органом может производиться арест имущества должника. В настоящее время между налоговой службой и службой судебных приставов активно развивается система электронного взаимодействия, что в дальнейшем позволит существенно повысить оперативность и эффективность мер принудительного взыскания. Задолженность физических лиц может взыскиваться только по судебному приказу.

- Если у гражданина образовалась задолженность по налогам, будут ли у него проблемы с выездом за рубеж ,как у злостного неплательщика алиментов? Можно ли ему получить отсрочку или рассрочку по уплате налогов?

- Служба судебных приставов вправе ограничить выезд гражданина-должника за границу при наличии у него налоговой задолженности, в отношении которой были приняты меры по принудительному взысканию в судебном порядке. По инициативе ФНС России размер данной задолженности должен составлять не менее 5000 рублей. В свою очередь, отсрочка (рассрочка) по уплате налога может быть предоставлена физическому лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, но имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка (рассрочка). Чтобы изменить сроки уплаты налога, гражданину необходимо подать заявление об изменении срока уплаты налога в инспекцию по месту налогового учета.

- Какова эффективность взыскания ФНС задолженности по налогам и сборам?

- Практически все механизмы взыскания задолженности, используемые в развитых странах, имеются в российском законодательстве. Динамика эффективности взыскания задолженности за счет применения мер принудительного взыскания составляет в настоящее время 58%. Это неплохой показатель. Все меры по урегулированию задолженности влияют на эффективность взыскания задолженности в целом. Наибольшая эффективность наблюдается на стадиях направления налогоплательщику требования об уплате налога и взыскания задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика. С 2010 года у налоговых органов появилась возможность направления налогоплательщикам требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Действующим законодательством также предусмотрена возможность взыскания задолженности по обязательным платежам за счет электронных денежных средств.

- В каких случаях ФНС инициирует процедуру банкротства должника?

- В случае неисполнения должником обязанности по уплате налогов в срок от 1 до 3 месяцев с даты направления материалов в службу судебных приставов налоговый орган принимает решение об обращении в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. После возбуждения производства по делу о банкротстве дальнейшие взаимоотношения налогового органа и налогоплательщика регулируются в большей степени нормами законодательства о банкротстве, где ФНС выполняет функции уполномоченного органа. За прошлый год снизилось количество дел о банкротстве, рассматриваемых арбитражными судами, в которых ФНС представляет интересы государства как кредитора. На начало текущего года данный показатель составил около 25,5 тысячи дел.

- Насколько эта процедура эффективна?

- Эффективность процедур банкротства составляет 5,4%, что является достаточно приличным показателем, учитывая большой объем задолженности перед бюджетной системой РФ фирм-однодневок. Требования налогового органа не обеспечены залогом, как, например, требования коммерческих банков. При этом в ряде зарубежных стран налоговые органы получают меньший процент от своих требований к должникам, признанным банкротами.

- Предоставляет ли ФНС сведения о банкротстве должников?

- Налоговая служба не уполномочена на предоставление сведений о процедурах банкротства должников. При этом ФНС является активным пользователем указанной информации. Вместе с тем информация о введении в отношении должников процедуры банкротства является открытой и публикуется в средствах массовой информации, а также в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (www.fedresurs.ru). Банк решений арбитражных судов также находится в открытом доступе на сайте Высшего арбитражного суда РФ в Интернете (www.arbitr.ru).

- Налоговая служба является крупнейшим кредитором. Какие проблемы возникают при реализации полномочий в делах о банкротстве?

- При участии в делах о банкротстве и процедурах, применяемых в деле о банкротстве, ФНС и ее территориальные органы принимают участие в собраниях кредиторов, заседаниях комитетов кредиторов и судебных заседаниях. Налоговым органам было рекомендовано письменно информировать руководителя должника о новациях законодательства о банкротстве, касающихся возможности погашения задолженности по обязательным платежам в ходе процедур банкротства учредителями, собственником имущества должника - унитарного предприятия и третьими лицами. В результате в целом ряде процедур требования налогового органа были погашены и денежные средства поступили в бюджет.

Особое внимание уделяется анализу и последующему обжалованию арбитражными управляющими сделок, совершенных должниками в преддверии банкротства, направленных на вывод имущества и уклонение от уплаты кредиторской задолженности. При этом в делах о банкротстве должников перед службой стоит немало проблем. Основными из них являются необращение либо несвоевременное обращение руководителя должника с заявлениями о несостоятельности в арбитражный суд, а также ненадлежащее исполнение арбитражными управляющими своих обязанностей, за указанные правонарушения предусмотрена административная ответственность.

Действующее законодательство предусматривает также уголовную ответственность за злонамеренное доведение должника до банкротства либо фиктивное банкротство. В этой связи мы активно развиваем взаимодействие с органами внутренних дел и прокуратуры, информируем их о фактах незаконных действий при банкротстве. Зачастую мы сталкиваемся с противоправными действиями в ходе самих процедур банкротства, которые обжалуем в арбитражных судах и добиваемся исхода судебных разбирательств в нашу пользу.

Учитывая большую социальную значимость дел о банкротстве организаций, осуществляющих деятельность в сфере долевого строительства, ФНС взяла под непосредственный контроль их банкротство. Сейчас более 300 таких должников находятся в процедурах банкротства, в рамках таких судебных разбирательств большое внимание уделяется возможности завершения строительства многоквартирных домов, а также привлечению к ответственности недобросовестного руководства организаций. Также большое внимание уделяется процедурам банкротства организаций алкогольной отрасли. Не секрет, что многие производители алкогольной продукции используют институт банкротства для уклонения от уплаты обязательных платежей. В настоящий момент совместно с органами внутренних дел и следственного комитета мы нарабатываем практику привлечения к ответственности не только "подставного" менеджмента таких организаций, но и непосредственных получателей необоснованной налоговой выгоды.

- В этом году 10 лет саморегулированию в России. Какие проблемы в этой сфере?

- За десять лет существования институт саморегулирования в сфере деятельности арбитражных управляющих постоянно совершенствовался, нормы законодательства дополнялись и детализировались, что в целом свидетельствует о положительной динамике его развития. Саморегулирование - механизм правильный и нужный. Главное для нас, чтобы он эффективно работал. В целях повышения эффективности проведения процедур банкротства целесообразно скорее принять меры по совершенствованию механизма регулирования деятельности арбитражных управляющих, в том числе путем утверждения предусмотренных законодательством о банкротстве федеральных стандартов. Помимо необходимости оперативной разработки и утверждения стандартов, существуют и иные требующие решения проблемы.

- Что вы имеете в виду?

- Это касается отсутствия в законодательстве административной ответственности саморегулируемых организаций и их должностных лиц. Считаем целесообразным ввести институт ответственности СРО и его членов за результаты проведения процедур банкротства. Сегодня необходимо оценить практику по привлечению органов управления должника к субсидиарной ответственности. Это очень перспективное направление в деятельности уполномоченного органа. Оно позволит максимально обеспечить погашение требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. По состоянию на 01.04.2012 размер субсидиарной ответственности, подтвержденной вступившими в законную силу судебными актами, составляет 10,9 млрд руб., или 9% от общей предъявленной суммы исковых требований, из которых поступило в консолидированный бюджет всего 192,3 млн рублей.

Также хотелось обратить внимание на многочисленные факты ненадлежащего исполнения независимыми оценщиками обязанностей по заключенным с арбитражными управляющими договорам об оказании услуг по определению рыночной стоимости имущества должника. Несоответствие оценки рыночной стоимости имущества приводит к невозможности его реализации, затягиванию сроков проведения процедуры, увеличению расходов на проведение процедуры. Мы полагаем, что СРО оценщиков необходимо обеспечить контроль за деятельностью своих членов при проведении оценки имущества должников, находящихся в процедурах банкротства.

 

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налогоплательщики. Все о правах и обязанностях
  • 20.12.2014  

    Неверное указание предпринимателем кода бюджетной классификации в платежном поручении на перечисление налога не является основанием считать его неисполнившим или ненадлежаще исполнившим обязанность по уплате налога. Суд указал, что исполнение обязанности по уплате налогов не может зависеть от правильности указания КБК в платежном поручении.

  • 26.10.2014  

    Установив, что истребованная обществом бухгалтерская отчетность должника в указанный перечень не входит, суды пришли к выводу об отсутствии у налогового органа нормативно предусмотренной обязанности по представлению взыскателю запрашиваемой информации и налоговой отчетности, составляющих согласно ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну.

  • 13.05.2014  

    Поскольку в силу п. 6 ст. 22 ФЗ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ, положений ст. 48, 49, ст. 61, п. 8 ст. 63 ГК РФ незарегистрированная в установленном законом порядке организация, а равно и исключенная из ЕГРЮЛ, не признается участником гражданских правоотношений, налоговый орган пришел к обоснованному выводу, что представленные налогоплательщиком в обоснование расходов и налоговых вычетов документы не подтверждают реальность хозяйственных операций, поскольку


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности
  • 07.12.2016  

    Когда налогоплательщик обнаруживает ошибки в прошлых налоговых периодах, которые не привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, обязанность подавать уточненные налоговые декларации за предыдущие периоды отсутствует; корректировка налоговой базы текущего периода исключает подачу уточненных налоговых деклараций за период совершения ошибки, поскольку необходимая информация о налоговых обязательствах будет зафи

  • 05.05.2016   Налоговый орган должен представить бесспорные доказательства, подтверждающие, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения инспекции о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
  • 14.05.2014  
В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза (ч. 3 ст. 52 ТК ТС). Суд апелляционной инстанции установил, что решение от 30.01.2013 г. о вне
Вся судебная практика по этой теме »