
Законодательство / Законопроекты / О внесении изменений и дополнений в статьи 357-363 части второй Налогового кодекса Российской Федерации
О внесении изменений и дополнений в статьи 357-363 части второй Налогового кодекса Российской Федерации
Законопроект о включении транспортного налога в цену топлива
09.02.2010Вносится депутатами
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
М.С. Рохмистровым, И.В. Лебедевым
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений и дополнений в статьи 357-363 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации
Статья 1
Внести в главу 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002 №32, …) следующие изменения:
1) статью 357 изложить в следующей редакции:
«1. Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются:
1) организации;
2) индивидуальные предприниматели.
2. Организации и индивидуальные предприниматели, указанные в настоящей статье, признаются налогоплательщиками, если они реализуют товары (работы, услуги) на территории того субъекта Российской Федерации, в котором установлен указанный налог».
2) статью 358 изложить в следующей редакции:
«Объектом налогообложения признаются операции по реализации физическим лицам автомобильного бензина и дизельного топлива на территории субъекта Российской Федерации. Операции по реализации автомобильного бензина и дизельного топлива признаются объектом налогообложения в том случае, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт».
3) дополнить статью 358 статьей 358.1 «Операции, не подлежащие налогообложению» со следующим содержанием:
«Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) операции по реализации автомобильного бензина и дизельного топлива юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на право реализации автомобильного бензина и дизельного топлива, в случае приобретения автомобильного бензина и дизельного топлива для целей его дальнейшей реализации».
4) статью 359 изложить в следующей редакции:
«Налоговая база определяется как стоимость реализованных автомобильного бензина и дизельного топлива, исчисленная исходя из применяемых цен (тарифов) с учетом налога на добавленную стоимость и акцизов (для подакцизных товаров) без включения в нее налога».
5) статью 360 изложить в следующей редакции:
«Налоговый период устанавливается как календарный месяц».
6) статью 361 изложить в следующей редакции:
«1. Налоговая ставка устанавливается законами субъектов Российской Федерации в размере не ниже 3% и не выше 6%.
2. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении операций по реализации отдельных видов автомобильного бензина и дизельного топлива в пределах налоговой ставки, установленной пунктом 1 настоящей статьи.
3. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от того, кто является налогоплательщиком или покупателем (заказчиком, отправителем) автомобильного бензина и дизельного топлива».
7) статью 362 изложить в следующей редакции:
«1. Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Сумма налога включается налогоплательщиком в цену автомобильного бензина и дизельного топлива, предъявляемую к оплате покупателю (заказчику, отправителю).
2. Налог подлежит уплате по месту осуществления операций по реализации автомобильного бензина и дизельного топлива, подлежащих налогообложению в соответствии с настоящим Кодексом.
3. В случае, если в соответствии с условиями договора комиссии (договора поручения, агентского договора) фактическая реализация автомобильного бензина и дизельного топлива покупателям производится комиссионером (поверенным, агентом) и денежные средства за реализованный автомобильный бензин и дизельное топливо поступают в кассу (на расчетный счет) комиссионера (поверенного, агента), обязанность по уплате налога и перечислению его в бюджет возлагается на комиссионера (поверенного, агента), который признается в этом случае налоговым агентом. При этом сумма налога исчисляется исходя из полной цены автомобильного бензина и дизельного топлива, включающей вознаграждение комиссионера (поверенного, агента). Комитент (доверитель, принципал) при получении выручки от комиссионера (поверенного, агента) налог не уплачивает, если этот налог уплачен комиссионером (поверенным, агентом).
В случае, если в соответствии с условиями договора комиссии (договора поручения, агентского договора) фактическая реализация автомобильного бензина и дизельного топлива покупателям производится комиссионером (поверенным, агентом), а денежные средства за реализованный автомобильный бензин и дизельное топливо поступают в кассу (на расчетный счет) комитента (доверителя, принципала), налог уплачивается в бюджет комитентом (доверителем, принципалом). При этом сумма налога исчисляется комитентом (доверителем, принципалом) исходя из полной цены автомобильного бензина и дизельного топлива.
4. Датой осуществления операций по реализации автомобильного бензина и дизельного топлива, признаваемых объектом налогообложения, считается день поступления средств за реализованные автомобильный бензин и дизельное топливо на счета в банках, или день поступления выручки в кассу, или день передачи товаров (работ, услуг) покупателю.
5. Организация, осуществляющая операции по реализации автомобильного бензина и дизельного топлива через свои обособленные подразделения, находящиеся вне места нахождения этой организации, уплачивает налог на территории того субъекта Российской Федерации, в котором осуществляются операции по реализации автомобильного бензина и дизельного топлива, исходя из стоимости реализованных через это обособленное подразделение автомобильного бензина и дизельного топлива».
8) статью 363 признать утратившей юридическую силу.
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 года.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
«О внесении изменений и дополнений в статьи 357-363 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации»
Текущий способ взимания транспортного налога приводит к территориальному, экономическому и социальному неравенству налогоплательщиков, не отвечает требованиям стимулирования экономического и инновационного развития, не способствует повышению экологической безопасности общества.
По итогам 2008 года величина транспортного налога составила 53,1 млрд. руб. Доля транспортного налога относительно доходов бюджетной системы РФ сократилась с 0,64% по итогам 2004 года до 0,53% по итогам 2008 года.
Налогоплательщиками являются как физические лица, так и юридические. За период с 2005 года по 2008 год доля транспортного налога с физических лиц возросла с 57% до 67% от совокупной величины транспортного налога.
Рост средней ставки налога на единицу транспортного средства превышает темпы роста среднедушевых денежных доходов населения. За период с 2006 года по 2008 год средняя ставка налога с физических лиц на единицу транспортного средства (из числа находящихся в собственности граждан) выросла в 2 раза, в то время как среднедушевой денежный доход населения за аналогичный период вырос только в 1,48 раза.
В условиях существенных разрывов между динамикой изменения транспортного налога с физических лиц и денежного дохода населения может возникнуть дополнительная социальная напряженность, так как ситуация с увеличением транспортного налога 2007 и 2008 года в наибольшей степени отразилась на лицах с относительно низким доходом.
Транспортный налог формирует доходную базу бюджетов всех субъектов Российской Федерации.
За период с 2005 года по 2008 год сократилась доля транспортного налога у 52 субъектов РФ. Данное обстоятельство отражает как неравномерность развития регионов, так и несбалансированность применяемых налоговых ставок.
Доля транспортного налога в величине налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъектов РФ не имеет существенного значения, а именно доля не превышает 2,7%.
Таким образом, текущий способ взимания транспортного налога не отвечает современным требованиям экономики и общества.
В рамках данного федерального закона предлагается изменить способ взимания транспортного налога в целях переноса бремени налога с собственников объектов налогообложения (в соответствии с действующей версией закона) на пользователей объектов налогообложения.
Данный способ взимания будет справедливым, так как величина транспортного налога станет определяться интенсивностью использования объекта налогообложения (в соответствии с действующей версией закона).
В то же время предлагаемый способ взимания транспортного налога будет стимулировать использование альтернативных бензину и дизельному топливу и экологически чистых топлив, а также будет стимулировать налогоплательщиков к переходу на современные транспортные средства, отличающиеся большей экономичностью и экологичностью.
Предлагаемый способ взимания транспортного налога не приведет к дополнительным затратам бюджетных средств, так как в результате принятия закона ожидается упрощение способа взимания налога, что приведет к сокращению количества сотрудников налоговых органов, осуществляющих администрирование налога, и дополнительную экономию от упрощения делопроизводства, так как не будет необходимости высылать ежегодно порядка 30 миллионов писем с квитанциями налогоплательщикам.
Введение данного федерального закона не требует переходного периода и может быть введен в действие со дня официального опубликования, так как способ ведения учета реализации автомобильного бензина и дизельного топлива позволяет внедрить предлагаемый способ взимания налога без существенных дополнительных инвестиций со стороны налогоплательщиков.
Комментарии