Аналитика / Налогообложение / Закон о трансфертном ценообразовании: к чему стоит быть готовым
Закон о трансфертном ценообразовании: к чему стоит быть готовым
По результатам проведенного «Эрнст энд Янг» глобального исследования вопросов трансфертного ценообразования, в 2010 году каждая пятая проверка трансфертных цен в мире заканчивалась применением штрафных санкций за нарушение правил трансфертного ценообразования. Летом 2011 года революционный закон о трансфертном ценообразовании был принят и в России. Не исключено, что вскоре мы столкнемся с теми же проблемами, что и Запад
01.09.2011РБК dailyЗаконодательство о трансфертном ценообразовании существует во многих странах мира уже не первый год. В России правила эффективного налогового контроля за ценами внутри российских и международных групп компаний существовали и раньше, однако такие серьезные изменения появились впервые. Среди основных изменений, предусмотренных законом, — расширение круга взаимозависимых лиц, введение новых методов определения рыночных цен, требование о подготовке документации, обосновывающей уровень цен в контролируемых сделках, а также специальные проверки цен со стороны налоговых органов и специальные штрафные санкции за несоответствие цен рыночным.
Это значит, что к 1 января 2012 года бизнесу необходимо подготовиться к новым правилам игры. Очевидно, что закон существенным образом расширяет обязанности налогоплательщика, связанные с обоснованием его цен по внутригрупповым сделкам. Так, закон предусматривает подготовку документации по контролируемым сделкам: обоснование цен должно строиться по принципам, которые по большей части заложены в рекомендации по трансфертному ценообразованию ОЭСР. Для России такой подход во многом революционный и потребует специальных знаний и навыков со стороны как налогоплательщиков, так и налоговых органов.
Чтобы быть подготовленным к новому закону, надо действовать уже сейчас. В качестве первого шага целесообразным будет провести анализ всех внутригрупповых сделок и сформировать список тех из них, которые попадают в сферу действия закона. При этом нужно помнить, что контроль соответствия примененных цен рыночным будет осуществляться в отношении как внешнеторговых сделок, так и определенных сделок внутри России. В отдельных случаях контролироваться будут и внешнеторговые сделки с независимыми лицами.
Вторым шагом будет анализ существующих методологий ценообразования в контролируемых сделках на предмет их соответствия требованиям закона. Некоторым компаниям, возможно, придется пересмотреть применяемые принципы. Это, в свою очередь, может повлиять на перераспределение прибыли между участниками группы и, как следствие, на размер эффективной налоговой ставки. Это особенно актуально для компаний, участвующих в трансграничных сделках.
Наличие методологии, соответствующей закону, еще не означает, что она применяется компанией на деле именно так, как это предусмотрено. Для того чтобы действительно быть подготовленными к новому закону, необходимо так организовать взаимодействие внутри организации, чтобы процесс ценообразования был отлажен до мелочей, а сотрудники, участвующие в этом процессе, четко бы понимали риски, связанные с возможными отклонениями в процессе ценообразования от заданной методологии, и своевременно и грамотно управляли бы этими рисками.
Конечно, необходимо будет подумать и о ресурсах, которые понадобятся компаниям для работы в рамках нового законодательства. В частности, ресурсах трудовых. Одним из основных требований закона является подготовка документации, обосновывающей примененные компанией цены. Многие компании до сих пор с этим не сталкивались, поэтому для новой бумажной работы, возможно, потребуются и новые сотрудники.
Несмотря на то что первая документация по трансфертным ценам за 2012 год может понадобиться не ранее июня 2013 года, уже сейчас компании закладывают в контрактные взаимоотношения и бюджет на 2012 год те цены, которые, по сути, и будут формировать финансовый результат по сделкам, осуществленным в течение следующего года. Поэтому именно сейчас налогоплательщикам необходимо убедиться, что они смогут в дальнейшем обосновать эти цены и достойно встретить их проверку в налоговых органах. Ведь времени на изменения в методологиях, заложенных в основу ценообразования по сделкам на 2012 год, остается совсем немного. Те компании, которые не успеют провести подготовительную работу до 2012 года, могут, конечно, сделать это и позднее. Хорошая новость: штрафные санкции по итогам проверок цен за 2012 и 2013 годы применяться не будут, хотя, несомненно, некоторые налогоплательщики могут столкнуться с необходимостью доплатить налоги и пени.
Налогоплательщикам также необходимо готовиться к новому виду проверок со стороны налоговиков — проверкам цен. Мы ожидаем, что с момента вступления закона в силу внимание налоговых органов к внутригрупповым операциям и методологиям установления трансфертных цен повысится. Хотя количество споров по трансфертным ценам, возможно, сразу и не будет расти большими темпами, мы не исключаем, что со временем налогоплательщикам будет все труднее отстаивать свою позицию. По крайней мере для этого есть все основания: новый закон в качестве более эффективного механизма контроля цен, а также опыт, который будут приобретать налоговые органы со временем.
- 09.06.2015 ФНС России и ОЭСР обсуждают вопросы администрирования трансфертного ценообразования
- 02.12.2013 Нормы по консолидированному налогообложению необходимо доработать
- 22.11.2013 Штраф за неуведомление о совершении контролируемых сделок повысится
- 15.07.2013 Заполняем уведомление о контролируемых сделках
- 16.05.2013 Членство в ОЭСР – это «знак качества» для инвесторов
- 06.03.2013 Регулирование инвентаризационных разниц
- 08.05.2013 Проект «Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»
- 29.03.2013 Письмо ФНС России от 15.01.2013 г. № ОА-4-13/146@
- 07.12.2012 Письмо ФНС России от 26.10.2012 № ОА-4-13/18182
Комментарии