
Законодательство / Письма / Проект письма о повышении собираемости налогов
Проект письма о повышении собираемости налогов
проект
Правительство
Российской Федерации
По пункту 5 раздела I протокола
заседания Правительства
Российской Федерации
от 22 марта 2007 г. № 11 и
пункту 4 раздела III протокола
заседания Правительства
Российской Федерации
от 24 мая 2007 г. № 20
В связи с поручением Правительства Российской Федерации разработать комплекс мер, направленных на повышение собираемости налогов и сборов, Минфин России совместно с Минэкономразвития России и ФТС России сообщает следующее.
Согласно Основным направлениям налоговой политики на среднесрочную перспективу, одобренным Правительством Российской Федерации 2 марта 2007 г. (протокол заседания Правительства Российской Федерации № 8 от 2 марта 2007 г.), будет продолжено совершенствование системы администрирования налогов в России. В частности предполагается принятие следующих мер:
а) совершенствование подходов к проведению налоговых проверок;
б) повышение уровня информационного обеспечения и автоматизации налоговых органов;
в) обеспечение информационного взаимодействия между налоговыми, таможенными, правоохранительными и иными органами;
г) совершенствование системы государственной регистрации юридических лиц.
Также следует выделить комплекс вопросов, связанных с изменением системы налогообложения доходов от оплаты труда, однако решение этих вопросов необходимо осуществлять одновременно с принятием концептуальных решений о развитии системы пенсионного и социального обеспечения, пенсионного, социального и медицинского страхования в долгосрочной перспективе.
Среди основных направлений, по которым предполагается развивать налоговую политику в среднесрочной перспективе, необходимо выделить следующие:
- контроль за трансфертным ценообразованием в целях налогообложения, в том числе определение взаимозависимости лиц; установление закрытого перечня контролируемых сделок; введение специального декларирования контролируемых сделок и требований к перечню документов налогоплательщика, обосновывающих применяемые им трансфертные цены в сделках с взаимозависимыми лицами; введение института предварительных соглашений о ценообразовании; введение новых требований к методам оценки диапазона рыночных цен, а также принципам их применения;
- регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний;
- определение налогового резидентства юридических лиц;
- введение института консолидированной налоговой отчетности при исчислении налога на прибыль организаций;
- совершенствование налога на добавленную стоимость.
Решение задач по повышению собираемости налогов и сборов в современных условиях должно обеспечиваться также за счет совершенствования администрирования налогов и сборов. В связи с этим Минфином России в Правительство Российской Федерации письмом от 2 мая 2007 г. № 01-02-01/03-730 направлен План мероприятий по совершенствованию администрирования налога на добавленную стоимость (далее – План). В соответствии с Планом предлагается в IV квартале 2007 г. представить в Правительство Российской Федерации законопроект о регистрации лиц в качестве налогоплательщиков налога на добавленную стоимость.
Введение особой процедуры регистрации налогоплательщиков налога на добавленную стоимость позволит сосредоточить усилия налоговых органов на администрировании меньшего количества налогоплательщиков, что может привести к дополнительным доходам бюджетной системы в размере около 500 млрд. рублей в расчете на 2008 г.
Кроме того Планом предусмотрена разработка предложений, направленных на совершенствование системы государственной регистрации юридических лиц.
Действующая система регистрации юридических лиц позволяет регистрировать так называемые «фирмы-однодневки». Так, за 2006 г. в г. Москве зарегистрировано более 260 тысяч юридических лиц, около половины из которых обладают признаками «фирмы-однодневки». Налоговая отчетность данными юридическими лицами не представлялась, налоги не исчислялись и не уплачивались. Регистрация таких организаций способствует обналичиванию денежных средств, в том числе путем скрытой оплаты труда.
По данным Росстата объем скрытой оплаты труда составляет около 2,5 трлн. рублей или 27,3 процента от общей суммы оплаты труда наемных работников. В связи с этим потери бюджетной системы Российской Федерации, по оценке ФНС России, могут составлять:
- по налогу на доходы физических лиц – около 330 млрд. рублей или 1,1 процента к ВВП;
- по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование – около 624 млрд. рублей или 2 процента к ВВП.
Кроме того имеется значительный объем потерь по налогу на прибыль организаций и налогу на добавленную стоимость, оценить который крайне сложно.
Учитывая изложенное, по нашему мнению, целесообразно:
- увеличить сроки государственной регистрации юридических лиц при их создании и установить обязанности регистрирующих органов проверять достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых при государственной регистрации;
- ввести процедуру приостановления или отказа в государственной регистрации при обнаружении в представленных документах недостоверных сведений;
- усилить административную и уголовную ответственность учредителей и руководителей юридического лица за предоставление недостоверных сведений;
- расширить перечень оснований для отказа в государственной регистрации;
- пересмотреть порядок регистрации юридических лиц, не имеющих представительств на территории Российской Федерации (нерезидентов), которые в настоящее время для открытия счетов в российских банках регистрируются в упрощенном порядке по месту открытия счета.
Планом также предусмотрено одобрение Правительством Российской Федерации концепции создания системы контроля за вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации и возмещением налога на добавленную стоимость по ставке 0 процентов при экспорте товаров, а также плана мероприятий по ее реализации.
Создание данной системы, предусматривающей своевременное поступление в налоговые органы из таможенных органов соответствующей информации, является инструментом эффективного налогового контроля и получения дополнительных доходов бюджетной системы Российской Федерации.
Особого рассмотрения требуют вопросы возмещения налога на добавленную стоимость в рамках соглашений о разделе продукции (далее - СРП). Согласно действующему порядку управляющие (наблюдательные) комитеты по СРП ежегодно утверждают смету расходов на реализацию проектов СРП и отчеты о возмещении затрат, признавая понесенные расходы обоснованными, без учета результатов контрольных мероприятий, осуществляемых налоговыми органами в отношении участников реализации проектов СРП. При этом размер возмещаемых затрат непосредственно влияет на сумму налоговых обязательств по уплате налогов и возмещение налога на добавленную стоимость.
Учитывая изложенное, считаем необходимым разработать порядок подтверждения возмещаемых затрат, направленный на рассмотрение результатов реализации проектов СРП и утверждение отчетов о возмещении затрат после завершения контрольных мероприятий основных контрагентов участников СРП.
Мерой, направленной на повышение собираемости налогов и сборов, является также усиление контроля за практикой применения льготного налогообложения как в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, так и в отношении операций, осуществляемых на территории Российской Федерации
Кроме того следует продолжать государственную политику в области налогообложения, основывающуюся на постепенном сокращении количества налоговых и таможенных льгот.
В связи с этим следует отметить, что введение «амортизационной премии» по налогу на прибыль организаций в виде отнесения на расходы, уменьшающие налоговую базу, до 10 процентов стоимости приобретенных основных средств и прочих затрат на капитальные вложения привело в 2006 г. по экспертным оценкам к потерям бюджетной системы в размере 12,7 млрд. рублей.
На сегодняшний день не предусмотрена корректировка налоговых обязательств в случаях, когда объекты основных средств, по которым применена «амортизационная премия», реализованы вскоре после ее заявления или выбыли из состава амортизируемого имущества по иным основаниям. Поэтому считаем целесообразным установить в законодательном порядке применение ускоренной амортизации только к основным средствам, непосредственно участвующим в процессе производства товаров (работ, услуг), и обязанность налогоплательщика восстанавливать сумму заявленной льготы в случаях досрочного выбытия основных средств, по которым была применена льгота.
Что касается повышения собираемости налогов и сборов, взимаемых таможенными органами Российской Федерации, то решение данной задачи должно обеспечиваться за счет совершенствования таможенного администрирования путем осуществления качественного контроля за соблюдением таможенного законодательства и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах; внедрения системы учета таможенных платежей, обеспечивающей «прозрачность» расчетов участников внешнеэкономической деятельности с федеральным бюджетом.
Требует комплексного рассмотрения вопрос о повышении эффективности контроля (в том числе с использованием методов аудита) фирм, имеющих признаки «однодневок». Конкретные направления его решения могут затрагивать различные сферы нормативно-правового регулирования деятельности участников внешней торговли.
Еще одним фактором, влияющим на повышение собираемости налогов и сборов, является внедрение в таможенные органы новых технологий учета таможенных платежей, представляющих собой систему сбора, регистрации, анализа, обработки и обобщения информации о денежных средствах участников внешнеэкономической деятельности, их обязательствах перед таможенными органами, о состоянии расчетов с федеральным бюджетом путем сплошного, непрерывного и документального учета всех расчетных операций, совершаемых в отношении участника внешнеэкономической деятельности при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Кроме того одной из причин, влияющих на повышение собираемости таможенных платежей, является усиление таможенного контроля в отношение незаконного ввоза товаров в Российскую Федерацию. Повышению качества таможенного контроля должно способствовать внедрение в практику современных технологий и технических средств таможенного контроля. Одним из таких средств является инспекционно-досмотровый комплекс (ИДК).
Оснащение таможенных органов ИДК на основных направлениях товаропотоков позволит повысить уровень таможенного администрирования и, соответственно, собираемость таможенных пошлин и налогов.
А.Л.Кудрин
Комментарии