Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Новая редакция законопроекта о консолидированной группе налогоплательщиков

Новая редакция законопроекта о консолидированной группе налогоплательщиков

Юридическая фирма Goltsblat BLP сообщает, что на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации размещена новая редакция проекта федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков», ранее принятого Государственной Думой в 1-м чтении.

26.07.2011
Goltsblat BLP

Информационное письмо № 255 - 26 июля 2011 года

Данная редакция подготовлена Минфином РФ по результатам широкого обсуждения с целью ее использования для подготовки поправок к 2-му чтению законопроекта в Государственной Думе.

Основная концепция законопроекта не претерпела кардинальных изменений, принципиально модифицирован лишь подход к механизму определения общей налоговой базы по налогу на прибыль консолидированной группы. Согласно новой редакции налоговая база определяется как разница между совокупной суммой всех доходов и расходов участников группы, в то время как в предыдущей версии законопроекта из налоговой базы исключались доходы и расходы по сделкам между ее участниками. Также изъяты нормы об особом порядке исчисления амортизации консолидированной группой.

При доработке текста были внесены некоторые иные содержательные уточнения, а также технические правки. Так, скорректирован перечень требований к участникам консолидированной группы налогоплательщиков, более полно описаны состав группы и распределение прав и обязанностей между ее участниками, в том числе во взаимоотношениях с налоговыми органами.

Ключевые положения новой редакции законопроекта можно суммировать следующим образом:

1. Консолидированная группа налогоплательщиков не является юридическим лицом и образуется на основании договора о консолидации, который заключается между участниками не менее чем на два года и подлежит регистрации в налоговом органе. Такой договор регулируется законодательством о налогах и сборах, а в неурегулированной части – гражданским законодательством и может быть оспорен заинтересованными сторонами в случае его несоответствия закону (например, в отсутствие необходимых корпоративных одобрений).

2. Консолидированную группу налогоплательщиков могут образовать российские организации, удовлетворяющие следующим критериям в отношении каждого отдельного участника:

  • доля прямого или косвенного участия такого участника или любого другого участника этой консолидированной группы в отношении каждого отдельного участника группы составляет не менее 90%;
  • организация является налогоплательщиком по налогу на прибыль и не применяет освобождение от обязанностей налогоплательщика либо ставку 0% по налогу на прибыль как осуществляющая образовательную или медицинскую деятельность;
  • организация не является участником иной консолидированной группы, резидентом ОЭЗ, плательщиком налога на игорный бизнес, клиринговой организацией и не использует специальный налоговый режим;
  • организация не находится в процессе реорганизации, ликвидации либо процедуре банкротства;
  • размер чистых активов превышает размер уставного капитала;

и если совокупные показатели по всем участникам за предшествующий год соответствуют следующим значениям: 

  • 15 млрд. рублей по сумме уплаченных налога на прибыль, НДС, акцизов и НДПИ (кроме налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через границу РФ);
  • 100 млрд. рублей по выручке от продаж и прочих доходов;
  • 300 млрд. рублей по стоимости активов согласно бухгалтерской отчетности (в предыдущей редакции – 1 трлн. рублей).

3. Банки, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг могут быть участниками консолидированной группы только совместно с другими организациями, имеющими такой же статус (соответственно, банк, страховая организация и т.п.).

4. Законопроект предусматривает возможность консолидации только для целей налога на прибыль, иные налоги уплачиваются участниками самостоятельно. Также правила о консолидации не распространяются на порядок исчисления, уплаты и подачи отчетности по налогу на прибыль по ставкам, отличным от общей налоговой ставки в 20% (например, по дивидендам), а также по налогу на доходы иностранных организаций, удерживаемому у источника.

5. Законопроект не позволяет учесть для целей определения налоговой базы предконсолидационные убытки участников, однако они могут быть учтены соответствующим участником после выхода из консолидированной группы на основании общих правил Налогового кодекса РФ.

6. Распределение общей суммы налога на прибыль между участниками производится по критериям, установленным для распределения прибыли между обособленными подразделениями (численность работников (расходы на оплату труда), остаточная стоимость амортизируемого имущества). Лимиты на вычет нормируемых расходов, привязанные к показателям налогоплательщика, исчисляются по каждому соответствующему участнику отдельно (например, по рекламным, представительским расходам).

7. От имени консолидированной группы налогоплательщиков действует ответственный участник, который является уполномоченным представителем участников консолидированной группы на основании закона и исполняет права и обязанности группы как налогоплательщика, в том числе по уплате налога, подаче налоговой отчетности, взаимодействию с налоговыми органами при проведении проверок. При этом участники налоговой консолидации сохраняют право самостоятельно участвовать в процедуре проведения налоговой проверки, представлять документы в налоговые органы по их запросам, обжаловать вынесенные в отношении них решения по итогам проверок. Отдельно предусматривается, что ряд важных полномочий в отношении деятельности группы ответственный участник несет и после прекращения договора о консолидации.

8. Каждый участник консолидированной группы обязан вести налоговый учет по общим правилам налогового законодательства и предоставлять ответственному участнику необходимые сведения. За сообщение недостоверных данных или несообщение данных, приведшее к неуплате налога, устанавливается ответственность, аналогичная установленной в статье 122 Налогового кодекса РФ ответственности за неуплату налога.

9. Предусмотрен особый порядок взыскания неуплаченных сумм налога с консолидированной группы, а также приостановления операций по счетам. В случае неуплаты налогов налоговые органы могут, согласно установленной очередности, обращать взыскание на денежные средства на счетах и имущество ответственного участника, а в случае их недостаточности – на денежные средства и имущество любого из участников, которые в таком случае приобретают регрессное требование к ответственному участнику.

10. Установлены также особенности налогового контроля в отношении консолидированной группы. В частности, может проводиться только совместная выездная налоговая проверка всех участников консолидированной группы, при этом в отношении отдельного участника такая проверка может проходить параллельно с выездной проверкой по иным налогам. Предусматриваются  увеличенные вдвое по сравнению с обычной процедурой сроки проведения выездной налоговой проверки (до 1 года), сроки на представление запрошенных документов, возражений на акт проверки, а также на вступление в силу решения по итогам проверки и прочие.

11. Планируемая дата вступления закона в силу – 1 января 2012 года.

 

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться