
Законодательство / Письма / Письмо Минфина РФ от 29 декабря 2015 г. N 03-07-05/77259
Письмо Минфина РФ от 29 декабря 2015 г. N 03-07-05/77259
Пунктом 4.1 ст. 138 Закона N 127-ФЗ предусмотрено, что в случае признания несостоявшимися повторных торгов конкурсный кредитор по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, вправе оставить предмет залога за собой с оценкой его в сумме на десять процентов ниже начальной продажной цены на повторных торгах.
В п. 3 ст. 154 НК РФ установлено, что при реализации имущества, подлежащего учету с учетом уплаченного НДС, налоговая база по налогу определяется как разница между ценой реализуемого имущества, исчисляемой с учетом положений ст. 105.3 НК РФ, с учетом НДС и акцизов (для подакцизных товаров), и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок). Иными словами, налоговая база по НДС определяется как разница между ценой приобретения и ценой реализации.
В соответствии с п. 5 ст. 170 НК РФ банки имеют право включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы налога, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам). При этом вся сумма налога, полученная ими по операциям, подлежащим налогообложению, подлежит уплате в бюджет.
Согласно пп. 5 п. 2 ст. 170 НК РФ банки, применяющие порядок учета НДС в соответствии с указанным п. 5 ст. 170 НК РФ, суммы налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, учитывают в стоимости таких товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, в случае если такие товары в дальнейшем реализуются банками до начала использования для осуществления банковских операций, для сдачи в аренду или до введения в эксплуатацию.
Следовательно, в случае если приобретенное имущество подлежит реализации банком до момента его фактического использования и суммы НДС по указанному имуществу в расходы при налогообложении прибыли не включались, то данные суммы налога следует учитывать согласно порядку, предусмотренному пп. 5 п. 2 ст. 170 НК РФ, то есть включить в стоимость имущества. В связи с этим при реализации такого имущества налоговая база по НДС подлежит исчислению в соответствии с п. 3 ст. 154 НК РФ как разница между ценой приобретения и ценой реализации.
Напротив, в случае использования приобретенного имущества для осуществления банковских операций, сдачи в аренду или введения в эксплуатацию суммы НДС включаются в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль.
Согласно Письмам ФНС России от 10.11.2011 N ЕД-4-3/18801 и от 13.12.2012 N ЕД-4-3/21230 способ определения налоговой базы при реализации залогового имущества, указанный в п. 3 ст. 154 НК РФ, возможен только для имущества, в стоимость которого включен НДС на основании счетов-фактур. При получении имущества в результате обращения взыскания на заложенное имущество должника и оставления предмета залога за собой в случае признания повторных торгов несостоявшимися кредитным организациям счета-фактуры не предоставляются. Следовательно, в этом случае у банков не имеется оснований для учета суммы НДС в стоимости имущества и применения порядка определения налоговой базы при реализации приобретенного имущества согласно п. 3 ст. 154 НК РФ. Таким образом, при реализации такого имущества банки должны применять общий порядок определения налоговой базы по НДС, установленный в п. 1 ст. 154 НК РФ, - со всей цены реализации, что в дальнейшем влечет за собой возникновение убытков от реализации.
Возможно ли кредитным организациям применять п. 3 ст. 154 НК РФ при реализации имущества, принятого на учет без счетов-фактур, сумма НДС по которому не включалась в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль, в частности, в случаях реализации предмета залога, оставленного банком-залогодержателем за собой в счет погашения долга в связи с признанием повторных торгов несостоявшимися? При наличии сомнений в том, что организация-должник уплачивала НДС, налоговые органы могут проводить перекрестную проверку в кредитной организации и организации-должнике.
18.01.2016
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 декабря 2015 г. N 03-07-05/77259
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета банком налога на добавленную стоимость по приобретенному (полученному) имуществу, в дальнейшем реализуемому до начала использования для осуществления банковских операций, сдачи в аренду или до введения в эксплуатацию, и сообщает.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) банки, применяющие порядок учета налога на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 5 статьи 170 Кодекса, суммы налога, предъявленные по товарам, в том числе основным средствам, в дальнейшем реализуемым до начала использования для осуществления банковских операций, сдачи в аренду или до введения в эксплуатацию, учитывают в стоимости таких товаров, в том числе основных средств.
Подпунктом 11 пункта 5 статьи 169 Кодекса установлено, что в счетах-фактурах, выставляемых при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должна быть указана в том числе сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок.
Таким образом, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные банку по имуществу, реализуемому до начала его использования для осуществления банковских операций, сдачи в аренду или до введения в эксплуатацию, включаются в стоимость данного имущества на основании соответствующих счетов-фактур. В случае отсутствия счетов-фактур оснований для учета сумм налога в стоимости данного имущества не имеется.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
Комментарии