Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Решаем спор по-новому: процедура медиации

Решаем спор по-новому: процедура медиации

Привычное дело: в случае возникновения спора, например, между контрагентами, попытаться урегулировать его посредством обмена взаимными требованиями, претензиями, пояснениями. Затем долгими месяцами (иногда годами) вести тяжбу в суде общей юрисдикции либо арбитражном суде, в том числе если у фирмы нет средств на рассмотрение спора в третейском суде или спор не в его компетенции. Процедура медиации отчасти позволяет облегчить бремя хозяйственных и коммерческих споров

27.10.2010
«Практическая бухгалтерия»
Автор: В. Бельковец, ведущий эксперт по правовым вопросам

Процедура медиации – это новация в российском законодательстве. Ей посвящен Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее – Закон о медиации). Он уже принят, но начнет действовать с 1 января 2011 года. Более того: положения этого закона затрагивают ряд других основополагающих нормативных документов, о которых будет сказано по ходу статьи.

Медиация и ее корни

Большой толковый словарь говорит, что медиация (от лат. mediаtio — посредничество, середина) – это посредничество в споре между людьми, государствами и т. п.; форма внесудебного разрешения споров с помощью третьей нейтральной, беспристрастной стороны − медиатора (посредника).
Легальное определение дано в статье 2 Закона о медиации: это способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения (т. е. решения, которое устроит обе стороны).
Термин «медиация» − новый для российского законодательства. Между тем механизмы, аналогичные медиации, существуют и используются давно. Так, еще до 1917 года в России широко было принято участие посредников в разрешении споров среди купечества и промышленников. Во времена СССР применялись досудебные процедуры урегулирования в семейных делах, коммерческих и трудовых спорах.
Следует отметить, что еще в 2006 году при Торгово-промышленной палате России образована коллегия посредников по проведению примирительных процедур. Поэтому фактически медиация существует и применяется в современной России не один год.
Более того: с 2008 года среди арбитражных судов Уральского федерального округа принята к реализации Концепция правового эксперимента по внедрению примирительных процедур (письмо № 5/общ-683 от 9 апреля 2008 г. и письмо № ВАС-СО1/УЗ-841 от 2 июня 2008 г.). Она действует до конца 2011 года.
По сути, медиатор при урегулировании конфликта не выносит решений. Он содействует сторонам в разрешении спора, основываясь на здравом смысле, знаниях в области психологии, конфликтологии и др. В процедуре медиации законы почти не используются. Медиатор только ориентируется на них, как бы предвосхищая наиболее оптимальный для сторон итог.

Независимый посредник

Медиатор – это независимое физическое лицо, которое стороны привлекают в качестве посредника в урегулировании конфликта для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.
Независимость медиатора проявляется прежде всего в том, что он не вправе:
– представлять интересы любой стороны;
– оказывать сторонам юридическую, консультационную или иную помощь;
– осуществлять свою деятельность, если лично (прямо или косвенно) заинтересован в исходе, в том числе состоит с лицом, являющимся одной из сторон, в родственных отношениях;
– делать без согласия сторон публичные заявления по существу спора.
Медиатор не должен ставить своими действиями какую-либо из сторон в преимущественное положение, умалять права и законные интересы одной из сторон. Он также не вправе вносить предложения об урегулировании спора (хотя стороны могут договориться о предоставлении ему такого полномочия).
Это не все требования к медиаторам. Дополнительные требования могут быть предусмотрены в соглашении сторон или в правилах проведения самой процедуры, утвержденных специализированной организацией.
Закон о медиации провозглашает, что медиаторы–физические лица могут оказывать свои услуги на платной и бесплатной основе, а соответствующие специализированные организации – только на платной.
Таким образом, для кого-то медиация − это профессия, род занятий. Такие лица должны пройти специальный курс обучения и могут быть членами своей саморегулируемой организации. Правительство РФ пока не утвердило программу (государственный стандарт) подготовки медиаторов, но активно готовит ее. Пока образовательный стандарт не принят, некоторые образовательные центры уже проводят аккредитацию будущих профессиональных медиаторов и выдают им соответствующие сертификаты. В связи с этим не совсем ясно, насколько будут законны полномочия таких медиаторов после принятия государственной программы подготовки. Безусловно, при рассмотрении спора в сфере коммерции и финансово-хозяйственной деятельности предпочтительнее обращение к медиатору-профессионалу.
Медиацией активно заинтересовался нотариат. По просьбе практикующих нотариусов учеными ведущего уральского юридического вуза в марте 2009 года была разработана специальная программа повышения профессиональной квалификации «Медиация в нотариальной деятельности». В апреле 2009 года правление Федеральной нотариальной палаты одобрило программу и рекомендовало ее для повышения профессиональной квалификации нотариусов. Не отстает от нотариусов и Высший Арбитражный Суд РФ: им уже подготовлен проект закона о судебной медиации. А Федеральная палата адвокатов с 2010 года включила в программу обучения адвокатов курс медиации.
Имейте в виду: в любом случае деятельность медиатора не признается предпринимательской деятельностью. При отсутствии особых указаний в федеральных законах государственные должностные лица, государственные и муниципальные служащие не могут быть медиаторами (ст. 15 Закона о медиации).
Для урегулирования спора стороны вправе выбрать одного или нескольких медиаторов.  Главное – чтобы кандидатура устраивала обе стороны. Если рассмотрение спора уже начато в суде, в качестве медиатора можно выбрать только профессионала.

К СВЕДЕНИЮ
Процедуру медиации можно применить при возникновении спора как до обращения в суд или третейский суд, так и после начала судебного разбирательства, в том числе по предложению судьи (часть 2 ст. 7 Закона о медиации).

Области применения

Прибегнуть к процедуре медиации можно по следующим категориям споров:
– споры из гражданских правоотношений (предпринимательская, иная экономическая деятельность и др.);
– споры из трудовых правоотношений;
– споры из семейных правоотношений;
– споры из иных правоотношений (если прямо предусмотрено в федеральных законах).
Конкретного перечня споров, к которым возможно применить процедуру медиации, нет и, скорее всего, не будет. Положения о сфере применения медиации сформулированы примерно так же, как компетенция третейских судов. Если провести аналогию со сложившейся практикой рассмотрения споров третейскими судами, можно сделать вывод, что в будущем наверняка не избежать спорных ситуаций, как то: медиатор (третейский судья) рассмотрел спор, хотя не имел на это полномочий.
Таким образом, медиаторы имеют право рассматривать только так называемые частноправовые споры (в которых стороной не может выступать орган публичной власти и которые по общему правилу не относятся к сфере административных, налоговых и иных публичных правоотношений).
В Законе о медиации закреплено, что к процедуре нельзя прибегнуть в случае:
– коллективного трудового спора;
– спора, возникшего из вышеперечисленных отношений, если он затрагивает или может затронуть права третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, либо публичные интересы.
Имейте в виду: если спор уже рассматривает суд общей юрисдикции или арбитражный суд, это не ограничивает право сторон воспользоваться медиацией.
Одна из задач судьи (в том числе третейского) – содействие примирению сторон. Меры, которые принимает судья во исполнение этой задачи, во многом схожи, но не подменяют медиацию (если иное прямо не указано в федеральном законе).
При подготовке дела к судебному разбирательству судья обязан разъяснить сторонам, помимо прочего, их право обратиться на любой стадии арбитражного процесса в целях урегулирования спора за содействием к посреднику, в том числе к медиатору, а также о вытекающих из этого последствиях (ст. 135 АПК РФ и ст. 150 ГПК РФ).
Например, специалисты Арбитражного суда Свердловской области прошли медиативные тренинги, а на сайте этого суда появился подраздел о примирительных процедурах со списками аккредитованных медиаторов (в том числе имеющих международный сертификат). Во исполнение функции суда по содействию примирению сторон теперь вместе с определением о принятии дела к производству стороны спора получают уведомление о преимуществах мировых соглашений.

Спор «повис в воздухе»

Суд общей юрисдикции

Принятие Закона о медиации затронуло некоторые другие законы, в том числе Гражданский процессуальный кодекс. Дополнена статья 202, которая устанавливает основания, по которым течение срока исковой давности подлежит приостановлению.
Общий срок исковой давности составляет три года (ст. 196 ГПК РФ). В течение него вы имеете право обратиться с иском с целью защиты своего нарушенного права. Иногда указанный срок приостанавливается (например, в случае чрезвычайных ситуаций, военного положения, приостановки действия закона). С 1 января 2011 года заключение сторонами письменного соглашения о проведении медиации тоже приостанавливает течение срока исковой давности. Тем самым стороны делают попытку урегулировать спор, но не факт, что медиация приведет к исходу, который устроит обе стороны.
Суд может отложить разбирательство дела на срок до 60 дней, если стороны примут решение о проведении медиации и подадут соответствующие ходатайства.

Арбитражный суд

Аналогичная норма содержится в части 2 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса. Суд откладывает судебное разбирательство, если получит от обеих сторон ходатайство об обращении за содействием к медиатору в целях разрешения спора. В этом случае медиация может длиться максимум 60 дней, это предельный срок, на который арбитры могут отложить разбирательство. Следует отметить, что указанный срок увеличен в два раза по сравнению с общим сроком отложения. Если процедура медиации не даст результатов, разбирательство в суде будет продолжено с того момента, с которого оно было отложено.

Третейский суд

С третейскими судами ситуация иная: если договор содержит медиативную оговорку, то спор ни при каких условиях нельзя передать на разрешение третейскому суду (до тех пор пока не истечет срок, оговоренный для проведения медиации). Если такой оговорки нет, то обратиться к медиации можно на любой стадии третейского разбирательства (ст. 6.1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации»).
Стороны должны представить суду соглашение о проведении процедуры медиации, заключенное в письменной форме. На его основании судья вынесет определение об отложении разбирательства. В данном случае закон не ограничивает продолжительность процедуры медиации. Негосударственный суд может себе это позволить. Впоследствии судья может утвердить в качестве мирового соглашения тот итог, к которому придут стороны после медиации.

ЭТО ВАЖНО
Процедура медиации не должна занять у сторон более 180 дней. Если спор уже рассматривает суд – не более 60 дней (ст. 13 Закона о медиации).

Тайна медиатора

Помимо адвокатской, аудиторской, коммерческой тайны и т. п., отныне можно вести речь и о медиативной тайне. При рассмотрении спора в арбитражном суде или суде общей юрисдикции медиатор, который содействовал сторонам в урегулировании спора, не может быть допрошен в качестве свидетеля (п. 1 части 3 ст. 69 ГПК РФ и часть 5.1 ст. 56 АПК РФ). Поэтому ему можно доверить самые конфиденциальные сведения о финансово-хозяйственной деятельности, если они могут помочь разрешить конфликт. Это прямо закреплено в статье 5 Закона о медиации. Однако при наличии согласия обеих сторон медиатор вправе нарушить свою профессиональную тайну.
Закон также запрещает истребовать от медиатора и от организации, обеспечивающей проведение медиации, информацию, которой они располагают в связи с проведенными процедурами. Исключения из этого правила могут быть предусмотрены только федеральными законами или договоренностью между сторонами.
Соблюдать режим конфиденциальности информации, связанной с медиацией, обязан не только сам посредник, но и стороны. Так, стороны и иные присутствовавшие при процедуре медиации не вправе в любом судебном разбирательстве ссылаться:
а) на предложения одной из сторон применить медиацию и готовность стороны к участию в ней;
б) на мнения или предложения, высказанные одной из сторон по поводу возможности урегулировать спор;
в) на признания, сделанные одной из сторон;
г) на готовность одной из сторон принять предложение об урегулировании спора.
Вышеперечисленные сведения не будут иметь для суда юридической силы, и решение по спору должно быть вынесено без их учета. Но в Законе о медиации есть оговорка: если нет договоренности сторон об обратном. В этом случае суд прислушается к ссылкам на медиацию.

С налоговой фокус не пройдет

Не получится применить процедуру медиации в случае, если возник спор с налоговиками. Во-первых, уплата налогов – это публичные правоотношения. Во-вторых, привлечь для разрешения спора посредника невозможно, так как необходимо, чтобы налоговики заключили посредническое соглашение о медиации и тем самым стали стороной в споре. Статья 31 Налогового кодекса «Права налоговых органов» не предоставляет им такого полномочия. Поэтому придется, как и раньше, обращаться в вышестоящий налоговый орган и суд.

«Мировое» или сделка

Если стороны пришли к общему знаменателю, процедура медиации заканчивается подписанием медиативного соглашения. При согласии обеих сторон документ можно заверить нотариально.
В зависимости от порядка принятия соглашения есть существенные различия в дальнейшем правовом режиме. Если медиативное соглашение достигнуто сторонами уже после передачи спора на рассмотрение суда, оно может быть утверждено судом как мировое соглашение в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом, Арбитражным процессуальным кодексом, законодательством о третейских судах, законодательством о международном коммерческом арбитраже. Соответственно на него распространяют действие нормы, применяемые к мировым соглашениям. Такой документ приобретает силу исполнительного листа.
Если медиативное соглашение по возникшему из гражданских правоотношений спору достигнуто сторонами без передачи спора на рассмотрение суда (в том числе третейского), то к соглашению применяются нормы Гражданского кодекса. В этом случае медиативное соглашение приравнивается к гражданско-правовой сделке (договору), направленной на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон. К такой сделке могут применяться правила гражданского законодательства о возмещении вреда, а также о прекращении обязательства отступным (ст. 409 ГК РФ), новацией (ст. 414 ГК РФ), прощением долга (ст. 415 ГК РФ), зачетом встречного однородного требования (ст. 410 ГК РФ).
При отказе исполнить или ненадлежащем исполнении одной из сторон условий медиативного соглашения другая сторона вправе защищать свои нарушенные права способами, которые ей предоставляет Гражданский кодекс (ст. 12). Вот некоторые из них:
– восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
– требовать признать соглашение недействительным (ничтожным);
– самозащита права;
– присуждение исполнить обязанность в натуре;
– возмещение убытков;
– взыскание неустойки;
– компенсация морального вреда;
– прекращение или изменение правоотношения.
По общему правилу расходы на примирительные процедуры стороны несут поровну, если не договорятся об ином.

К СВЕДЕНИЮ
Урегулировать конфликт посредством медиации логичнее всего, когда:
− стороны не заинтересованы в публичном рассмотрении спора;
− стороны не хотят, чтобы их спор рассматривал суд (слишком велики сроки рассмотрения спора, большой размер государственной пошлины и других судебных издержек);
− судебное решение по спору наверняка будет обжаловано;
− спор затрагивает деликатные вопросы;
− судебное разбирательство спора для сторон бесперспективно;
− в будущем стороны хотят иметь (сохранить) тесные деловые (личные) отношения.

Выбирая из двух зол

Не секрет, что принятие Закона о медиации инициировано прежде всего крупными юридическими и консалтинговыми компаниями. Зарубежный опыт медиации они намерены внедрить в российскую действительность. Остается открытым вопрос, насколько этот опыт окажется удачным.
В западных странах судебные тяжбы требуют много времени и денег. Поэтому принято обращаться к нейтральным посредникам − это дешевле и эффективнее. Вдобавок законодательство многих стран позволяет с помощью медиации решать налоговые и административные споры. В российском законе содержится прямой запрет на этот счет.
Успех медиации в России зависит главным образом от соотнесения затрат на процедуру медиации (оплату услуг медиатора) с величиной аналогичных судебных издержек. На сегодня примерные расценки профессиональных медиаторов известны лишь приблизительно. Порядок цифр следующий: от 5000 рублей за час либо ежедневная сумма гонорара. При не сложных конфликтах начальная цена может равняться примерно  1000−2000 рублей за час.
Вообще стоимость процедуры медиации зависит от квалификации медиатора, сложности спорного вопроса и продолжительности самой процедуры.

В ожидании лучшего

Государство возлагает большие надежды на новую примирительную процедуру. В распоряжении Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 2043-р «Об утверждении Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года» сказано, что необходимо оказать поддержку внесудебным формам разрешения конфликтов. К преимуществам медиации следует отнести конфиденциальность, оперативность рассмотрения спора и невысокие затраты, а также отсутствие необходимости принудительного исполнения решения, так как в ходе примирительных процедур стороны сами вырабатывают удовлетворяющее их решение и поэтому заинтересованы в его исполнении. В названном документе также высказано следующее пожелание: «По мере развития механизмов и институтов медиации следует рассмотреть целесообразность введения обязательного досудебного этапа использования медиации при возникновении отдельных наиболее сложных категорий корпоративных споров в области эмиссии ценных бумаг, раздела активов, слияний и поглощений, и иных...».
Не лишним будет добавить, что медиация скорее всего позволит разгрузить суды. Между тем многие специалисты скептически относятся к будущим успехам новой примирительной процедуры, и в том числе к «невысоким затратам» на ее проведение, как сказано в вышеназванном документе Правительства РФ.

Разместить:
Козлобродов
29 октября 2010 г. в 7:00

Соловьиные трели о необходимости и пользе медиации, конечно, ласкают ухо, но...

Одно остаётся под вопросом: что именно должен и сможет медиатор сделать такого, чего стороны не могут сделать без него ?

Я ещё могу понять, если в роли медиатора выступит Господь Бог, который силой своего совершенства прольёт на грешных спорщиков такой поток своей благодати, что они (спорщики) тут же прозреют и узрят, что есть Истина, сразу же осознают, кто из них в чём прав, а в чём не прав.

Но, как представляется, в роли медиаторов будут выступать всё те же обычные юристы, которых мы имеем сегодня с их образованием на шпаргалках, с их кругозором на уровне пары-тройки бульварных изданий, с их жаждой любой ценой "слупить" с клиента бабло.

А вы, друзья, как не зовитесь, всё в мудрецы-то не годитесь.

Это как с нашей доблестной милицией, которую теперь будут именовать полиция.

Хоть медиаторами назовите, а в голове-то и в сердце та же пустота и та же этика уличного гопья.

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться