Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Письма / Письмо Минфина РФ от 22 июня 2009 г. N 03-05-06-01/23

Письмо Минфина РФ от 22 июня 2009 г. N 03-05-06-01/23

Вопрос: Каков порядок налогообложения налогом на имущество физических лиц в 2008 г. имущества, находящегося в общей собственности? 04.07.2009Российский налоговый портал

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 22 июня 2009 г. N 03-05-06-01/23

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо об уплате налога на имущество физических лиц и сообщается следующее.

Согласно п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон) налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом, если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе.

В случае если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства.

Таким образом, по общему правилу обязанность по уплате налога на имущество физических лиц возникает у каждого собственника имущества.

Объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения (ст. 2 Закона).

В соответствии с п. 1 ст. 3 и п. 2 ст. 5 Закона, а также принимая во внимание, что Законом не предусмотрены в качестве объекта налогообложения доли в праве собственности на имущество, в качестве стоимостного показателя, установленного для расчета налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, определена инвентаризационная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (Определение Конституционного Суда РФ от 24.11.2005 N 493-О). В связи с этим ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются применительно к инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, указанных в ст. 2 Закона.

Таким образом, сумма налога на имущество физических лиц в отношении имущества, находящегося в общей долевой собственности или общей совместной собственности нескольких физических лиц, должна исчисляться налоговыми органами исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения и налоговой ставки, соответствующей инвентаризационной стоимости объекта.

На основании п. 2 ст. 5 Закона за строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налог уплачивается каждым собственником соразмерно его доле в этих строениях, помещениях и сооружениях. В связи с этим исчисленная налоговым органом сумма налога на имущество физических лиц, подлежащая уплате налогоплательщиком на основании налогового уведомления, определяется пропорционально доле налогоплательщика в имуществе, находящемся в общей долевой собственности.

Учитывая названные положения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Минфин России дал разъяснение ФНС России о порядке исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц в отношении имущества, находящегося в общей долевой и (или) общей совместной собственности нескольких физических лиц (Письмо от 21.04.2008 N 03-05-04-02/19).

Вместе с тем отмечаем, что предоставляемые в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не являются нормативными правовыми актами, а имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

22.06.2009

Разместить:
Григорий
18 августа 2009 г. в 21:52

Это бездарная тупость с одной стороны, и великолепная возможность вылесть на верх чиновнику выкопшему этот недочет в законе. Чем ближе государство к кражу, тем больше у него законов. И таких глупых писем Минфина не ожидал, хотя денег у них не хватает , когда и пить пиво ... не с кем ... увидим далее. Все должно вернуться на круги своя!

Кому то , что то не хватает и хочет выделиться из массы умных людей и это ему не совсем получится, буду судится. призываю к не согласию к ничовнечьему безприделу.

Виктор
5 сентября 2009 г. в 20:20

Думаю никакие убеждения и призывы к скромному образу жизни так не подействуют, как хорошие (большие) налоги. Скромней надо быть, а хотите шикануть есть отпуск и есть заграница.

Елена
7 сентября 2009 г. в 8:46

Минфин вводит налогоплательщиков в заблуждение, откровенным образом, не стесняясь изменяет законодательные акты на своё усмотрение.Если внимательно почитать текст "Определения Конституционного Суда от 24 ноября 2005 г. N 493-О", то там стоимостной показатель, избранный для расчета налоговой базы налога на имущество физических лиц - это инвентаризационная стоимость облагаемого имущества.А в Письме Минфина нам настойчиво указывают, что стоимостной показатель, избранный для расчета налоговой базы налога на имущество физических лиц - это инвентаризационная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Как вам такая свободная интерпретация Определения КС РФ?

РАЗГУЛИН
7 сентября 2009 г. в 11:16

www.nalogam-net.org

Елена
7 сентября 2009 г. в 11:34

РАЗГУЛИН - это тот, кто подписывает Письма Минфина? если "да", то почему комментарии не оставили?

РАЗГУЛИН
7 сентября 2009 г. в 15:47

Зачем? Суд все скажет.

Юрий
13 сентября 2009 г. в 19:29

Так мы должны жить по закону или по письмам минфина? И на каком основании владелец доли собственности должен платить в 10 раз больший налог чем человек имеющий всю собственность такой же стоимости, а как же многодетные? или минфин об этом задумается когда народ полностью вымрет?!

Елена
13 сентября 2009 г. в 19:55

Мы должны жить по закону. Пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации установлено, что издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается. А письма Минфина - это попытка "ободрать" налогоплательщиков.

Марина
14 сентября 2009 г. в 0:19

Да, в письмах Минфина действительно что-то не доработано. У меня одни вопросы. Имею в собственности по 1/4 доли от двух квартир инвентаризационной стоимостью 150 и 250 тыс. руб. Установили ставку налога 0,3%. Хотя моя сестра при тех же условиях заплатит по ставке 0,1%, так как у неё объекты находятся в разных районах, а у меня в одном.

Ну, товарищи законодатели, это уж слишком! Надо совершенствовать формулу расчета! Почему государство, рассчитывая получить с каждого объекта налог по ставке 0,1 (инвентаризационная стоимость каждого объекта менее 300 тыс. руб.), получит больший налог? Где справедливость и равенство всех перед законом?

Геннадий
18 сентября 2009 г. в 11:36

Как добавление.При расчете налоговой базы БТИ не учитывает износ имущества,например строений.Причем нагло это игнорируют.Это в г.Старая Русса Новгородской области.Износ старого дома резко снижает стоимость строения и БТИ давая базу в налоговую инспекцию обязана это делать это законное требование владельцев имущества.

Елена
19 сентября 2009 г. в 19:20

Марине. По сути у Вас должен быть налог по ставке 0,1. Если Вы не подадите в суд, пропустите срок в 3 месяца на судебное обжалование действий налоговых органов. Будут ли они пересчитывать эту сумму, вопрос, т.к. Законопроект о внесении изменений в Закон от 1991 г. рассматривается , но ...?

Владимир
16 февраля 2011 г. в 14:04

Доля в общей долевой собственности до 2009 года налогом не должна облагаться, т.к. законом объектом налогообложения доля вообще не предусмотрена была. Перерасчет задним числом не предусмотрен. Закон обратной силы не имеет. Налог будет исчисляться на правоотношения возникшие с 1 января 2009 года, а на правоотношения возникшие до 2009 года, налог начисляться не должен. Кроме того все письма МИНФИНА носят исключительно рекомендательный характер, т.к. противоречат действующему законодательству. В соответствии с основными началами законодательства о налогах и сборах, установленными Налоговым кодексом РФ «акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить» (ст. 3, п. 6). При этом введена норма, в соответствии с которой «все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)» (ст. 3, п. 7).

Кроме того согласно ст. 78 «Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа» Налового кодекса РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. (Приказ ФНС РФ от 25.12.2008г. №ММ-3-1/683@ (в редакции от 23/09/2009г.)

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.

Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

Согласно п. 2 статьи 5 НК РФ законодательные акты обратной силы не имеют. Кроме того существует ст. 32 НК РФ, согласно которой налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах. В статье написано ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, а письма МИНФИНА носят рекомендательный, разъяснительный характер.

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок