Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 19.03.2021 г. № 03-01-10/19806

Письмо Минфина России от 19.03.2021 г. № 03-01-10/19806

Вопрос: О предложениях по предоставлению мер государственной поддержки в части налогов, страховых взносов, субсидий и льготного кредитного финансирования организациям легкой промышленности.

09.04.2021Российский налоговый портал

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 19.03.2021 г. № 03-01-10/19806

 

Департаментом анализа эффективности преференциальных налоговых режимов совместно с Департаментом налоговой политики рассмотрено обращение (далее - Обращение) от 10.02.2021 и в рамках компетенции сообщается следующее.

Пунктом 1 Обращения предлагается распространить пониженный тариф страховых взносов 15 процентов на предприятия легкой промышленности численностью до 2 000 человек.

Одной из мер по поддержке бизнеса в период ухудшения экономической ситуации в связи с распространением коронавирусной инфекции является решение Президента Российской Федерации Путина В.В. по снижению на бессрочный период в два раза только для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) тарифов страховых взносов с 30 процентов до 15 процентов с части выплат работникам, превышающей в течение месяца минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ), в связи с чем был принят Федеральный закон от 01.04.2020 N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Таким образом, если предприятие легкой промышленности признается субъектом МСП в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", то оно вправе применять пониженные тарифы страховых взносов в размере 15 процентов с части выплат работникам, превышающей в течение месяца МРОТ.

Вопрос о снижении тарифов страховых взносов для плательщиков, не являющихся субъектами МСП, должен рассматриваться в увязке с соблюдением прав застрахованных лиц в системе обязательного социального страхования и источниками финансирования доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов, за счет средств которых должны обеспечиваться государственные социальные гарантии граждан.

Реализация указанного предложения приведет к росту количества плательщиков страховых взносов, применяющих пониженные тарифы страховых взносов, что повлечет рост выпадающих доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов, которые исходя из положений Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" должны компенсироваться из федерального бюджета.

Учитывая, что в сегодняшней ситуации расходы на социальные обязательства государства возрастают и дополнительное увеличение нагрузки на федеральный бюджет представляется крайне обременительным, предложения о новых преференциях плательщикам страховых взносов, не относящимся к субъектам МСП, не рассматриваются.

Пунктом 2 Обращения предлагается распространить льготное налогообложение по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций на вновь созданные предприятия легкой промышленности и на действующие предприятия, открывающие новые производственные линии, которые обеспечивают рост производства.

В части налога на имущество организаций

В соответствии со статьей 14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налог на имущество организаций относится к региональным налогам и зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Данный налог устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая налог на имущество организаций, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Кодексом, порядок его уплаты, а также могут предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками (статья 372 Кодекса).

В соответствии с Основами государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 16.01.2017 N 13, сбалансированность бюджетов субъектов Российской Федерации должна обеспечиваться в первую очередь за счет поэтапного упразднения установленных на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам, а также федеральным налогам в части, зачисляемой в региональные и местные бюджеты.

Установление на федеральном уровне налоговых льгот по налогу на имущество организаций противоречит государственной политике регионального развития Российской Федерации, а также не соответствует проводимой в настоящее время налоговой и бюджетной политике.

Таким образом, вопросы, связанные с предоставлением налоговых льгот по налогу на имущество организаций, следует решать на региональном уровне.

В части налога на прибыль организаций

Главой 25 Кодекса уже предусмотрены существенные налоговые преференции в виде пониженных ставок по налогу на прибыль организаций на различные сроки, в частности, на 10 лет для участников региональных инвестиционных проектов, на срок действия специальных инвестиционных контрактов для участников такого контракта, на период, пока размер льготируемой суммы налога не будет равен объему капитальных вложений для участников "гринфилд проектов".

При этом субъект Российской Федерации самостоятельно осуществляет настройку преференциального режима, учитывая свою специфику либо специфику отрасли, которую он собирается развивать на своей территории.

Учитывая изложенное, предложение не поддерживается.

Пунктом 3 Обращения предлагается сохранить на постоянной основе возможность покупки оборудования для производства обуви в лизинг со скидкой 50 процентов от стоимости франко-завод.

Федеральным законом от 08.12.2020 N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (далее - Закон о бюджете N 385-ФЗ) на субсидии на стимулирование спроса и повышение конкурентоспособности российской промышленной продукции, предоставление которых осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации 27.12.2019 N 1908 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на стимулирование спроса и повышение конкурентоспособности российской промышленной продукции и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила по лизингу, Субсидия на лизинг), предусмотрены следующие бюджетные ассигнования:

- в 2021 году в объеме 755,6 млн рублей;

- в 2022 году - 697,2 млн рублей;

- в 2023 году - 706,8 млн рублей.

В соответствии с Правилами по лизингу Субсидия на лизинг предоставляется лизинговой организации в размере фактически недополученного дохода, возникшего вследствие предоставления лизингополучателю при уплате авансового платежа единовременной скидки, в том числе для предприятий легкой промышленности в размере до 50 процентов цены приобретения оборудования на условиях франко-завод при предоставлении Субсидии по лизингу в 2020 - 2022 годах.

Таким образом, субсидии на стимулирование спроса и повышение конкурентоспособности российской промышленной продукции осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Законом о бюджете N 385-ФЗ.

Пунктом 4 Обращения предлагается субсидировать приобретение программного обеспечения и вычислительной техники для производственных предприятий не только российского, но и иностранного производства, в случае если нет аналогов, необходимых программ и оборудования в России.

Действующими государственными программами Российской Федерации, направленными на развитие промышленного сектора, предусматривается широкий перечень мер поддержки, направленных на повышение конкурентоспособности продукции отечественного производства.

Одной из основных целей разработки таких государственных программ является снижение импортозависимости экономики страны.

В этой связи представляется, что меры государственной поддержки промышленности должны быть направлены на поддержку внутреннего производства, способствующего в том числе повышению конкурентоспособности отечественной продукции, снижению импортозависимости экономики Российской Федерации в целом, а также обеспечению технологической безопасности.

Государственная поддержка предприятий, предусматривающая возможность направления бюджетных средств на приобретение иностранной продукции, способствует снижению доли продукции отечественного производства на российском рынке и усилению импортозависимости в отраслях экономики в целом, в связи с чем предложение не может быть поддержано.

Пунктом 5 Обращения предлагается субсидировать проценты по кредитам в размере 70 процентов ключевой ставки Банка России.

Поддержка предприятий легкой промышленности в части предоставления льготного кредитования может быть осуществлена в рамках предусмотренных государственной программой Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" действующих мер государственной поддержки, а именно:

1) субсидии российским организациям промышленности на возмещение части затрат на обслуживание кредитов, направленных на увеличение объемов реализации продукции и повышение конкурентоспособности российской промышленной продукции, предоставление которых осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2020 N 1426 "Об утверждении Правил предоставления субсидий российским организациям промышленности на возмещение части затрат на обслуживание кредитов, направленных на увеличение объемов реализации продукции и повышение конкурентоспособности российской промышленной продукции" (далее - Правила, Субсидия по оборотным кредитам).

В соответствии с Правилами Субсидия по оборотным кредитам предоставляется организациям легкой промышленности на уплату процентов по кредитам на пополнение оборотных средств в размере 70 процентов суммы фактических затрат такой организации.

При этом показатели эффективности предоставления Субсидии по оборотным кредитам учитывают текущую общемировую экономическую ситуацию, что также способствует дополнительной поддержке и поступательному восстановлению отрасли легкой промышленности, а именно: отношение объема реализации выпускаемой продукции собственного производства в отчетном году к объему реализации выпускаемой продукции собственного производства к 2019 году (базовый год) составляет в 2020 году не менее 50 процентов, в 2021 году - не менее 90 процентов, в 2022 году - не менее 110 процентов.

Законом о бюджете N 385-ФЗ в 2021 - 2023 годах на Субсидию по оборотным кредитам предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 900,0 млн рублей ежегодно;

2) государственная поддержка организаций, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности, предоставление которой осуществляется в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.2019 N 191 "О государственной поддержке организаций, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности, и внесении изменения в Правила предоставления из федерального бюджета субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации в государственную корпорацию "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" на возмещение части затрат, связанных с поддержкой производства высокотехнологичной продукции" (далее - Постановление N 191, Субсидия КППК).

Постановлением N 191 предусмотрена реализация механизма государственной поддержки экспортно ориентированных проектов в сфере промышленности при условии заключения такими организациями соглашений о реализации корпоративных программ повышения конкурентоспособности (далее - КППК).

Установленная Постановлением N 191 форма КППК предусматривает широкий перечень мероприятий, реализуемых в рамках КППК, в том числе для отраслей легкой промышленности.

Законом о бюджете N 385-ФЗ на Субсидию КППК предусмотрены следующие бюджетные ассигнования:

- в 2021 году в объеме 5 903,4 млн рублей;

- в 2022 году - 21 873,7 млн рублей;

- в 2023 году - 29 818,3 млн рублей.

Таким образом, государственная поддержка мероприятий, связанных с экспортом продукции легкой промышленности, может быть осуществлена в рамках механизма, предусмотренного Постановлением N 191, имея в виду предоставление льготного кредитного финансирования в целях поддержки производства высокотехнологичной продукции.

Также отмечаем, что поддержка инвестиционных проектов может быть осуществлена путем предоставления федеральным государственным автономным учреждением "Российский фонд технологического развития" (далее - Фонд) льготных займов организациям гражданской промышленности в целях содействия импортозамещению и внедрению наилучших доступных технологий.

На текущий момент перечень действующих программ финансирования, в рамках которых Фонд может предоставлять целевые займы, включает в себя десять программ: "Проекты развития", "Лизинговые проекты", "Станкостроение", "Конверсия", "Комплектующие изделия", "Повышение производительности труда", "Маркировка лекарств", "Цифровизация промышленности", "Приоритетные проекты", "Противоэпидемические проекты".

Средства займа Фонда в том числе могут быть направлены на разработку или трансфер технологии (опытно-конструкторские и технологические работы, сертификация, приобретение расходных материалов для мероприятий по разработке нового продукта/технологии), инжиниринг, приобретение прав на результаты интеллектуальной деятельности, приобретение в собственность промышленного оборудования, общехозяйственные расходы.

В рамках программ Фондом предоставляются займы на сумму от 5,0 до 2 000,0 млн рублей на срок до 7 лет со ставкой от 1 до 3 процентов годовых.

В период 2014 - 2020 годов Фонду были направлены бюджетные ассигнования федерального бюджета в совокупном объеме 146 126,1 млн рублей, в том числе в 2020 году - 46 455,9 млн рублей.

По состоянию на 12.03.2021 остаток средств на счетах Фонда составляет 17,7 млрд рублей.

Таким образом, поддержка предприятий легкой промышленности в части предоставления им льготного кредитного финансирования должна осуществляться в рамках вышеуказанных мер государственной поддержки в пределах предусмотренных Законом о бюджете N 385-ФЗ бюджетных ассигнований.

Пунктом 7 Обращении предлагается установить вводные таможенные пошлины на обувь на уровне, принятом в странах Евросоюза, - 16,5 процента.

Минфин России готов рассмотреть вопросы корректировки ставки ввозной таможенной пошлины и норм беспошлинного ввоза на обувь в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 1166 "О Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции", через подкомиссию по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции (далее - Подкомиссия), обеспечение деятельности которой возложено на Минэкономразвития России.

Для корректировки ставки ввозной таможенной пошлины и норм беспошлинного ввоза на обувь юридическому лицу необходимо обратиться в Подкомиссию по форме, размещенной на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации (www.economy.gov.ru).

 

Заместитель директора Департамента

анализа эффективности преференциальных

налоговых режимов

Н.В.ИЗОТОВА

19.03.2021

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок