
Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 19.01.2021 г. № 03-03-06/1/2255
Письмо Минфина России от 19.01.2021 г. № 03-03-06/1/2255
Вопрос: Законодатель, преследуя цель привлечения под российскую регистрацию вновь строящихся российских судов, судов, принадлежащих российским судоходным компаниям и эксплуатируемых под иностранными флагами, посредством повышения конкурентоспособности российского флота и создания более благоприятных налоговых условий, создал Российский международный реестр судов и Федеральным законом от 20.12.2005 N 168-ФЗ закрепил положения, предусматривающие освобождение от налогообложения налогом на прибыль финансового результата от деятельности, связанной с эксплуатацией судов, зарегистрированных в РМРС (пп. 33 п. 1 ст. 251 и п. 48.5 ст. 270 НК РФ).
Несмотря на то что с момента принятия закона прошло уже 15 лет, до сих пор отсутствует единообразная практика применения указанных норм. Разнонаправленное толкование органами власти положений пп. 33 п. 1 ст. 251 и п. 48.5 ст. 270 НК РФ в части, касающейся отнесения тех или иных расходов и доходов к деятельности, связанной с эксплуатацией зарегистрированных в РМРС судов, влечет для налогоплательщиков значительные финансовые и репутационные риски.
ОАО не один раз сталкивалось с внезапным предъявлением налоговым органом претензий со ссылкой на несоответствие разъяснений Минфина России, которыми пароходство руководствовалось при определении налоговых обязательств, действующему законодательству (см., например, продолжавшиеся почти два года судебные разбирательства - Определение Верховного Суда РФ от 12.03.2019 N 307-ЭС19-3557 по делу N А05-3710/2018).
Принимая во внимание данное обстоятельство, считаем целесообразным предоставить налогоплательщикам право выбора - использовать или нет рассматриваемые преференции в виде освобождения от налогообложения результата деятельности с использованием судов, зарегистрированных в РМРС, в целях исчисления налога на прибыль (пп. 33 п. 1 ст. 251 и п. 48.5 ст. 270 НК РФ).
Положительное решение данного вопроса позволит налогоплательщикам, воспользовавшимся таким правом отказа от льготного налогообложения налогом на прибыль рассматриваемой деятельности, не только снизить риски предъявления претензий контролирующими органами, вызванных различным пониманием содержания пп. 33 п. 1 ст. 251 и п. 48.5 ст. 270 НК РФ, но и значительно упростить налоговый учет и, соответственно, сделать его более прозрачным для налоговых органов (отпадет необходимость ведения сложного раздельного учета доходов и расходов от деятельности, связанной с использованием судов, зарегистрированных в РМРС).
29.01.2021Российский налоговый порталОтвет:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19.01.2021 г. № 03-03-06/1/2255
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение от 18.11.2020 и по предложению предусмотреть в главе 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) возможность отказа для налогоплательщика применять отдельные положения указанной главы НК РФ сообщает следующее.
Необходимо учитывать, что в конструкции в главы 25 НК РФ заложен единый подход в применении порядка учета доходов и расходов, который определяется соответствующими положениями НК РФ. Так как установление вариативности применения в отношении отдельных норм НК РФ не соответствует концепции указанной главы НК РФ, данное предложение не может быть поддержано.
Одновременно сообщается, что в соответствии со статьей 137 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
При этом главой 19 НК РФ установлен порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц в случае несогласия налогоплательщика с решением, принятым налоговым органом по результату налоговой проверки.
Заместитель директора Департамента
А.А.СМИРНОВ
19.01.2021
Комментарии