
Законодательство / Письма / Письма Минфина России от 7.02.2020 г. № 03-04-05/8084
Письма Минфина России от 7.02.2020 г. № 03-04-05/8084
Вопрос: О предложениях по повышению ставки НДФЛ, освобождению от НДФЛ отдельных категорий граждан и передаче в местные бюджеты поступлений от НДФЛ по нормативу 50%.
29.02.2020Российский налоговый порталОтвет:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7.02.2020 г. № 03-04-05/8084
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращения и сообщает следующее.
1. Повышение налоговой ставки по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ)
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в отношении большинства видов доходов физических лиц установлена единая налоговая ставка по налогу на доходы физических лиц в размере 13 процентов.
Кроме того, действующая система налогообложения по налогу на доходы физических лиц ориентирована на снижение налогового бремени за счет применения стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов, каждый из которых направлен на поддержку определенной категории граждан.
Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов увеличение налоговой ставки по налогу на доходы физических лиц, а также освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц доходов отдельных категорий граждан не предусмотрено, и разработка соответствующего законопроекта не осуществляется.
2. Внесение изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), направленных на закрепление в местных бюджетах поступлений от налога на доходы физических лиц по нормативу 50 процентов
В ходе реформы федеративных отношений и местного самоуправления разграничены расходные полномочия между органами власти и на постоянной основе за федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами закреплены на постоянной основе доходные источники.
Так, в соответствии со статьей 30 Бюджетного кодекса установлено закрепление доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, определены полномочия органов государственной власти (органов местного самоуправления).
На уровне субъектов Российской Федерации сконцентрированы доходные источники, объем поступлений которых в большей степени зависит от действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также связан с налогообложением бизнеса (налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций, налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения). При выборе перечня налогов, которые зачисляются в местные бюджеты, во внимание принимались равномерность размещения их налоговой базы по территории региона, степень мобильности, взаимосвязь налогов с уровнем благосостояния (доходами и собственностью) населения.
В этой связи наиболее приближенными к муниципальному уровню продолжают оставаться местные налоги и отчисления от таких федеральных налогов, как НДФЛ, налоги по специальным режимам налогообложения (единый налог на вмененный доход, единый сельскохозяйственный налог, налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения), отдельные виды государственных пошлин за совершение органами местного самоуправления юридически значимых действий и выдачу специальных разрешений.
Разграничение доходных источников обусловлено не только необходимостью покрытия расходных обязательств, но и спецификой финансовой системы Российской Федерации, например, такими характеристиками, как неравномерность размещения налоговой базы по территории страны, особенностями администрирования отдельных доходов, системой налоговых вычетов.
Для регулирования финансовых диспропорций в регионах и муниципальных образованиях с целью обеспечения конституционных прав граждан на получение государственных (муниципальных) услуг гарантированного объема и качества вне зависимости от территории проживания органами государственной власти используется механизм финансового выравнивания, в том числе в форме межбюджетного перераспределения средств. Работа данного механизма обеспечивается путем централизации части налогов на федеральном и региональном уровнях с одной стороны и предоставления финансовой помощи из федерального бюджета региональным бюджетам и из регионального бюджета местным бюджетам с другой.
Таким образом, Бюджетным кодексом предусмотрена возможность сочетания и использования органами государственной власти в отношении муниципальных образований как стимулирующих, так и поддерживающих механизмов.
Дополнительное перераспределение из регионального в местные бюджеты поступлений от НДФЛ нарушит установленные Бюджетным кодексом принцип сбалансированности бюджетов и принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.
Зачисление поступлений от данного налога в бюджеты муниципальных образований приведет к росту различий в бюджетной обеспеченности муниципальных образований, что потребует выделения дополнительных средств из бюджета субъекта Российской Федерации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований и приведет к выпадающим доходам бюджетов субъектов Российской Федерации, снизит возможности по обеспечению их сбалансированности, ограничит возможности субъектов Российской Федерации по оказанию финансовой помощи муниципальным образованиям.
Установленная в настоящее время пропорция распределения нормативов отчислений от НДФЛ между региональным и местными бюджетами (15 процентов в местные бюджеты и 85 процентов в региональные бюджеты) сложилась в результате принятых на федеральном уровне мер по централизации в 2012 - 2014 годах на региональном уровне полномочий органов местного самоуправления в сфере здравоохранения и дошкольного образования.
При этом необходимо учитывать предусмотренную статьей 58 Бюджетного кодекса обязанность по установлению регионом единых и (или) дополнительных нормативов отчислений в местные бюджеты от данного налога исходя из зачисления в местные бюджеты не менее 15 процентов налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от НДФЛ, что приводит к следующей пропорции зачисления НДФЛ: в местные бюджеты - не менее 30 процентов, в региональные бюджеты - не более 70 процентов и является стимулом для роста собственной доходной базы местных бюджетов.
В этой связи полагаем целесообразным сохранить предусмотренную Бюджетным кодексом возможность регионов по установлению единых нормативов отчислений от федеральных и (или) региональных налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации, в местные бюджеты, в том числе от НДФЛ.
Вопрос о дальнейшем перераспределении нормативов отчислений от НДФЛ может быть рассмотрен при условии передачи на муниципальный уровень дополнительных полномочий, исполняемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Учитывая изложенное, предложение о принятии на федеральном уровне решений в отношении передачи в местные бюджеты поступлений от НДФЛ по нормативу 50 процентов не поддерживается.
Заместитель директора Департамента
В.В.САШИЧЕВ
07.02.2020
Комментарии