Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 19.03.2021 г. № 03-05-05-01/19935

Письмо Минфина России от 19.03.2021 г. № 03-05-05-01/19935

Вопрос: О предложениях по внесению изменений в законодательство РФ в части уплаты налогов и страховых взносов в отношении спортивной деятельности и спортивных услуг, инвестирования в спортивную отрасль.

09.04.2021Российский налоговый портал

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 19.03.2021 г. № 03-05-05-01/19935

 

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо от 15.02.2021 о предложениях по внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и сообщает следующее.

По вопросу внесения изменений в статьи 389 и 394 Налогового кодекса Российской Федерации

Предлагается пункт 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) дополнить пунктом 7, в соответствии с которым не являются объектом налогообложения по земельному налогу земельные участки, занятые спортивными сооружениями, спортивно-оздоровительными сооружениями, физкультурно-оздоровительными комплексами на период реконструкции или строительства спортивных сооружений, спортивно-оздоровительных сооружений, физкультурно-оздоровительных комплексов.

Кроме того, в отношении земельных участков, занятых спортивными сооружениями, спортивно-оздоровительными сооружениями, физкультурно-оздоровительными комплексами, установить пониженную налоговую ставку в размере, не превышающем 0,3 процента.

В соответствии со статьей 15 Кодекса земельный налог относится к местным налогам и является одним из основных источников формирования доходной базы местных бюджетов.

На основании статьи 387 Кодекса земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Устанавливая земельный налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных Кодексом (статья 387 Кодекса). При установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков.

Таким образом, вопросы об установлении налоговой ставки по земельному налогу, а также об установлении налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков должны решаться на местном уровне.

Учитывая изложенное, предложение об установлении на федеральном уровне налоговых преференций по земельному налогу не поддерживается.

По вопросу внесения изменений в пункт 4 статьи 374 Кодекса

Предлагается пункт 4 статьи 374 Кодекса дополнить пунктом 11, согласно которому не являются объектом налогообложения по налогу на имущество организаций спортивные сооружения, спортивно-оздоровительные сооружения, физкультурно-оздоровительные комплексы, приобретенные или построенные в течение 5 лет после приобретения или ввода в эксплуатацию, в случае если оказание спортивных, физкультурно-оздоровительных услуг на базе данного сооружения (комплекса) не является основным видом деятельности собственника такого спортивного сооружения, спортивно-оздоровительного сооружения, физкультурно-оздоровительного комплекса.

В соответствии со статьей 14 Кодекса налог на имущество организаций относится к региональным налогам и зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Данный налог устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая налог на имущество организаций, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки его уплаты, а также могут предусматривать дополнительные налоговые льготы (статья 372 Кодекса).

Таким образом, вопросы, связанные с предоставлением налоговых льгот по налогу на имущество организаций, следует решать на региональном уровне.

Учитывая изложенное, предложение об установлении на федеральном уровне налоговой преференции по налогу на имущество организаций не поддерживается.

По вопросу внесения изменений в статью 265 Кодекса

В части предложений о дополнении пункта 1 статьи 265 Кодекса подпунктом 19.8, согласно которому в состав внереализационных расходов будут включаться затраты в виде стоимости имущества (включая денежные средства), безвозмездно переданного некоммерческим организациям, целями которых являются развитие и популяризация либо содействие в развитии и популяризации спорта, физической культуры, развитие одного или нескольких видов спорта, подготовка спортивного резерва, организация и проведение физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий

Необходимо отметить, что при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций признаются экономически оправданные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (статья 252 Кодекса).

Учитывая, что операции по безвозмездной передаче имущества (включая денежные средства) не направлены на получение дохода, стоимость такого имущества (включая денежные средства) не может учитываться для целей налогообложения налогом на прибыль организаций.

Одновременно сообщаем, что, рассматривая вопросы стимулирования организаций, осуществляющих безвозмездную передачу имущества, их не следует увязывать с обеспечением экономической выгоды данных организаций со стороны государства, поскольку такая деятельность направлена, прежде всего, на оказание бескорыстной помощи, а не на извлечение экономической выгоды.

Учитывая изложенное, данное предложение не поддерживается.

В части предложений о дополнении пункта 1 статьи 265 Кодекса подпунктом 19.9, согласно которому в состав внереализационных расходов будут включаться затраты на строительство, реконструкцию спортивных сооружений, спортивно-оздоровительных сооружений, физкультурно-оздоровительных комплексов, а также расходы на содержание и эксплуатацию спортивных сооружений, спортивно-оздоровительных сооружений, физкультурно-оздоровительных комплексов, в случае если оказание спортивных, спортивно-оздоровительных физкультурно-оздоровительных услуг на базе данного сооружения (комплекса) не является основным видом деятельности собственника такого спортивного сооружения, спортивно-оздоровительного сооружения, физкультурно-оздоровительного комплекса

Отмечаем, что глава 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса уже содержит необходимые нормы, позволяющие учитывать вышеуказанные расходы, оцениваемые для целей налогообложения налогом на прибыль организаций, в порядке, предусмотренном статьей 275.1 "Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств" Кодекса.

Учитывая изложенное, данное предложение не поддерживается.

В части предложений о дополнении пункта 1 статьи 265 Кодекса подпунктом 19.10, согласно которому в состав внереализационных расходов будут включены расходы на оплату спортивных, физкультурно-оздоровительных услуг, оказываемых своим работникам

Необходимо отметить, что, как указано выше, расходы учитываются в целях налогообложения прибыли организаций, если они экономически обоснованны, документально подтверждены и связаны с деятельностью налогоплательщика, направленной на получение доходов (статья 252 НК РФ).

Следовательно, для целей налогообложения прибыли организаций учитываются расходы, непосредственно связанные с производственной деятельностью организации.

Спортивные, физкультурно-оздоровительные мероприятия проводятся вне рабочего времени и не связаны с производственной деятельностью работника организации, в связи с чем указанные расходы, а также другие аналогичные расходы, произведенные в пользу работников, отнесены к расходам, не учитываемым при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций (пункт 29 статьи 270 Кодекса).

Учитывая изложенное, данное предложение не поддерживается.

По вопросу внесения изменений в статью 171 Кодекса

Предлагается установить вычеты по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в отношении:

- товаров (работ, услуг), связанных со строительством, реконструкцией спортивных сооружений, спортивно-оздоровительных сооружений, физкультурно-оздоровительных комплексов, а также расходов на содержание и эксплуатацию спортивных сооружений, спортивно-оздоровительных сооружений, физкультурно-оздоровительных комплексов, в случае если оказание спортивных, физкультурно-оздоровительных услуг на базе данного сооружения (комплекса) не является основным видом деятельности собственника такого спортивного сооружения, спортивно-оздоровительного сооружения, физкультурно-оздоровительного комплекса (далее - объекты спорта);

- спортивных, физкультурно-оздоровительных услуг, оказываемых работникам налогоплательщика.

Абзацем шестым подпункта 14.1 пункта 2 статьи 149 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса предусмотрено освобождение от налогообложения НДС в отношении оказываемых населению услуг по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, которые соответствуют понятиям, установленным Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".

На основании статей 170 и 171 Кодекса суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для операций, подлежащих налогообложению НДС, подлежат вычетам, а суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для операций, освобождаемых от НДС, учитываются в стоимости этих товаров (работ, услуг).

Таким образом, налогоплательщик, осуществляющий операции по оказанию населению услуг по организации и проведению физкультурных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, освобождаемые от налогообложения НДС, и иные операции по реализации товаров (работ, услуг), облагаемые НДС на основании пункта 1 статьи 146 Кодекса, суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для оказания населению услуг по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, включает в стоимость этих товаров (работ, услуг), а суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для иных операций, принимает к вычету.

Принятие предложения о предоставлении собственнику спортивных объектов, осуществляющему на этих спортивных объектах операции по оказанию спортивных, физкультурно-оздоровительных услуг, освобождаемые от НДС, и иные операции по реализации товаров (работ, услуг), подлежащие налогообложению, права принимать к вычету в полном объеме НДС по затратам на строительство (реконструкцию), содержание и эксплуатацию спортивных объектов приведет к потерям доходов федерального бюджета.

Кроме того, принятие данного предложения создаст прецедент для постановки аналогичных вопросов собственниками иных сооружений (комплексов), используемых для операций по реализации товаров (работ, услуг), как подлежащих налогообложению НДС, так и не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) НДС, что в конечном итоге приведет к дополнительным потерям доходов федерального бюджета.

Что касается предложения о принятии к вычету НДС по спортивным, физкультурно-оздоровительным услугам, оказываемым работникам налогоплательщика, то согласно пункту 1 статьи 168 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, подлежащих налогообложению НДС, налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4, 5 и 5.1 статьи 161 Кодекса) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к уплате соответствующую сумму НДС покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав. В связи с этим при оказании физическим лицам спортивных, физкультурно-оздоровительных услуг, освобождаемых от налогообложения НДС в соответствии с вышеуказанным абзацем шестым подпункта 14.1 пункта 2 статьи 149 Кодекса, суммы НДС физическим лицам не предъявляются.

Кроме того, вычеты НДС, предъявленного физическим лицам, являющимся работниками налогоплательщика, по товарам (работам, услугам), предназначенным для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, нормами главы 21 Кодекса не предусмотрены.

Учитывая изложенное, вышеуказанные предложения о вычетах НДС не поддерживаются.

Также предлагается установить ставку НДС в размере 10 процентов для производителей спортивных товаров и инвентаря для занятий спортом.

В соответствии с действующими нормами Кодекса в случае установления пониженной ставки НДС в размере 10 процентов в отношении операций по реализации спортивных товаров и инвентаря для занятий спортом отечественного производства может возникнуть отрицательная разница между суммами НДС, исчисленными при реализации этих товаров, и суммами НДС, предъявленными продавцами товаров (работ, услуг), которая подлежит возмещению из федерального бюджета. Данное возмещение будет по существу являться субсидированием не только производителей указанных товаров, но и налогоплательщиков, реализующих данные товары.

Вместе с тем в случае установления пониженной ставки НДС в размере 10 процентов в отношении операций по реализации спортивных товаров и инвентаря для занятий спортом на территории Российской Федерации при ввозе спортивных товаров и инвентаря для занятий спортом импортного производства на территорию Российской Федерации будет также применяться налоговая ставка НДС в размере 10 процентов.

В связи с этим снижение ставки НДС с 20 до 10 процентов в отношении операций по реализации спортивных товаров и инвентаря для занятий спортом не окажет положительного влияния на конкурентоспособность отечественных производителей таких товаров.

Также следует отметить, что предложение по установлению пониженной ставки НДС в размере 10 процентов в отношении спортивных товаров и инвентаря для занятий спортом отечественного производства противоречит принципам международной торговли Всемирной торговой организации и Евразийского экономического союза, в соответствии с которыми нормами Кодекса установлено, что при ввозе товаров на территорию Российской Федерации применяются размеры ставок НДС, которые предусмотрены в отношении товаров, реализуемых на территории Российской Федерации.

Учитывая изложенное, предложение об установлении ставки НДС в размере 10 процентов для отечественных производителей спортивных товаров и инвентаря для занятий спортом не поддерживается.

По вопросу внесения изменений в статью 346.21 Кодекса

В качестве меры поддержки бизнеса, инвестирующего в спортивную отрасль, предлагается дополнить перечень расходов, на которые налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, вправе уменьшить полученные доходы при определении объекта налогообложения по этому налогу, следующими расходами:

- в виде оплаты спортивных, физкультурно-оздоровительных услуг, оказываемых работникам налогоплательщика;

- в виде стоимости имущества (включая денежные средства), безвозмездно переданного некоммерческим организациям, целями которых являются развитие и популяризация либо содействие в развитии и популяризации спорта, физической культуры, развитие одного или нескольких видов спорта, подготовка спортивного резерва, организация и проведение физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;

- расходами на строительство, реконструкцию спортивных сооружений, спортивно-оздоровительных сооружений, физкультурно-оздоровительных комплексов, а также расходами на содержание и эксплуатацию спортивных сооружений, спортивно-оздоровительных сооружений, физкультурно-оздоровительных комплексов, в случае если оказание спортивных, физкультурно-оздоровительных услуг на базе данного сооружения (комплекса) не является основным видом деятельности собственника такого спортивного сооружения, спортивно-оздоровительного сооружения, физкультурно-оздоровительного комплекса.

Кроме того, предлагается предоставить право налогоплательщикам, применяющим УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшать сумму налога на вышеуказанные расходы.

Указанные предложения направлены на стимулирование бизнеса, инвестирующего в спортивную отрасль.

Необходимо учитывать, что предлагаемые меры приведут к выпадающим доходам бюджетов субъектов Российской Федерации, на которые возложено исполнение социальных обязательств.

Вместе с тем предложенными преференциями смогут воспользоваться и налогоплательщики, которые не нуждаются в дополнительной государственной поддержке.

Учитывая изложенное, указанные предложения не могут быть поддержаны.

Одновременно следует иметь в виду, что субъектам Российской Федерации предоставлены полномочия по установлению дифференцированных налоговых ставок по УСН.

КонсультантПлюс: примечание.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду пункты 1 и 2 статьи 346.20 НК РФ, а не пункты 1 и 2 статьи 34620.

На основании пункта 1 статьи 34620 Кодекса для налогоплательщиков, перешедших на УСН с объектом налогообложения в виде доходов, законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 процентов в зависимости от категории налогоплательщиков.

Для налогоплательщиков, перешедших на УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категории налогоплательщиков (пункт 2 статьи 34620 Кодекса).

В этой связи в целях снижения налоговой нагрузки для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих УСН, субъекты Российской Федерации вправе дифференцировать налоговые ставки по УСН для такой категории налогоплательщиков, которые осуществляют спортивно-оздоровительную деятельность или активно в ней участвуют.

По вопросу снижения страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей, вкладывающих в развитие спортивной отрасли

Предлагается внести изменения в Кодекс, направленные на снижение суммы страховых взносов, уплачиваемых работодателями, путем исключения из базы расходов на цели, связанные со спортом, или путем снижения тарифов страховых взносов для организаций спортивной отрасли в целом в целях повышения мотивации бизнеса при организации занятий физической культурой и спортом внутри трудового коллектива, а также иных инвестиций в спортивную отрасль.

В этой связи отмечается, что под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

Одновременно законодательством Российской Федерации устанавливается определенный уровень страховых гарантий застрахованным лицам, обеспечиваемый за счет поступлений страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Исходя из положений статей 419 и 420 Кодекса плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают страховые взносы с выплат как в денежной, так и в натуральной форме, произведенных в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений.

Таким образом, исключение из базы для исчисления страховых взносов сумм оплаты работодателями физкультурно-оздоровительных услуг для своих работников и иных выплат работникам, связанных с поддержкой занятий физической культурой и спортом в трудовом коллективе, приведет к уменьшению размера выплат страхового обеспечения данных работников по соответствующим видам обязательного социального страхования, в том числе размера пенсии.

Также следует отметить, что рассматриваемое предложение может создать прецедент для обращения плательщиков с предложениями об исключении из базы для исчисления страховых взносов иных видов расходов работодателей по оплате тех или иных услуг своим работникам.

Кроме того, предлагаемое исключение из базы для исчисления страховых взносов сумм оплаты работодателями физкультурно-оздоровительных услуг для своих работников и иных выплат работникам, связанных с поддержкой занятий физической культурой и спортом в трудовом коллективе, повлечет снижение объемов доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов, что приведет к необходимости выделения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджетов данных фондов.

При этом источники компенсации сумм выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не определены.

Что касается снижения тарифов страховых взносов для организаций спортивной отрасли, то согласно статье 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" выпадающие доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов в связи с применением пониженных тарифов страховых взносов компенсируются за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Реализация предложения о снижении тарифов страховых взносов для дополнительных категорий плательщиков страховых взносов приведет к увеличению количества плательщиков страховых взносов, применяющих пониженные тарифы страховых взносов, что, соответственно, потребует увеличения трансферта из федерального бюджета бюджетам государственных внебюджетных фондов, за счет средств которых должны обеспечиваться государственные социальные гарантии граждан.

Вместе с тем Федеральным законом от 01.04.2020 N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", установлены начиная с 1 апреля 2020 года на бессрочный период пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 15% с части ежемесячных выплат в пользу физических лиц, превышающей величину минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало расчетного периода.

Таким образом, если плательщик страховых взносов, в том числе осуществляющий деятельность в спортивной отрасли, признается субъектом МСП, он вправе применять вышеупомянутые пониженные тарифы страховых взносов.

Поэтому дополнительные меры государственной поддержки не должны более затрагивать систему обязательного социального страхования, поскольку вопрос о снижении тарифов страховых взносов для плательщиков страховых взносов должен рассматриваться в увязке с соблюдением прав застрахованных лиц в системе обязательного социального страхования и источниками финансирования выпадающих доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В связи с изложенным и учитывая, что в сегодняшней ситуации расходы на социальные обязательства государства возрастают, предложения об уменьшении базы для исчисления страховых взносов на суммы оплаты работодателями физкультурно-оздоровительных услуг для своих работников и иных выплат работникам, связанных с поддержкой занятий физической культурой и спортом в трудовом коллективе, а также о снижении тарифов страховых взносов для организаций спортивной отрасли, которые приведут к существенному снижению поступлений сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов и увеличат расходы федерального бюджета, не поддерживаются.

 

Директор Департамента

Д.В.ВОЛКОВ

19.03.2021

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок