
Аналитика / Налогообложение / Налог на банки выгоден России, но угрожает стабильности
Налог на банки выгоден России, но угрожает стабильности
Тема налога на банки стала одним из ключевых вопросов на саммите «Группы двадцати»: именно по данному вопросу обнаружились, быть может, наиболее явные противоречия между странами
29.06.2010газета "Ведомости"По инициативе ряда развитых стран, прежде всего Великобритании, Германии и Франции, обсуждалась возможность введения глобального налога на банки, призванного компенсировать средства потраченные на поддержку данного сектора в период кризиса. Итогом обсуждений стало решение о том, что каждая из стран будет сама решать вводить налог на банковский сектор или нет. Против решения о введении налога высказались Китай, Канада, Швейцария и Россия.
Прежде всего следует отметить, что такой исход был неизбежен: в условиях низкой координации финансовой политики на международном уровне и слабости глобальных институтов такого рода меры могут привести к попыткам одной группы стран воспользоваться увеличением налогов в других странах для того, чтобы перетянуть в свою пользу потоки капитала. В этих условиях «регуляторный арбитраж» сыграет на руку таким странам, как Россия, которые стремятся создать фундамент для формирования нового финансового центра. В какой-то степени решение не вводить банковский налог станет дополнительным конкурентным преимуществом для России наряду с низкой ставкой подоходного налога, а также отсутствием ограничений на потоки капитала: Россия является единственной страной среди группы БРИК, где нет ограничений на потоки капитала.
В более общем плане рост налогов неизбежно приводит к подрыву налогооблагаемой базы и негативному воздействию на экономическую активность. Такого рода меры, применяемые в глобальном масштабе, могут привести к затягиванию процесса выхода мировой экономики из кризиса, в худшем случае наряду с ухудшением проблемы суверенной задолженности реализация такого рода мер может породить новые витки нестабильности на мировых финансовых рынках. Рост налогообложения банков приведёт к росту затрат и удорожанию кредитов — в условиях, когда многие страны предпринимают усилия по активизации кредитования экономики, такого рода меры могут обернуться значительными потерями в темпах восстановления роста инвестиций и потребления.
Наконец, существует и более фундаментальный вопрос о взаимоотношении государства и рынка. Во многих странах ответом на кризис стал рост роли государства, прежде всего за счет увеличения государственных расходов. Решение проблем финансовых дисбалансов за счет роста налогообложения только усугубляет эту проблему.
Основной упор в настоящее время должен делаться на изъятие бюджетного стимула за счет планомерного и последовательного (в том числе с точки зрения координации с денежно-кредитной политикой) сокращения бюджетных расходов. Заявление «Группы двадцати» относительно сокращения государственных расходов и бюджетных дефицитов пока не вселяет полной уверенности: ранее соответствующие заявления стран двадцатки относительно необходимости борьбы с протекционизмом не помешали целому ряду стран ввести торговые ограничения в разгар кризиса.
Мнения экспертов банков и инвесткомпаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Темы: Налоговое право  
- 15.02.2021 Ставропольский предприниматель попался на неуплате 23 млн рублей налогов
- 13.12.2016 Изменения в налогообложении и уплате страховых взносов с 1 января 2017 года: приглашаем на бесплатный вебинар
- 19.09.2013 Общая величина налоговых льгот в России за 2012 г. составила 5,5 трлн руб
- 05.09.2013 Не храните тайны в банках
- 27.08.2013 Налог на недвижимость: зачем он нужен и чьи интересы затронет
- 16.08.2013 Изменения в НДС, банковских правилах и расширение полномочий налоговиков
Комментарии