
Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 02.12.2022 г. № 03-06-07-03/118304
Письмо Минфина России от 02.12.2022 г. № 03-06-07-03/118304
Вопрос: Об уплате сбора за пользование объектами животного мира, в том числе в закрепленных охотничьих угодьях.
19.01.2023Российский налоговый порталОтвет:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 02.12.2022 г. № 03-06-07-03/118304
Департамент налоговой политики, рассмотрев обращение от 26.10.2022 по вопросу уплаты сбора за пользование объектами животного мира, в рамках своей компетенции сообщает следующее.
В соответствии со статьей 333.1 главы 25.1 "Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) плательщиками сбора за пользование объектами животного мира (далее - сбор) признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу объектов животного мира на территории Российской Федерации.
Согласно положениям Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте) разрешение на добычу охотничьих ресурсов (далее - разрешение) является документом, удостоверяющим право на добычу охотничьих ресурсов, в котором, в частности, указываются сведения об охотнике и охотничьем билете; вид охоты, который предполагается осуществлять; сведения о добываемых охотничьих ресурсах; количество добываемых охотничьих ресурсов; сроки и места охоты.
При этом под добычей охотничьих ресурсов понимается отлов или отстрел охотничьих ресурсов, то есть изъятие их из среды обитания.
В соответствии с Законом об охоте и Порядком оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, Порядком подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и утверждения форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц, утвержденными приказом Минприроды России от 29.08.2014 N 379 (далее - Порядок выдачи разрешений), выдача разрешений осуществляется:
1) физическому лицу, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяйственном реестре, или иностранному гражданину, временно пребывающему в Российской Федерации и заключившему договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства, в случаях осуществления им охоты:
- в закрепленных охотничьих угодьях - юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхозяйственные соглашения;
- в общедоступных охотничьих угодьях - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
- на особо охраняемых природных территориях - природоохранными учреждениями, предусмотренными законодательством об особо охраняемых природных территориях;
2) физическому лицу - работнику юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполняющему обязанности, связанные с осуществлением охоты и сохранением охотничьих ресурсов, на основании трудового или гражданско-правового договора - юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхозяйственные соглашения.
Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, по их заявкам органами государственной власти предоставляются бланки разрешений для последующей выдачи таких разрешений указанным физическим лицам.
Согласно Федеральному закону от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" пользование животным миром осуществляется посредством изъятия объектов животного мира из среды их обитания либо без такового.
Пользователи объектов животного мира, осуществляющие изъятие объектов животного мира из среды их обитания, уплачивают сбор в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и законодательством в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Таким образом, исходя из системного анализа норм законодательства о налогах и сборах и законодательства, регулирующего отношения в области охраны и использования животного мира и среды его обитания, а также в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов следует, что плательщиками сбора за пользование объектами животного мира признаются юридические и физические лица, осуществляющие на основании разрешения непосредственное изъятие объектов животного мира из среды их обитания.
При этом следует учитывать следующее.
В соответствии со статьей 333.7 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование объектами животного мира по разрешению, не позднее 10 дней с даты получения такого разрешения представляют в налоговый орган по месту нахождения органа, выдавшего указанное разрешение, сведения о полученных разрешениях на добычу объектов животного мира, суммах сбора, подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченных сборов.
По истечении срока действия разрешения организации и индивидуальные предприниматели вправе обратиться в налоговый орган по месту нахождения органа, выдавшего указанное разрешение, за зачетом или возвратом сумм сбора по нереализованным разрешениям, выданным уполномоченным органом, в порядке, установленном главой 12 Кодекса, при условии представления документов, перечень которых утверждается федеральным налоговым органом.
При этом по смыслу положений главы 25.1 Кодекса к нереализованным разрешениям в целях главы 25.1 Кодекса относятся бланки разрешений, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями от органов государственной власти, но не реализованные (не выданные) физическим лицам, для осуществления на основании их непосредственного изъятия охотничьих ресурсов из среды их обитания.
Данная норма Кодекса применяется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, уплатившими сбор при получении в установленном порядке бланков разрешений.
При получении разрешения физическим лицом - охотником (гражданином) сумма сбора, подлежащая уплате по данному разрешению, не подлежит пересчету, возврату или зачету в счет будущих платежей, в случае если право на изъятие объекта животного мира из среды его обитания по указанному разрешению по каким-либо причинам не было реализовано.
Вместе с тем следует учитывать, что положениями Кодекса обязанность представления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в налоговый орган сведений о выданных ими разрешениях на добычу объектов животного мира физическим лицам не предусмотрена, а Порядком выдачи разрешений не предусмотрен механизм контроля за движением полученных указанными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов и выданных разрешений физическим лицам, в связи с чем возникает проблема осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты сбора за пользование объектами животного мира при выдаче юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения, разрешений физическим лицам, осуществляющим пользование объектами животного мира в закрепленных охотничьих угодьях.
В целях осуществления эффективного налогового администрирования сбора при пользовании объектами животного мира на охотничьих угодьях, закрепленных за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями охотхозяйственными соглашениями, представляется целесообразным Минприроды России - как уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая объекты животного мира и среду их обитания, организовать учет движения бланков разрешений, получаемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения, для последующей выдачи в установленном порядке физическим лицам.
Что касается отсутствия в действующих нормативных правовых актах, регулирующих порядок предоставления охотничьих угодий в пользование, возможности требования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения, представления физическими лицами - охотниками (гражданами) при получении разрешения на добычу охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях документа, подтверждающего уплату сбора, то полагаем, что данный вопрос может быть решен путем наделения указанных лиц в рамках предоставленных им полномочий по выдаче разрешений на закрепленных охотничьих угодьях правом требования представлять при получении разрешения на добычу охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях документ, подтверждающий уплату сбора, для чего Минприроды России следует внести соответствующие изменения в порядок выдачи разрешений.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ
02.12.2022
- 19.03.2014 Льготой по сбору за пользование объектами водных биологических ресурсов могут пользоваться «добытчики» рыбы
- 18.03.2014 Имеют ли право на снижение ставки сбора за пользование водными ресурсами закупщики рыбы, расскажет ВАС РФ
- 27.07.2010 Сколько стоит право на рыбалку иностранцу и российскому ИП?
Комментарии