
Законодательство / Письма / Письмо Минфина РФ от 27 февраля 2015 г. N 03-04-06/10145
Письмо Минфина РФ от 27 февраля 2015 г. N 03-04-06/10145
01.04.2015
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 февраля 2015 г. N 03-04-06/10145
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу предоставления социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
Пунктом 12 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" от 29 ноября 2014 года N 382-ФЗ (далее - Федеральный закон) внесены изменения в статью 219 Кодекса, предусматривающие предоставление социального налогового вычета в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни, если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет, заключенному (заключенным) со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством).
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона данный закон вступает в силу с 1 января 2015 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Таким образом, положения Федерального закона о предоставлении налогоплательщику социального налогового вычета по расходам в виде страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни применяются в отношении страховых взносов (премий), уплаченных после его вступления в силу.
При этом налоговый вычет может быть предоставлен, если страховые взносы уплачивались самим налогоплательщиком, получающим указанный налоговый вычет, а выгодоприобретателями являются сам налогоплательщик или иные указанные в Федеральном законе лица.
Пунктом 9 статьи 2 Федерального закона предусмотрено внесение изменений в статью 213 Кодекса, в соответствии с которыми в случае расторжения договора добровольного страхования жизни (за исключением случаев расторжения договоров добровольного страхования по причинам, не зависящим от воли сторон) при определении налоговой базы учитываются уплаченные физическим лицом по этому договору суммы страховых взносов, в отношении которых ему был предоставлен социальный налоговый вычет, указанный в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 Кодекса.
При этом страховая организация при выплате физическому лицу денежных (выкупных) сумм по договору добровольного страхования жизни обязана удержать сумму налога, исчисленную с суммы дохода, равной сумме страховых взносов, уплаченных физическим лицом по этому договору, за каждый календарный год, в котором налогоплательщик имел право на получение социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 Кодекса.
В случае если налогоплательщик представил справку, выданную налоговым органом по месту жительства налогоплательщика, подтверждающую неполучение налогоплательщиком социального налогового вычета либо подтверждающую факт получения налогоплательщиком суммы предоставленного социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 Кодекса, страховая организация соответственно не удерживает сумму налога либо исчисляет сумму налога, подлежащую удержанию.
Из вышеприведенных положений следует, что если на дату выплаты выкупной суммы у страховой организации - налогового агента не имелось предоставленной налогоплательщиком упомянутой справки, она обязана удержать из выкупной суммы сумму налога, исчисленную с дохода, равного сумме страховых взносов, уплаченных физическим лицом по этому договору, за каждый календарный год, в котором налогоплательщик имел право на получение данного социального налогового вычета.
При этом статья 213 Кодекса не предусматривает задержку выплаты страховой организацией налогоплательщику выкупной суммы или отказ от ее выплаты в случае непредставления налогоплательщиком указанной справки.
По вопросам применения рекомендаций налоговых органов, а также перечня документов, требуемых для подтверждения фактической уплаты страховых взносов, следует обратиться в ФНС России.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Р.А.СААКЯН
Комментарии