Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Расчет пособий в 2011 году

Расчет пособий в 2011 году

Недавно Президент подписал Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. № 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон ''Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством''. Документ кардинально поменял порядок расчета пособий. Причем изменения в основном носят негативный характер как для застрахованных лиц, так и для страхователей, то есть организаций

17.03.2011
«Бухгалтерия.ru»
Автор: Е. Антипова, налоговый консультант

Во-первых, увеличен период оплаты временной нетрудоспособности работодателем. Согласно поправкам, страхователи обязаны будут оплачивать первые три дня временной нетрудоспособности. На данный момент за счет организации оплате подлежат первые два дня болезни. Остальные дни оплачиваются за счет средств ФСС (п. 1 часть 2 ст. 3 Закона № 255-ФЗ).

Во-вторых, по новым правилам указанные пособия будут исчислять исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком. При этом сумма среднего заработка не может превышать установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов (на 2011 год — 463 000 руб.).

Важно

Средний дневной заработок будет определяться так: средний заработок за расчетный период (два календарных года) нужно разделить на 730 дней. При этом, даже если сотрудник часть времени из этих двух лет не получал зарплату, находился в отпуске за свой счет, сумму выплаченных ему заработков в любом случае нужно разделить на 730.

В существующей редакции средний заработок за расчетный период (12 месяцев) делят на число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата.

Если за два предшествующих календарных года либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, один или оба года по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (часть 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ). Но только при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

Если застрахованное лицо не имело заработка в указанных двух годах, а также если сумма среднего заработка окажется меньше МРОТ (который составляет 4330 руб.), то застрахованному лицу пособия будут рассчитываться исходя из минимального размера оплаты труда.

Новшеством является также то, что, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени, средний заработок определяется пропорционально продолжительности рабочего времени сотрудника.

Однако пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет не может быть ниже минимального размера — 2060,41 рубля на первого ребенка и 4120,82 рубля на второго и последующих детей.

Кроме перечисленных изменений, в законе установили ограничение: если в течение 30 календарных дней после прекращения работы по трудовому договору работник, уволившийся из организации, обращается за пособиями по материнству (по беременности и родам, по уходу за ребенком до 1,5 лет), то выплата не может превышать 60 процентов среднего заработка. В настоящей редакции документа это ограничение распространяется только на пособие по временной нетрудоспособности.

Если больничный взял совместитель...

Исходя из новых правил если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких работодателей и за два предшествующих года также работало у них, то пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему по всем местам работы. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивает только один страхователь по выбору работника (часть 1 ст. 13 Закона № 255-ФЗ).

Если работник на момент наступления страхового случая трудится в нескольких организациях, а за два предшествующих года работал на другие фирмы, то все пособия назначаются и выплачиваются ему страхователем по одному из последних мест работы по выбору сотрудника.

Эти же правила (по выбору застрахованного лица) действуют для пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам в случае, когда сотрудник работает у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах работал как у этих, так и у других страхователей.

Больничные и простой

Закон № 255-ФЗ дополнен нормой, согласно которой пособие по временной нетрудоспособности не назначается в период простоя. Правда, одно исключение есть. Те сотрудники, у которых временная нетрудоспособность наступила до простоя и продолжается во время него, имеют право претендовать на пособие в том же размере, в каком сохраняется за это время заработная плата. Но при этом сумма не может быть выше размера пособия по временной нетрудоспособности, которое работник получал бы по общим правилам (часть 7 ст. 7, п. 5 ст. 9 Закона № 255-ФЗ, в ред. Закона № 343-ФЗ).

Справка о сумме заработка за два календарных года

В связи с изменениями в порядке определения расчетного периода работодателей обязали выдавать застрахованному лицу в день прекращения работы или по письменному заявлению сотрудника после прекращения работы справку о сумме заработка за два календарных года, предшествующих году прекращения работы или году обращения за ней. Бывшему работнику документ необходимо будет выдать не позднее трех рабочих дней со дня подачи им заявления.

В справке должны быть указаны данные о сумме заработка за последние два года и текущий календарный год. Причем речь идет о тех суммах, на которые были начислены страховые взносы.

Важно

Форма и порядок выдачи справки должны быть утверждены Минздравсоцразвития. Бухгалтерам стоит подготовиться к тому, что к ним за этим документом обратятся сотрудники, которые уволились в 2009 и 2010 годах.

В свою очередь работники, которые обращаются за пособием, обязаны будут представить не только больничный лист, но и указанную справку от бывших работодателей.

Отдельно оговорены случаи, когда застрахованное лицо не имеет возможности представить справку: например, организация ликвидирована.

Тогда по заявлению работника работодатель должен направить запрос в территориальный орган Пенсионного фонда о представлении сведений о заработной плате застрахованного лица у соответствующего страхователя на основании сведений персонифицированного учета. Формы заявления и запроса, а также порядок получения сведений будут утверждены Минздравсоцразвития.

При отсутствии у сотрудника на день обращения за пособиями справки о сумме заработка выплата будет рассчитываться исходя из сведений и документов, имеющихся у работодателя или страховщика. После того как справка будет представлена, пособие подлежит перерасчету за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих дню представления указанного документа.

Правила оплаты «переходящих» пособий

Как уже было сказано, работодателей обязали выдавать в 2011 году справки бывшим работникам за 2009 — 2010 годы. При этом установлены определенные правила для расчета среднего заработка, который нужно будет указывать в документе.

Так как Закон № 212-ФЗ вступил в силу с 2010 года, база по страховым взносам в ФСС определяется по правилам этого закона только начиная с указанного периода. Поэтому у организаций на общей системе налогообложения могут возникнуть сложности при определении суммы среднего заработка за 2009 год. Компаниям на спецрежимах придется еще сложнее. У них возникнут вопросы по суммам за два года – 2009 — 2010.

Для того чтобы разрешить потенциальные сложности, Закон № 343-ФЗ предусмотрел специальные правила. Во-первых, за период до 1 января 2010 года, а для лиц, которые трудятся у страхователей, применяющих спецрежимы, — за период до 1 января 2011 года, в средний заработок для исчисления пособий нужно будет включать все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начисляются страховые взносы в ФСС согласно Закону № 212-ФЗ. При этом средний заработок ограничен предельной величиной базы для страховых взносов, установленной на 2010 год (415 000 руб.).

Во-вторых, прописан порядок выплаты «переходящих» пособий, то есть по тем страховым случаям, которые наступили в 2010 году и продолжатся в 2011 году. Такие пособия подлежат пересчету. По результатам перерасчета нужно сравнить две суммы. Если пособие, рассчитанное по новым правилам, окажется больше, то нужно выплачивать его. В обратном случае — продолжать выплачивать работнику сумму, определенную по прежним правилам.

Взносы на травматизм

Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. № 348-ФЗ уточняет объект начисления взносов на травматизм, а также перечень сумм, которые такими взносами не облагаются.

Теперь объектом обложения взносами на травматизм признаются выплаты и иные вознаграждения, перечисляемые работодателем в пользу застрахованных лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров (ст. 20.1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ). Получается, что объект для начисления взносов на травматизм будет аналогичен объекту для начисления взносов, предусмотренных Законом № 212-ФЗ.

Выплаты, которые не включаются в базу для начисления взносов, практически идентичны с аналогичным списком, приведенным в статье 9 Закона № 212-ФЗ (ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ).

Разместить:
Vera
20 марта 2011 г. в 15:56

Ну сделали бы 5 лет, пусть бухгалтера надрываются. Видимо по-мнению чиновников расчет был таким простым и бухгалтера скучали на работе. Нет слов, одни эмоции....

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться