
Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 24.12.2020 г. № 03-01-11/113898
Письмо Минфина России от 24.12.2020 г. № 03-01-11/113898
Вопрос: Об отдельных вопросах налогообложения, уплаты страховых взносов, исполнения обязательств по кредитам субъектами МСП; о приостановлении операций по счетам в банках и списании задолженности по налогам.
15.01.2021Российский налоговый порталОтвет:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24.12.2020 г. № 03-01-11/113898
Департаментом анализа эффективности преференциальных налоговых режимов совместно с Департаментом налоговой политики рассмотрено обращение и сообщается следующее.
По пункту 2 обращения
Согласно положениям главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, лицами, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее - НДС) либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщиков по исчислению и уплате этого налога, суммы НДС, предъявленные поставщиками таких товаров (работ, услуг), к вычету не принимаются.
Предоставление малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям, не являющимся налогоплательщиками НДС (освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщиков), права на вычет (возмещение) сумм НДС по приобретенным ими товарам (работам, услугам), используемым для производства продукции, будет по существу являться субсидированием таких хозяйствующих субъектов из федерального бюджета на сумму налога. В связи с этим принятие положительного решения по данному вопросу приведет к потерям доходов федерального бюджета и, кроме того, создаст прецедент для постановки аналогичных вопросов налогоплательщиками, осуществляющими операции, не признаваемые объектом налогообложения НДС и освобождаемые от налогообложения НДС в соответствии со статьями 146 и 149 Кодекса, что увеличит потери федерального бюджета.
Принимая во внимание, что в настоящее время НДС является важнейшим источником формирования доходов федерального бюджета (поступления от НДС в 2019 году составили около 34 процентов от всех налоговых доходов федерального бюджета), уменьшение поступлений этого налога в бюджетную систему Российской Федерации ограничит возможности финансирования расходных обязательств государства, в том числе в социальной сфере.
Учитывая изложенное, данное предложение не поддерживается.
По пункту 4 обращения
Президентом Российской Федерации Путиным В.В. в обращении к населению 25 марта 2020 года в связи с ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции на территории страны, в качестве одной из мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) было озвучено решение по снижению для них тарифов страховых взносов с 30 процентов до 15 процентов в отношении части выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, превышающей в течение месяца минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ).
В связи с этим Федеральным законом от 01.04.2020 N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" для субъектов МСП, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", установлены начиная с 1 апреля 2020 года на бессрочный период пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 15 процентов с части ежемесячных выплат в пользу физических лиц, превышающей величину МРОТ, установленного федеральным законом на начало расчетного периода.
Дополнительные меры государственной поддержки не должны затрагивать систему обязательного социального страхования, поскольку вопрос об уменьшении действующих в настоящее время тарифов страховых взносов должен рассматриваться в увязке с соблюдением прав застрахованных лиц в системе обязательного социального страхования и источниками финансирования снижающихся доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов, за счет средств которых должны обеспечиваться государственные социальные гарантии граждан.
Таким образом, учитывая, что в сегодняшней ситуации расходы на социальные обязательства государства возрастают, а увеличение мер поддержки субъектов хозяйственной деятельности приведет к существенному снижению поступлений сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов, предложения, предусматривающие дополнительное снижение тарифов страховых взносов для субъектов МСП, не рассматриваются.
По пункту 5 обращения
В соответствии со статьей 819 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) отношения, связанные с предоставлением кредита, устанавливаются кредитным договором. Пунктом 3 статьи 154 Гражданского кодекса определено, что для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка). В этой связи условия предоставления кредита, в том числе порядок его погашения, находятся в компетенции сторон, заключающих договор.
Кроме того, в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" органы законодательной и исполнительной власти не вправе вмешиваться в деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Отношения по заключению договора между кредитной организацией и клиентом являются гражданско-правовыми и не предусматривают возможности административно-правового воздействия на юридически равноправные стороны этих отношений.
При этом банки, являясь юридическими лицами, самостоятельно определяют направления своей работы и принимают решения по всем вопросам своей деятельности, а также самостоятельно разрабатывают внутренние документы, определяющие порядок проведения тех или иных операций, в том числе правила и порядок кредитования клиентов.
Учитывая изложенное, отмечаем, что законодательство допускает изменение кредитного договора по соглашению сторон. Кредитор рассматривает предложение заемщика, руководствуясь принципом свободы договора. При этом отказ банка в предоставлении клиенту возможности рефинансирования имеющейся задолженности (кредита) не может являться основанием для неисполнения клиентом своих обязательств по заключенному кредитному договору. Вместе с тем в случае недостижения соглашения с кредитором Вы можете обратиться в банки, предлагающие программы реструктуризации заемщикам других банков.
Вместе с тем Федеральным законом от 03.04.2020 N 106-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа" предусмотрено право физических лиц, индивидуальных предпринимателей и субъектов МСП в период до 30.09.2020 обратиться к кредитору с требованием об изменении условий договора, предусматривающим приостановление исполнения обязательств на срок, определенный заемщиком, но не превышающий шести месяцев.
Дополнительно отмечаем, что меры по поддержке граждан и бизнеса реализуются Центральным банком Российской Федерации. Соответствующая информация размещена на официальном сайте Банка России по адресу: https://www.cbr.ru/covid/.
В настоящее время в соответствии с рекомендациями Центрального банка Российской Федерации, изложенными в информационном письме от 30.09.2020 N ИН-06-59/141 и размещенными на официальном сайте Банка России по адресу: https://cbr.ru/StaticHtml/File/59420/20200930_in_06_59-14l.pdf, предусмотрена возможность кредиторов удовлетворять заявление заемщика, поданное в период с 01.10.2020 по 31.12.2020, и принимать решение об изменении условий кредитного договора (договора займа) на срок до трех месяцев с даты обращения заемщика с соответствующим заявлением на условиях, предусмотренных собственной программой реструктуризации кредитов (займов).
Кроме того, кредитные организации в настоящее время также самостоятельно ведут работу по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, оказавшихся в сложной жизненной ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
По пункту 6 обращения
1. В части неприменения приостановления операций по счетам в банках
На основании статьи 57 Конституции Российской Федерации и в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Кодекса каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Налоги являются важнейшим источником доходов бюджета, за счет которого должны обеспечиваться соблюдение и защита прав и свобод граждан, а также осуществление социальной функции государства. Без поступления в бюджет налоговых платежей невозможно финансирование предприятий, выполняющих государственный заказ, учреждений здравоохранения, образования, армии, правоохранительных органов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 76 Кодекса приостановление операций по счетам в банках применяется налоговыми органами, в частности, для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней и (или) штрафа, которое принимается налоговым органом в случае неуплаты или неполной уплаты плательщиком указанных платежей в установленные Кодексом сроки.
При отсутствии у плательщика задолженности по уплате вышеуказанных платежей у налогового органа отсутствуют основания для принятия такого решения.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 76 Кодекса приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 855 Гражданского кодекса предусмотрено, что при наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.
При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в очередности, предусмотренной пунктом 2 указанной статьи.
Списание денежных средств по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется в третью очередь (абзац четвертый пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса).
Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов (абзац седьмой пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса).
Таким образом, при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам плательщика расходные операции по требованиям, относящимся к третьей очереди и предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), если соответствующие платежные документы поступили раньше поручения налогового органа на перечисление налогов и сборов, не приостанавливаются.
То есть в этом случае приостановление налоговым органом расходных операций по счетам плательщика в банке не препятствует перечислению или выдаче ему банком денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту).
Учитывая изложенное, данное предложение не поддерживается.
2. В части списания через арбитражный суд задолженности по налоговым платежам
Пунктом 1 статьи 59 Кодекса определены случаи, когда недоимка и задолженность по пеням и штрафам признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию.
К таким случаям, в частности, относится принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесение им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Заместитель директора Департамента
анализа эффективности преференциальных
налоговых режимов
А.Т.ЗАИТОВ
24.12.2020
Комментарии