Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / В центре внимания / Принятие новых правил трансфертного ценообразования

Принятие новых правил трансфертного ценообразования

По мнению большинства экспертов, корректировки цен, закрепленные в ст. 40 НК РФ, на сегодняшний день эффективно не применяются. Эксперты комментируют новую версию законопроекта, готового ко второму чтению

17.06.2011
Российский налоговый портал

До летних каникул депутаты обещали рассмотреть законопроект о трансфертном ценообразовании. В первом чтении он был принят более года назад – в феврале 2010 г. Из-за несогласованности позиций бизнес-сообщества и Министерства финансов, второе чтение постоянно откладывалось. В итоге в конце мая на совещании в Правительстве Минфин и РСПП пришли к компромиссу, согласовав  новую редакцию спорного законопроекта. Ради этого Минфин пошел на увеличение переходного периода. Например, со следующего года контролироваться будут сделки взаимозависимых компаний с годовым объемом более 3 млрд руб., вместо 1 млрд руб., как планировалось изначально (с 2013 г. – более 2 млрд руб., с 2014 г. – более 1 млрд руб.). О своем отношении к законопроекту о трансфертном ценообразовании Российскому налоговому порталу рассказали ведущие специалисты

Стройкова Светлана
Стройкова Светлана
17 июня 2011 г. в 13:58

PwC, Директор отдела международного налогообложения и трансфертного ценообразования

Принятие новых правил трансфертного ценообразования, которые, предполагается, разработаны на основе международных принципов, можно рассматривать как положительные изменения для многих российских, так и международных корпораций, работающих на рынке РФ. Ст. 40 НК РФ уже не отвечает тем требованиям, которые предъявляются России как активному участнику мирового рынка товаров и капитала. Ключевым преимуществом текущей версии законопроекта является наличие переходного периода, за время которого бизнес сможет приспособиться к новым правилам. Кроме того, уточняется содержание используемых в настоящее время методов с целью приведения их в соответствие с международными принципами трансфертного ценообразования. В целом, новая версия законопроекта лучше проработана и либеральнее к бизнесу: так, штраф в 40% начинает действовать только с 2014 г., ограничены сроки проверки в первые годы действия закона (например, 2012 г. налоговики смогут проверить только в 2013 г.). Кроме того, теперь компании смогут доказывать, что цена сделки рыночная, применяя любые, а не только описанные в законе методы. В то же время налоговым представителям запрещено использовать информацию о ценах других компаний, недоступную проверяемой организации. Также следует отметить, что по сравнению с действующей сейчас в налоговом кодексе ст. 40 НК РФ количество контролируемых сделок в текущей версии законопроекта даже снижается.

Наличие современного законодательства о контроле за трансфертным ценообразованием – одно из условий принятия в ОЭСР, в которую рано или поздно рассчитывает вступить РФ. Если страны-торговые партнеры устанавливают строгие правила ценообразования, в РФ должно быть нечто похожее, иначе у работающих за рубежом компаний из России может возникнуть двойное налогообложение. При этом российские компании, которые выходят на международные рынки, сталкиваются с похожей проблемой, когда пытаются применить приемлемую в России модель ценообразовании в других государствах.

Шиков Игорь
Шиков Игорь
17 июня 2011 г. в 13:59

Адвокатское Бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и Партнеры», Руководитель налоговой практики

Закон о трансфертном ценообразовании давно уже должен был быть принят. Интерес в этом есть в первую очередь у самого государства, так как в настоящее время возможности корректировки цен, закрепленные в ст. 40 НК РФ, эффективно не применяются.

С точки зрения законодательной техники абсолютно все равно, будет ли переработана ст. 40 или введена отдельная глава в первую часть Налогового кодекса. Главное - содержательная часть законодательных изменений. В зависимости от содержания можно было бы интегрировать новые положения там, где они закреплены уже сейчас, сохранив существующую структуру первой части Кодекса (например, положения о взаимозависимых лицах в Главе 3, о корректировке налоговой базы в Главе 7 и т.д.). Гораздо более важным, чем этот технический вопрос, является проблема системности. Новое законодательство о трансфертных ценах должно распространяться на любые ценовые параметры, в том числе на процентные ставки, лицензионные платежи и т.д. При этом самостоятельные положения, рассеянные по всей второй части Налогового кодекса, которые дают возможность корректировать ценовые параметры безотносительно к тому, есть ли между субъектами сделки взаимозависимость, должны быть исключены вовсе. К таким нормам относятся, прежде всего, п. 1 ст. 269 (корректировка процентной ставки для заемных средств) и ст. 280 (расчетная цена при определении налогового результата от операций с ценными бумагами). Возможности корректировки, которые предоставляют эти нормы, должны быть поглощены общими правилами о трансфертных ценах.

Билык Роман
Билык Роман
17 июня 2011 г. в 14:00

Baker & McKenzie (Москва), Юрист

Безусловно, необходимость введения отдельного раздела НК РФ, содержащего подробные правила контроля трансфертных цен для целей налогообложения давно назрела. В первую очередь, это связано с тем, что использование трансфертных цен является одним из основных инструментов налоговой оптимизации международного бизнеса. Кроме того, контроль за трансфертным ценообразованием влечет за собой целый ряд дополнительных вопросов, требующих надлежащего законодательного регулирования, включая специальные налоговые проверки, предоставление документации, обосновывающей трансфертные цены, симметричные корректировки, заключение соглашений о ценообразовании.

Новая версия законопроекта о трансфертном ценообразовании, подготовленная Министерством финансов РФ, значительно дополнена и еще более приближена к Руководству ОЭСР по трансфертному ценообразованию, являющемуся международным стандартом в этой области. Вместе с тем, последняя редакция законопроекта все еще имеет ряд серьезных недостатков. Прежде всего, в соответствии с общемировой практикой, необходимо полностью отказаться от контроля за трансфертными ценами по внутрироссийским сделкам. По мнению Минфина, такой контроль необходим для устранения возможности компаний, имеющих дочерние предприятия в разных субъектах РФ, регулировать объем выплат региональной части налога на прибыль между регионами с помощью трансфертных цен. Тем самым Минфин пытается решить проблему бюджетного регулирования с помощью правил трансфертного ценообразования. Как следствие, под контроль трансфертного ценообразования попадает большой объем операций внутри страны, что приведет к существенному усложнению правил налогообложения для большинства средних и крупных российских компаний и потребует привлечения значительных трудовых ресурсов со стороны налоговых органов. Вероятно, проблему бюджетного регулирования субъектов РФ можно было бы решить другими, менее трудоемкими способами. Например, путем распределения подлежащей уплате в региональные бюджеты прибыли взаимозависимых компаний на основе объективных критериев их деятельности в конкретном субъекте РФ (штат работников, стоимость основных средств и т.п.), аналогично правилам, действующим в отношении распределения прибыли обособленных подразделений одного юридического лица.

васин илья
22 июня 2011 г. в 16:59

тема конечно интересная и я не мог обойти ее стороной.

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться