Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Письма / Письмо ФНС России от 15.04.2025 г. № СД-4-21/3901@

Письмо ФНС России от 15.04.2025 г. № СД-4-21/3901@

Вопрос: Об определении в целях налога на имущество организаций хозяйственных строений или сооружений, расположенных на земельных участках, предоставленных для ведения ЛПХ, огородничества, садоводства или ИЖС.

18.04.2025Российский налоговый портал

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

 

ПИСЬМО

от 15.04.2025 г. № СД-4-21/3901@

 

Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо УФНС России по Республике Бурятия от 10.04.2025 N 23-15/01473@ об отнесении к хозяйственным строениям или сооружениям для целей применения подпункта 4 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) линейных объектов и сообщает.

Согласно пункту 1 статьи 34.2 Кодекса разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах дает Минфин России. В связи с этим к полномочиям ФНС России, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе", не относится официальное (обязательное для всех участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах) разъяснение главы 30 "Налог на имущество организаций" Кодекса.

Кроме того, ФНС России не может подменять решения нижестоящих налоговых органов, принимаемые в рамках их компетенции, касающиеся исчисления налога на имущество организаций (далее - налог) и формирования сообщений об исчисленных налоговыми органами суммах налога.

В письме не содержится исчерпывающих сведений о линейных объектах, в отношении которых рассматривается вопрос об условиях налогообложения налогом. Указанное препятствует направлению ответа исходя из конкретных обстоятельств. Вместе с тем полагаем возможным направить следующие рекомендации.

По вопросу об определении для применения подпункта 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса принадлежащих налогоплательщикам-организациям хозяйственных строений и сооружений, расположенных на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, до налоговых органов доведена сохраняющая актуальность позиция ФНС России (письмо от 17.12.2024 N БС-4-21/14257@), поддержанная Минфином России (письмо от 16.12.2024 N 03-05-04-01/126774).

По аналогичному вопросу до налоговых органов также доведены разъяснения Минфина России (письмо от 16.05.2017 N 03-05-04-01/29325).

Глава 30 Кодекса не содержит определений понятий "хозяйственные строения или сооружения" и "линейные объекты", что исходя из пункта 1 статьи 11 Кодекса влечет необходимость использования соответствующих институтов, понятий и терминов других отраслей законодательства Российской Федерации в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.

В свою очередь, отраслевое законодательство содержит понятие "хозяйственные постройки - сооружения и (или) строения, возводимые на садовых земельных участках и огородных земельных участках, предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд", а также предусматривает использование:

- земельного участка, предоставленного для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок), для возведения производственных, бытовых и иных строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, правил и нормативов, вспомогательных сооружений;

- земельного участка, предоставленного для индивидуального жилищного строительства, для размещения хозяйственных построек, исчерпывающий перечень которых Классификатором видов разрешенного использования земельных участков не предусмотрен.

Согласно Критериям отнесения строений и сооружений к строениям и сооружениям вспомогательного использования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2023 N 703, строения и сооружения являются строениями и сооружениями вспомогательного использования при их соответствии хотя бы одному из следующих критериев, в частности:

- строение или сооружение строится на одном земельном участке с основным зданием, строением или сооружением (далее - основной объект), строительство строения или сооружения предусмотрено проектной документацией, подготовленной применительно к основному объекту, и предназначено для обслуживания основного объекта;

- строение или сооружение располагается на земельном участке, предоставленном для индивидуального жилищного строительства, либо для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), либо для ведения гражданами садоводства для собственных нужд, в том числе является хозяйственной постройкой, сооружением, предназначенными для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, соответствующих виду разрешенного использования земельного участка, на котором постройка, сооружение созданы (создаются), при этом количество надземных этажей строения или сооружения не превышает 3 этажей и его высота не превышает 20 метров.

Согласно пункту 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Учитывая, что перечисленные положения и доведенные налоговым органам позиции Минфина России (письма от 16.05.2017 N 03-05-04-01/29325, от 16.12.2024 N 03-05-04-01/126774) не исключают в ряде случаев при наличии оснований, предусмотренных законодательством о градостроительной деятельности, отнесение к хозяйственным строениям или сооружениям, в том числе вспомогательного использования, линейных объектов определенных видов, по вопросу о наличии (отсутствии) таких оснований применительно к конкретным объектам налогообложения налогом, расположенным на земельных участках с видами разрешенного использования, перечисленными в подпункте 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, полагаем целесообразным обращаться в органы публичной власти, реализующие на территории муниципального образования по месту нахождения объекта налогообложения полномочия в области градостроительной деятельности.

В связи с изложенным предложение УФНС России по Республике Бурятия об исключении объектов недвижимости вида - "сооружения" из алгоритма определения в АИС "Налог-3" кода по СНТС в отношении хозяйственных строений или сооружений, расположенных на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, не поддерживается.

Вопрос о наличии исчерпывающих документированных оснований для внесения в АИС "Налог-3" изменений кода объекта недвижимости по СНТС относится к полномочиям территориальных налоговых органов.

Настоящее письмо носит информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативных правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.

 

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

Д.С.САТИН

15.04.2025

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок