
Законодательство / Письма / Письмо Минфина РФ от 11 июля 2008 года N 03-04-05-01/233
Письмо Минфина РФ от 11 июля 2008 года N 03-04-05-01/233
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 июля 2008 года N 03-04-05-01/233
Вопрос:
В 2007 году мною реализованы по договору купли-продажи акции "Газпром". Реализованные ценные бумаги были приобретены на Межрегиональном всероссийском специализированном чековом аукционе по продаже акций РАО "Газпром", проходившем с 25.04.94 по 30.06.94. Протокол заседания комиссии по подведению итогов аукциона, на основании которого сформированы списки акционеров РАО "Газпром", утвержден РФФИ 22.09.94.
Курс аукциона (количество акций на один приватизационный чек) не был единым для всех регионов и составил в Москве - 50, в Московской области - 700, в Республике Марий Эл - 5900, в Алтайском крае - 16 и т.д. В Свердловской области курс аукциона составил 2200 акций номинальной стоимостью 10 рублей каждая на один приватизационный чек. Стоимость продажи акций в денежном выражении не определялась.
Пунктом 3 ст.214_1 Налогового кодекса РФ предусмотрено определение доходов от операций купли-продажи ценных бумаг, как разницы между суммами доходов, полученных от реализации ценных бумаг, и документально подтвержденными расходами на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг, фактически произведенными налогоплательщиком.
Согласно разъяснениям Минфина России в случае реализации ценных бумаг, полученных в обмен на приватизационные чеки (ваучеры), в качестве расходов на приобретение указанных ценных бумаг может рассматриваться их рыночная стоимость на момент обмена на приватизационные чеки. Письма Минфина России от 26 марта 2008 года N 03-04-05-01/81, от 27 февраля 2008 года N 03-04-05-01/34, от 28 декабря 2007 года N 03-04-05-01/42.
Реализованные акции в момент приобретения не обращались на организованном рынке ценных бумаг. Информация о рыночной стоимости и биржевых котировках акций РАО "Газпром" в период проведения чекового аукциона в официальных источниках отсутствует. В ОАО "Газпром" такими сведениями также не располагают.
С учетом вышеизложенного прошу разъяснить:
1. Какой метод оценки стоимости, предусмотренный законодательством Российской Федерации, должен использоваться в данной ситуации?
2. Правомерно ли использовать метод цены последующей реализации согласно п.10 ст.40 НК РФ?
3. Может ли в качестве рыночной стоимости приниматься расчетная цена акции, определенная с использованием стоимости чистых активов эмитента на 30 июня 1994 года?
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросу исчисления и уплаты налога с доходов, полученных от операций с ценными бумагами и в соответствии со статьей 34_2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги или фондовые индексы, рассчитываемые организаторами торговли на рынке ценных бумаг, установлены статьей 214_1 Кодекса.
Пунктом 3 статьи 214_1 Кодекса предусмотрено определение доходов от операций купли-продажи ценных бумаг как разницы между суммами доходов, полученных от реализации ценных бумаг, и документально подтвержденными расходами на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг, фактически произведенными налогоплательщиком.
В случае реализации акций, приобретенных за приватизационные чеки (ваучеры), расходы на приобретение указанных акций определяются исходя из их рыночной стоимости на дату продажи за ваучеры.
При отсутствии рыночной стоимости акций приватизируемых предприятий расходы на их приобретение могут определяться исходя из номинальной стоимости ваучеров, переданных за эти акции, либо исходя из цены ваучеров, согласованной сторонами договора о продажи акций за приватизационные чеки.
Таким образом, сумма дохода, полученного от продажи (реализации) акций, приобретенных за ваучеры, может быть уменьшена на сумму их рыночной стоимости на момент продажи за ваучеры либо на сумму, исчисляемую исходя из количества ваучеров, переданных в обмен на акции, и их номинальной (договорной) стоимости, а также на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с хранением и реализацией указанных ценных бумаг.
Заместитель директора
Департамента
С.В.Разгулин
Комментарии
В 2007 году я продал акции "Газпрома", приобретенные в 1994 за ваучеры.
В 2008 мне пришлось заплатить налог в сумме 359060 рублей. Вот она - трогательная забота "ЕР" и лично непотапляемого лидера о своем народе!
Приватизационный чек, по сути, являлся такой же ценной бумагой, на лицо - равноценный обмен. По сути, реализуя "Газпром" я реализую свои ваучеры! Ваучер - это моя часть собственности, переданная мне государством безвоздмездно! Властью, которая действительно впервые что-то дала своим гражданам. И если кто-то продал свой свой ваучер за бутылку водки или вложил его куда-то не туда - это его личные проблемы! Не надо кричать, что вас ограбили Ельцин и Чубайс! Ограбили нас в 2007году, приняв драконовские поправки в налоговый кодекс! Имена и названия партий этих бесноватых у всех на слуху.
А крах российского фондого рынка - из этой же серии. Сотни тысяч частных инвесторов после принятия этих поправок вы потеряли, возможно навсегда, господа (зачеркнуто) - товарищи...
А деньги мои надо-бы вернуть!