Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Налог на бескорыстие, или Реформа для меценатов

Налог на бескорыстие, или Реформа для меценатов

Вступивший в силу летом 2011 года 235-й закон внес изменения в Налоговый кодекс в интересах организаций и меценатов, занимающихся благотворительной деятельностью. Но достаточно ли этой меры для стимулирования бизнеса активнее заниматься благотворительностью?

23.04.2012
РБК daily
Автор: Вячеслав Копьев, член совета директоров АФК «Система», президент благотворительного фонда «Система»

Одно из долгожданных изменений — освобождение доходов НКО в виде полученных безвозмездных работ и услуг от налога на прибыль. Ранее, например, подшефный детский дом, делающий ремонт за счет благотворителя, должен был исчислить стоимость этих работ и заплатить налог. Однако теперь эта норма — прошлое.

Внесенные изменения предусматривают освобождение получателей благотворительной помощи от уплаты НДФЛ. Ранее они могли получать помощь один раз в год, а последующая поддержка приравнивалась к доходу, облагаемому НДФЛ.

Но несмотря на возросшую активность и интерес государства к благотворительности и значительные перемены, касающиеся налоговых льгот, система не меняется: льготного режима налогообложения в части уплаты налога на прибыль для компаний, участвующих в благотворительной деятельности, нет. Если крупный или средний бизнес занимается благотворительностью, он по-прежнему должен полностью выплатить налог на прибыль и только после этого из чистой прибыли тратить на благотворительность.

Споры вокруг несовершенного законодательства и необходимости налоговых послаблений для организаций-меценатов ведутся давно. История вопроса уходит корнями в 1990-е годы — период формирования рыночной экономики. Закон 1995 года «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» установил, что финподдержку нуждающимся могут оказывать НКО, бизнес-структуры, российские и иностранные граждане. Компании могли направлять на благотворительность до 5% прибыли. Эти расходы уменьшали налогооблагаемую базу. Однако российский бизнес, а именно он — главный жертвователь в стране, не был готов играть по правилам, предложенным государством.

В своем развитии бизнес, как и общество, проходит различные этапы — от «джунглей» до «цивилизации». Сначала благотворительная деятельность была спонтанной, затем отчисления стали плановыми и увязывались с внутренними задачами компаний. Далее крупные бизнес-структуры начали соотносить благотворительность с общей стратегией, стараясь вложить деньги в те области, где можно косвенным образом получить отдачу — в поддержку профобразования, в развитие регионов присутствия. А затем подошли к стадии, когда можно поддерживать ценности высшего порядка и осуществлять социальное инвестирование в областях, создающих общественное благо.

В 1990-е годы «уровень сознания» бизнес-среды был таким, что некоторые компании с помощью якобы сделанных ими пожертвований нелегально снижали налоги. В ответ на это в 2002 году появился закон №57, отменивший льготы. Если физлица, перечисляющие средства на благотворительные цели, имеют право на налоговый вычет в размере, не превышающем 25% от годового дохода, то коммерческие организации его лишались. Доступной осталась только «льгота» для благотворительных организаций — освобождение от уплаты НДС в случае жертвования товаров и услуг.

Однако, выработав собственные правила игры, Россия отступила от общепринятых международных норм: налоговые льготы, к примеру возможность уменьшить свой налогооблагаемый доход на сумму сделанных пожертвований, считается основным материальным поощрением государства для юридических и физических лиц, занимающихся благотворительностью. В США — первой стране, которая внесла в 1921 году в налоговое законодательство поправки, предусматривающие уменьшение налогооблагаемой базы на суммы пожертвований, компании, отчисляющие до 10% прибыли на благотворительность, не платят с этой суммы налоги.

За десять лет крупный российский бизнес сделал гигантский шаг в развитии благотворительности. Практически весь он находится на стадии «цивилизации»: доказав свою эффективность в экономике, нацелен на столь же высокий результат в социнвестициях. Он может и готов влиять на формирование общественных процессов, идти в ниши, которые государство по каким-то причинам оставило без внимания, может формировать цели для таких инвестиций и отслеживать их эффективность.

По оценке «CAF Россия», ежегодный объем благотворительности крупных российских компаний составляет более 1,5 млрд долл., а частная филантропия — 100 млн долл. в год. Доля российского бизнеса в объеме всех благотворительных денег — около 80%. При этом общественный запрос на благотворительные программы сегодня выше, чем количество средств, располагаемых бизнесом.

Самый быстрый способ обеспечить приток средств в благотворительный сектор — уменьшение налогооблагаемой базы на суммы пожертвований в пределах определенного процента. Но государство к таким радикальным мерам не готово. Другой путь — последовательное развитие всех институтов благотворительности. Должны быть найдены экономические алгоритмы, увязывающие интересы государства, бизнеса и общества.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться