Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Узнайте самые значимые изменения в работе бухгалтеров в 2019 году

практические решения для работы, советы по применению законодательства и кейсы по проверкам и отчетности от лучших спикеров ИРСОТ

Главная неделя для главбуха
   
График мероприятий

Аналитика / Налогообложение / Рекомендации, которые помогут не допускать в платежках досадных ошибок

Рекомендации, которые помогут не допускать в платежках досадных ошибок

Чтобы заплатить налоги и взносы, бухгалтерам приходится провести зачастую непростые расчеты, подготовить множество документов, изучить все поправки, иногда даже вступая с инспекторами в споры. Но камнем преткновения зачастую становится простая на первый взгляд платежка. Расскажем о том, какие ошибки чаще всего допускают компании в поручениях и как их избежать

10.05.2012
журнал «Семинар для бухгалтера»
Автор: О. Кутинова

СОВЕТ № 1. Как быть с ошибками в КБК и ОКАТО

Неверные КБК и ОКАТО в платежках по налогам – основные причины для зачисления сумм «не туда». Но в письме Минфина России от 29 марта 2012 г. № 03-02-08-31 говорится, что при неправильном КБК, но верном счете Федерального казначейства и реквизитов банка получателя обязанность по уплате считается исполненной.

У бухгалтера, формирующего платежи по нескольким организациям, вызывает недоумение код ОКАТО, который является единым для ИФНС и ФСС, а в ПФР делится по отделениям. Это не очень удобно. Иногда машинально выбирается единый код ОКАТО, а потом приходится разбираться с ПФР. Обычно уточнения в пенсфонде затягиваются на достаточно продолжительное время.

СОВЕТ № 2. Когда понадобится запрос в банк

Почти во всех программах «Клиент-Банк» и «Интернет-Банк» можно формировать платежи по налогам и взносам. Но не в каждом банке есть полный перечень КБК. Однажды нам из-за этого пришлось отправить платеж с ошибочным КБК, но с подробным описанием в назначении. Созвонились с технической поддержкой банка, написали письмо с просьбой расширения списка КБК. Себе оставили экземпляр с отметкой банка о принятии. На контроле держали сам платеж.

Дополнительно для предотвращения конфликта подстраховались распечатками с примерами судебных решений в пользу компаний, когда обязанность по уплате налога являлась выполненной вне зависимости от правильности указания КБК. На уровне начальника отдела наш вопрос легко решился практически сразу.

СОВЕТ № 3. Несоответствие основания платежа с назначением

Спорными ошибками могут быть расхождения при использовании несоответствия основания платежа с назначением. Часто при уплате по актам проверок компании пишут в качестве основания значение «ТП» вместо «АП». А в назначении платежа подробно расписывают, за что идет уплата: например, «акт проверки № 8/52 от 25 апреля 2012 г.». Инспекторы чаще всего сами корректируют ошибки. Хотя несколько лет назад процедура занимала весьма продолжительное время: хождение на сверки, написание писем с уточнениями. Но если из назначения платежа не ясна его суть, то деньги скорее всего будут зачислены в соответствии с основанием платежа.

Еще советы

Как исправить ошибки 

Наталья Гнутова, лектор, руководитель департамента бухгалтерского аутсорсинга Консалтинговой группы «ТАКО»

— Ошибки в платежках бывают критичные и некритичные. Первые – это те, которые повлекли за собой непоступление налога в бюджет: это неправильный номер счета Федерального казначейства и реквизиты банка получателя. Чтобы исправить такие ошибки, надо повторно перечислить платеж или, в случае наличия переплаты по тому же виду налогов (федеральному, региональному или местному налогу) и по тому же статусу налогоплательщика (налогоплательщика или налогового агента), зачесть ее в счет «потерявшегося» платежа на основании статьи 78 НК РФ. Или же можно подать заявление в произвольной форме о возврате ошибочно перечисленного платежа. К заявлению нужно приложить: копию ошибочного платежного поручения с отметкой банка об исполнении, копию выписки банка, подтверждающей перечисление суммы. Платеж после его повторного перечисления или зачета должен быть отражен в соответствующей карточке лицевого счета. Если ошибка в платежке некритичная, то есть не повлекла за собой непоступление налога в бюджет (подп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ), ее можно исправить, подав в инспекцию заявление с просьбой уточнить платеж на основании пункта 7 статьи 45 НК РФ. Пени после принятия решения об уточнении платежа должны быть сторнированы. Это подтверждает Минфин России в письмах от 4 мая 2009 г. № 03-02-07/1-217, от 17 июня 2008 г. № 03-02-07/1-288.

Оксана Костылева, главный бухгалтерООО «Стройкомпозит-Спецматериалы»

— Кстати, аналогичный порядок устранения ошибок и при оплате взносов. Начиная с 2011 года страхователь вправе уточнить платеж, если при заполнении платежного поручения допущены ошибки, которые не привели к непоступлению средств на соответствующий счет внебюджетного фонда. Для этого он должен подать заявление об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика взносов. К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие перечисление средств. В рамках процедуры по уточнению платежа может быть проведена сверка по предложению как страхователя, так и фонда.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться