
Аналитика / Налогообложение / Крупнейший налогоплательщик вправе обратиться за возвратом переплаты, возникшей в его филиале, в любую инспекцию, в которой он состоит на учете
Крупнейший налогоплательщик вправе обратиться за возвратом переплаты, возникшей в его филиале, в любую инспекцию, в которой он состоит на учете
В соответствии с п. 2 ст. 78 НК РФ зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика. При этом в Налоговом кодексе РФ нет указания на то, в какую инспекцию должен обращаться с заявлением о возврате налогоплательщик, зарегистрированный в качестве крупнейшего, если переплата возникла в одном из его обособленных подразделений. Налоговые органы считают, что даже если переплата возникла в результате деятельности обособленного подразделения, заявление о возврате все равно подается по месту учета организации в качестве крупнейшего налогоплательщика. Минфин России их в этом поддерживает. Однако ФАС Московского округа вынес противоположное решение
08.11.2011«Консультант Плюс»Налогоплательщик, состоящий на учете в инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, имел два филиала, по месту нахождения каждого из которых он также состоял на учете. В результате деятельности одного из этих филиалов образовалась переплата по налогу на прибыль, за возвратом которой налогоплательщик обратился в налоговый орган по месту учета обособленного подразделения. Инспекция в возврате отказала, ссылаясь на то, что организация должна была обратиться с заявлением о возврате в инспекцию по крупнейшим налогоплательщикам.
Суды всех трех инстанций признали отказ в возврате неправомерным в силу следующего. В соответствии с п. 2 ст. 78 НК РФ зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика. Конституционный суд РФ придерживается отраженной в Определении от 08.11.2005 г. № 438-О позиции, согласно которой Налоговый кодекс РФ не разграничивает компетенцию налоговых органов, следовательно, их полномочия должны осуществляться с надлежащей степенью взаимодействия. Это взаимодействие призвано исключить возможность проведения параллельных контрольных процедур и, как следствие, возложения на крупнейших налогоплательщиков дополнительных обременений, связанных с выполнением требований сразу нескольких налоговых органов. В соответствии со ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением налогового законодательства. Единство системы налоговых органов позволяет им осуществить возврат переплаты налога по месту учета налогоплательщика. Исходя из изложенного, суды пришли к выводу, что оба налоговых органа (как по месту учета филиала, так и по месту учета организации в качестве крупнейшего налогоплательщика) в равной степени могут исполнить обязанность по возврату суммы излишне уплаченного налога.
Аналогичные выводы содержатся в Постановлениях ФАС Московского округа от 26.10.2009 г. № КА-А40/11027-09, от 22.04.2009 г. № КА-А40/2923-09. Однако Минфин России придерживается противоположной точки зрения
(см. письмо от 11.10.2010 г. № 03-02-07/1-45), нашедшей отражение, в частности, в Постановлении ФАС Московского округа от 20.12.2010 г. № КА-А40/15838-10-П.
Документ:
Постановление ФАС Московского округа от 14.10.2011 г. № А40-99747/10-4-476
Темы: Возврат (зачет) налогов  
- 27.04.2021 Скрывавшийся в Литве россиянин осужден за незаконное возмещение НДС на 85 млн рублей
- 24.03.2021 Особенности возврата излишне удержанного НДФЛ с дивидендных доходов
- 18.12.2020 Налоговая служба рассказала о порядке проведения зачета (возврата) налогов
- 10.11.2020 Возврат налога за пределами трехлетнего срока: как компания смогла доказать свое право
- 06.08.2019 Что может измениться в Налоговом кодексе осенью?
- 06.12.2018 Налоговый орган отказывает в уточнении платежа: какие действия должен совершить налогоплательщик?
- 18.12.2020 Письмо УФНС России по г. Москве от 27.10.2020 г. № 19-19/164537@
- 11.09.2020 Письмо Минфина России от 10 августа 2020 г. № 03-02-07/1/72100
- 28.08.2020 Письмо Минфина России от 10.08.2020 г. № 03-02-07/1/72100
Комментарии