Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Законопроекты / 1-ое чтение / О примирительной процедуре с участием посредника (медиации)

О примирительной процедуре с участием посредника (медиации)

Проект касается досудебного урегулирования споров. 19.03.2007 

Проект

Вносится

членом Совета Федерации

Ю.А.Шарандиным

депутатами Государственной Думы

В.Н.Плигиным, П.В.Крашенинниковым

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О примирительной процедуре

с участием посредника

(медиации)

Настоящий Федеральный закон призван содействовать урегулированию споров путем проведения примирительных процедур, направленных на достижение соглашения между сторонами и способствующих поддержанию делового сотрудничества, гармонизации социальных отношений и формированию этики делового оборота.

Статья 1. Законодательство о примирительных процедурах с участием посредника

1. Отношения в сфере примирительных процедур с участием посредника регулируются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о примирительной процедуре с участием посредника, то применяются правила международного договора.

Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон применяется к отношениям по урегулированию споров, возникающих в сфере гражданского оборота и связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности российскими и иностранными организациями, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства.

2. Настоящий Федеральный закон применяется также к отношениям по урегулированию споров, возникающих из трудовых, семейных и иных отношений, если иное не вытекает из федерального закона и существа соответствующих отношений.

3. Настоящий Федеральный закон не применяется в случаях оказания сторонам содействия в урегулировании спора судьей или третейским судьей в ходе судебного или третейского производства.

Статья 3. Основные термины

Для целей настоящего Федерального закона применяемые термины означают:

примирительная процедура (медиация) – процедура урегулирования спора между сторонами с помощью лица, именуемого посредником;

посредник - физическое лицо, содействующее сторонам в достижении соглашения по спору. В качестве посредника может выступать как единоличный посредник, так и группа посредников, состоящая из двух или более лиц;

организация, обеспечивающая проведение примирительной процедуры – юридическое лицо, утвердившее правила проведения примирительной процедуры и список посредников, рекомендуемых для ее осуществления;

правила проведения примирительной процедуры - порядок проведения примирительной процедуры, согласованный сторонами или утвержденный организацией, обеспечивающей проведение примирительной процедуры;

соглашение о проведении примирительной процедуры - письменное соглашение сторон об использовании примирительной процедуры (медиации);

соглашение об урегулировании спора - соглашение, достигнутое сторонами по спору или отдельным разногласиям в ходе примирительной процедуры и зафиксированное в письменной форме.

Статья 4. Принципы примирительной процедуры (медиации)

1. Применение примирительной процедуры основано на взаимном волеизъявлении сторон.

2. Примирительная процедура осуществляется на основе принципов добровольности, конфиденциальности, беспристрастности посредника, сотрудничества и равноправия сторон.

Статья 5. Соглашение о проведении примирительной процедуры

1. Соглашение о проведении примирительной процедуры заключается в письменной форме.

2. Соглашение о проведении примирительной процедуры может быть заключено при участии посредника или организации, обеспечивающей проведение примирительной процедуры.

Статья 6. Ведение судами списков организаций, обеспечивающих проведение примирительных процедур

1. Районными судами и арбитражными судами субъектов Российской Федерации ведутся списки организаций, обеспечивающих проведение примирительных процедур.

2. Организации, обеспечивающие проведение примирительных процедур, включаются районными судами и арбитражными судами субъектов Российской Федерации в списки таких организаций в течение пяти дней с даты получения соответствующего заявления.

3. Организация, обеспечивающая проведение примирительных процедур, исключается из списка по истечении календарного года, если в срок до 31 декабря соответствующего года ею не представлено заявление о продлении срока пребывания в списке на очередной календарный год.

4. За включение в список организаций, обеспечивающих проведение примирительных процедур, плата не взимается.

Статья 7. Начало примирительной процедуры

1. Примирительная процедура (медиация) может быть начата при возникновении спора как до обращения в суд или третейский суд, так и после обращения в суд или третейский суд, в том числе по предложению судьи или третейского судьи.

2. Если сторона, которая предложила другой стороне обратиться к примирительной процедуре, не получает сообщения о принятии предложения в течение 30 дней со дня направления такого предложения или в течение иного срока, указанного в предложении, предложение об обращении к примирительной процедуре (медиации) считается отклоненным.

3. Предложение стороне обратиться к примирительной процедуре может быть сделано по просьбе другой стороны посредником или организацией, обеспечивающей проведение примирительной процедуры.

Статья 8. Деятельность посредника

1. Посредником может быть любое физическое лицо, обладающее полной дееспособностью и не имеющее судимости, давшее согласие на выполнение функции посредника.

2. Посредниками не могут быть лица, замещающие государственные должности Российской Федерации или государственные должности субъектов Российской Федерации, а также государственные служащие.

3. Соглашением сторон или правилами проведения примирительной процедуры могут устанавливаться дополнительные требования к посреднику.

4. Деятельность посредника не является предпринимательской деятельностью.

Статья 9. Организация, обеспечивающая проведение примирительной процедуры

1. Организация, обеспечивающая проведение примирительной процедуры, утверждает список лиц, рекомендуемых в качестве посредников.

2. Если иное не предусмотрено правилами проведения примирительной процедуры, организация, обеспечивающая проведение примирительной процедуры, по предложению сторон может рекомендовать посредника, не включенного в утвержденный ею список посредников.

Статья 10. Порядок избрания и назначения посредников

1. Посредник избирается сторонами по их взаимному согласию, если стороны не договорились об ином.

2. Стороны или одна из сторон могут обратиться в организацию, обеспечивающую проведению примирительной процедуры, с просьбой о рекомендации посредника.

3. Правилами проведения примирительной процедуры может предусматриваться назначение посредника с согласия сторон непосредственно организацией, обеспечивающей проведение примирительной процедуры.

Статья 11. Независимость и беспристрастность посредника

1. Посредник обязан осуществлять посредничество беспристрастно.

2. В случае обращения к какому-либо лицу в связи с его возможным избранием или назначением в качестве посредника это лицо должно сообщить о любых обстоятельствах, которые могут вызывать обоснованные сомнения в отношении его независимости или беспристрастности.

3. Посредник с момента его избрания (назначения) и в течение всей примирительной процедуры без промедления сообщает сторонам об обстоятельствах, указанных в пункте 2 настоящей статьи, если эти обстоятельства возникли после его избрания (назначения).

4. Если стороны согласны на проведение примирительной процедуры с участием данного посредника после того, как он сообщил им об указанных в части 2 настоящей статьи обстоятельствах, посредник вправе принять назначение или продолжить примирительную процедуру.

Статья 12. Проведение примирительной процедуры

1. Стороны по своему усмотрению договариваются, посредством ссылки на какие-либо правила или иным образом, о порядке проведения примирительной процедуры. В случае обращения в организацию, обеспечивающую проведение примирительной процедуры, применяются правила утвержденные данной организацией.

2. В отсутствие договоренности сторон о порядке проведения примирительной процедуры посредник проводит примирительную процедуру в таком порядке, какой он считает надлежащим, учитывая обстоятельства дела, пожелания сторон и необходимость скорейшего урегулирования спора.

3. При проведении примирительной процедуры посредник не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение либо умалять права и законные интересы одной из сторон.

4. При проведении примирительной процедуры присутствие других лиц, кроме сторон, их представителей и посредника, допускается только с общего согласия сторон и посредника.

Статья 13. Раскрытие информации в отношениях между сторонами

В случае получения посредником информации, касающейся спора, от одной из сторон, посредник не вправе раскрыть эту информацию другой стороне без согласия стороны, сообщившей информацию.

Статья 14. Конфиденциальность

1. Если стороны не договорились об ином, вся информация, относящаяся к примирительной процедуре, является конфиденциальной за исключением тех случаев, когда ее раскрытие требуется в соответствии с федеральным законом.

2. Посредник не вправе разглашать информацию, ставшую ему известной при проведении примирительной процедуры, без согласия сторон.

3. Истребование от посредников и организаций, обеспечивающих проведение примирительных процедур, сведений, связанных с примирительными процедурами, не допускается.

4. Посредник и работники организации, обеспечивающей проведение примирительных процедур, не могут быть вызваны и допрошены в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших им известными в связи с осуществлением примирительных процедур.

5. Проведение в отношении посредника или работника организации, обеспечивающей проведение примирительных процедур, оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, связанных с участием данных лиц в примирительной процедуре, допускается только на основании судебного решения.

Статья 15. Ограничение использования информации в судебном или третейском разбирательстве

1. Если стороны не договорились об ином, стороны, посредник, другие лица, присутствующие при проведении примирительной процедуры, не вправе ссылаться в судебном или третейском разбирательстве на:

предложение одной из сторон об обращении к примирительной процедуре или тот факт, что одна из сторон выразила готовность к участию в примирительной процедуре;

мнения или предложения, высказанные одной из сторон примирительной процедуры в отношении возможного урегулирования спора;

признания, сделанные одной из сторон в ходе примирительной процедуры;

проявление готовности одной из сторон принять предложение об урегулировании спора, сделанное посредником или другой стороной;

сведения, содержащиеся в документе, подготовленном исключительно для целей примирительной процедуры.

2. Часть 1 настоящей статьи применяется независимо от формы, в которой выражена указанная информация.

3. Положения частей 1, 2 настоящей статьи применяются независимо от того, связано ли судебное или третейское разбирательство со спором, который являлся предметом примирительной процедуры.

Статья 16. Завершение примирительной процедуры

Примирительная процедура завершается:

заключением сторонами соглашения об урегулировании спора - в день подписания сторонами такого соглашения;

письменным заявлением посредника после консультаций со сторонами о том, что дальнейшие усилия по урегулированию спора в рамках примирительной процедуры более себя не оправдывают, - в день составления такого заявления;

письменным заявлением сторон, адресованным посреднику, о прекращении примирительной процедуры - в день составления такого заявления;

письменным заявлением одной из сторон, направленным другой стороне или посреднику, об отказе от продолжения примирительной процедуры - в день составления такого заявления;

истечением срока, определенного сторонами для урегулирования спора, если стороны не договорились о его продлении.

Статья 17. Соглашение об урегулировании спора

1. Соглашение об урегулировании спора, достигнутое сторонами при проведении примирительной процедуры, заключается в письменной форме и подписывается сторонами.

2. Соглашение должно содержать данные о сторонах спора, об обязательстве, по которому возник спор, о проведенной примирительной процедуре, о посреднике, а также согласованные сторонами условия, размер и срок исполнения обязательств друг перед другом или одной стороной перед другой.

Статья 18. Исполнение соглашения об урегулировании спора

1. Соглашение об урегулировании спора имеет обязательную силу для заключивших его сторон.

2. Соглашение об урегулировании спора исполняется сторонами добровольно в порядке и в сроки, которые предусмотрены этим соглашением.

3. При неисполнении соглашения об урегулировании спора стороны вправе обратиться в суд за защитой своих прав.

4. Последствия неисполнения соглашения об урегулировании спора могут быть установлены сторонами в этом же соглашении.

Статья 19. Утверждение соглашения об урегулировании спора судом, третейским судом

1. В случае проведения примирительной процедуры после возбуждения дела в суде соглашение об урегулировании спора может быть утверждено судом, в производстве которого находится дело, как мировое соглашение по правилам, предусмотренным процессуальным законодательством.

2. В случае проведения примирительной процедуры после возбуждения дела в третейском суде достигнутое сторонами соглашение об урегулировании спора по ходатайству сторон может быть утверждено третейским судом в порядке, установленном законодательством о третейских судах.

3. Если стороны не договорились об ином, посредник не вправе участвовать в качестве третейского судьи по спору, который являлся или является предметом примирительной процедуры, или по другому спору, возникшему в связи с тем же договором или правоотношением.

Статья 20. Вступление в силу Федерального закона

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона "О примирительной процедуре

с участием посредника (медиация)"

Медиация изначально получила свое развитие в Соединенных Штатах Америки, в Великобритании, Австрии примерно с середины 20 века. Затем она стала широко применяться и в других странах Европы. Сегодня медиацию, как современный способ разрешения споров, используют уже повсеместно. В России медиация также стала применяться, и уже создаются соответствующие структуры, которые оказывают услуги по урегулированию споров с использованием специалистов-посредников.

Медиация – один из видов посредничества, представляющий собой деятельность специалиста по урегулированию споров в рамках переговоров спорящих сторон в целях заключения между ними мирового соглашения.

Проект федерального закона "О примирительной процедуре с участием посредника (медиация)" направлен на установление правового регулирования отношений, связанных с осуществлением альтернативного способа разрешения экономических споров – примирительной процедуры с участием посредника (медиации) и призван содействовать урегулированию споров путем проведения примирительных процедур, направленных на достижение соглашения между сторонами и способствующих поддержанию делового сотрудничества, гармонизации социальных отношений и формированию этики делового оборота.

Как свидетельствует опыт других государств по успешному применению посредничества, для более эффективного развития этого института необходимо законодательное закрепление целого ряда вопросов и установление определенных гарантий от злоупотреблений в этой сфере. В частности, требуется регламентация видов споров, которые могут быть переданы для урегулирования посреднику, требования, предъявляемые к посреднику, гарантии независимости и беспристрастности посредника, юридическая сила соглашения, достигнутого сторонами в ходе посредничества и т.п. Все эти вопросы должны быть взаимоувязаны с действующим законодательством Российской Федерации.

Проект федерального закона разработан с учетом Типового закона "О международной коммерческой согласительной процедуре", принятого Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) и одобренного Генеральной Ассамблеей ООН в 2002 году. Принятие данного Типового закона было обусловлено расширением практики применения согласительных процедур в различных частях мира и потребностями унификации на международном уровне положений, связанных с их использованием в урегулировании споров, возникающих в сфере внешнеэкономической деятельности.

Термин "примирительная процедура с участием посредника" в наибольшей степени соответствует отечественным правовым традициям и современному законодательству. Примирение с участием посредника было известно еще древнему русскому праву. В Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации содержится указание на возможность обращения к посреднику с целью урегулирования спора. Кроме того, арбитражное процессуальное законодательство использует термин "примирительные процедуры" (глава 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации называется "Примирительные процедуры. Мировое соглашение"). Часть 2 статьи 138 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указывает, что стороны могут урегулировать спор, заключив мировое соглашение или используя другие примирительные процедуры. Следовательно, примирительные процедуры могут быть различными (в том числе с участием посредника или без него). В связи с этим обозначение "примирительная процедура с участием посредника" представляется наиболее точным для понимания предмета правового регулирования представленного законопроекта. Оно отражает суть процедуры и позволяет отграничить ее от других возможных процедур урегулирования споров.

Использование в скобках термина "медиация" означает краткое понятие указанной процедуры. Это дает возможность взаимозаменяемости данных терминов на практике и будет способствовать постепенному внедрению термина в его позитивном значении в правосознание и в практику цивилизованного урегулирования конфликтов.

Основная идея законопроекта заключается в том, что медиация основана на взаимном волеизъявлении сторон. Большинство положений законопроекта носят диспозитивный характер.

Наиболее важным в урегулировании споров признается вопрос о конфиденциальности самой процедуры. Именно с ним связывается возможность обеспечения правовых гарантий для успешного функционирования данного института, защиты прав и интересов участников посреднической процедуры.

Кроме всего прочего развитие медиации позволит разгрузить суды, так как медиацию относят к альтернативным по отношению к судебным методам разрешения споров (хотя данная процедура в последнее время уже стала использоваться и в рамках судебного разбирательства), а законопроект предусматривает возможность применения примирительной процедуры до или вместо обращения в арбитражный или третейский суд.

Разместить:
Мария
13 марта 2010 г. в 9:16

Сколько стоит процедура медиации www.tgrt.ru

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок